Ни поступка, ни искусства. Цели и средства перформанса в Аушвице
21.01.2018 13:58
—
Новости Общества
|
Около года назад двенадцать молодых режиссеров и художников — поляки, немец, белорусы — Еще они успели заколоть ягненка — и тут схватили их полицейские. Сковали уже самыми настоящими наручниками, затолкали в машины и увезли. В отделении полиции молодые люди провели несколько суток. По их словам обращались с ними жестоко — что с юношами, что с девушками. Впрочем, эта жестокость включалась в исходный план. Вот что Режиссер перформанса Никита Володько отказался от адвоката и решил защищаться сам. Главный посыл его речи сводился к следующему: мы не раскаиваемся, поскольку целью акции было привлечение внимания к теме войны. «Мы хотели показать, что концлагеря ничему нас не научили, раз мы вмешиваемся не в свои конфликты. Афганистан, Чечня, Ирак — мы постоянно кого-то убиваем… Во время Второй мировой войны никто не обращал внимания на геноцид евреев — точно так же и сегодня мало говорят о том, сколько людей гибнет в Сирии. Я сам еврей. Мои родственники умирали во время Холокоста, так что я знаю, о чем говорю», — сказал он в Несколько дней назад назад суд Освенцима Задаю себе два вопроса: нравится ли мне то, что сделали у ворот Освенцима молодые режиссеры и художники? Нет. Нравится ли мне вынесенный приговор? Тоже нет. Сперва об акции. Перформансы — практика искусства. Именно поэтому возникают вопросы, уместные для любого художественного произведения: где, зачем и как? На последние вопросы участники акции Да, мы все знаем, убиенный агнец — библейский символ (многократно использованный и оттого ставший таким ходульным, что может сам по себе испортить любой спектакль). Да, в любом ресторане можно заказать блюдо из ягненка, так что одним больше, одним меньше, какая разница (так рассуждают перформеры). И потом, кровь - всегда действенный образ. Это не могло не вызвать шока у посетителей музея. Значит, цель достигнута? Не думаю. Посмотрев видеокадры, но не прочитав предварительно манифеста, не понимаешь, что все это значит и зачем? Названия городов на обнаженных телах, обрывочные фразы, наручники — все это не выглядит произведением искусства ни для ошеломленных посетителей, ни для тех, кто смотрит ролики. Текст искусства самодостаточен: его не нужно объяснять защитной речью. Он должен порождать разные интерпретации, но каждая из них должна иметь отправную смысловую точку. А тут, вроде, и читают манифест вслух, и названия городов на телах записаны, но кто обратит на это внимание в сутолоке, в шоке от «обнаженки» в столь неподходящем месте, а потом — и от крови ягненка? Художественное действо должно быть выверено, прицельно, «сделано»: не просто разделись, покричали, заклали овцу. В нем должна быть точность режиссуры, мизансцена, пластика. А если учесть, что перформанс был задуман с чертами хэппенинга (т.е., с включением сторонних людей — охраны, зрителей, полиции), то следовало максимально отточить высказывание. Соглашусь с Вот тут-то встает вопрос: «почему именно здесь?». И Никита Володько отвечает: Аушвиц, мол, был выбран как самый страшный памятник минувшей мировой войны. И вновь трактовка хромает — теперь уж в моральном смысле. Как бы сами перформеры и их близкие, отнеслись к подобному «мероприятию» в Хатыни, в Тростенце, в Куропатах? Мне кажется, плохо. В голову не пришло бы, потому что это не общие, а свои места памяти. А еще из-за нашей, еще менее покладистой, нежели польская, милиции. Перформеры явно не ожидали от поляков столь суровых санкций. Потому Никита Володько Никита не знает, какие санкции последовали бы за такое в США, в Швеции или в Германии. Такие же. А может, и хуже. Что мы видим в Аушвице? Страшные фотографии. Жуткие артефакты. Печи крематориев, газовые камеры, горы обуви, чемоданов, протезов, игрушек… Ужасает не только понимание, что за каждой парой сандаликов - ребенок, но и размах, бюрократизм, рачительный подсчет всего, что можно отнять у человека перед тем, как отправить его на убой, да-да, как того самого библейского агнца. С этим чудовищным прозрением выходишь из Аушвица — и видишь полтора десятка оголенных людей (в отличие от нагих тел на фото в мемориале — вполне здоровых, крепких и красивых), выкрикивающих непонятное, добровольно надевающих наручники. Подействует ли после того — это зрелище? Вы серьезно так думаете? Это все равно, как в Хатынь принести ящик с тремя курами, раздеться догола и поджечь несчастных птиц, крича этом пацифистские слоганы. Пацифизм, кстати, не вяжется ни с убийством ягненка, ни с убийством даже курицы, сколько бы стейков и крылышек не подавали в ресторанах. Тут уж выбирать надо. Логика искусства иная, чем логика жизни, но хоть какая-то быть должна. Почему они не избрали для акции людную улицу в Варшаве? Не знаю. Благие ли намерения, которыми дорога известно куда вымощена? Или то, что ныне называется «хайп»? Не берусь судить: возможно, и то, и другое. Широк человек, как писал классик. Это дело часто связывают с делом Pussi Riot. Сходство и впрямь бросается в глаза. Но «пуси» протестовали у себя в стране, не питая иллюзий по поводу мягкости европейских нравов. И при этом их акция в Храме Христа Спасителя, несмотря на абсолютно понятный посыл, вызвала у меня неприязнь. Помню, подумалось о множестве провинциальных женщин, которые месяцами собирают деньги: приехать в Москву ради того, чтобы помолиться в месте, которое считают святым. Даже если мы, более сведущие и образованные, с ними не согласны… Но когда стало известно о приговоре, антипатия к перформансу Pussi была заслонена сюрреалистическим вердиктом. Я ожидала максимум пятнадцати суток за хулиганство или общественных работ в каком-то бедном церковном приходе, или волонтерской работы с инвалидами или стариками. А девушек посадили. И пошло-поехало… Именно с этого дела и началось мракобесие с закрытием спектаклей, свиным рылом на крыльце театра, изгнанием инакомыслящих преподавателей из университетов, уничтожением (или «оптимизацией») лучших университетских кафедр в России, разгромом выставок Сидура и Стерджеса, «делом Серебренникова»… Похожее ощущение возникло и сейчас. Возникло — несмотря на то, что неприязнь к "Аушвиц-шоу" еще более усилились после серии интервью Никиты Володько. Эти интервью высокомерны, в них сквозит абсолютная уверенность в своей правоте и таланте, а также в том, что не разделяющие восторга перед их перформансом — «папуасы». Однако невозможно не думать и о другом: о том, что хулиганство даже под маской искусства — это хулиганство, и что карать за него тюрьмой на полтора года — это слишком. Исправительные заведения коверкают людей не менее, а, может, и более, чем «исправляют». Будь моя воля, я бы приговорила инициаторов действа к общественным работам — например, в том же Аушвице. К обязательному посещению длительного и хорошего курса лекций о Холокосте и в целом нацистском геноциде. К разбору архивов тех лет. Мне хотелось бы дать им шанс понять. Не испугаться, не отчаяться, не увериться в своей оскорбленной невинности и в высокой ценности своего «творчества», а понять… В том числе и то, что такое правда жизни и правда искусства — и как причудливо они взаимодействуют. Возможно, я наивна, и они не поняли бы. Но тогда у них был бы хотя бы шанс. Напоследок об одном перформансе — хотя тогда такого слова и не знали. Когда Франция была оккупирована нацистами, имя великого философа Анри Бергсона было внесено в список «почетных арийцев». Иногда нацисты заигрывали со знаменитостями, а Бергсон был нобелевским лауреатом. Он был уже стар и болен, почти не вставал с постели, однако, узнав об этом, с трудом поднялся. Накинул на пижаму халат — и поддерживаемый слугой пошел по улицам Парижа. Люди знали в лицо своего гения, их поразил его странный наряд, и они последовали за ним. А Бергсон дошел до комиссариата, где вписал свое имя в список евреев. Вскоре он умер. Это был правильный перформанс. Мужественный. Нужный. Потому что жанр перформанса — это соединение искусства и поступка. Не симуляции — поступка. Со всеми возможными вытекающими. Вспоминается и еще один знаменитый философ — Теодор Адорно, задавший вопрос: «Возможна ли поэзия после Освенцима?». Имелось в виду: может ли человек говорить красивыми словами о своей личной жизни — о природе, о чувствах, о метаниях — после истребления целых народов? Оказалось — может, на то он и человек. Но вот перформанс «после и подле Освенцима» — невозможен. Только молчание. Для крика и протеста следует поискать другие места. Протестовать против войны необходимо. Вопрос в цели и средствах. В общем-то, самый главный вопрос в жизни — именно о них. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Жанр перформанса - это соединение искусства и поступка. Не симуляции - поступка. Со всеми возможными вытекающими.
|
|