"Может быть, это единственный снимок человека". Зачем белорусы фотографировались на похоронах
16.02.2018 13:34
—
Новости Общества
|
Делать снимки на похоронах, а тем более хранить их в семейных альбомах, сейчас не принято. Но еще лет тридцать назад такая традиция в Беларуси была. Некрополист Иван Чайчиц исследует погребальные фотографии белорусов. Он рассказал TUT.BY, зачем наши предки звали на похороны фотографов. ![]()
«Раньше люди относились к смерти спокойнее»Гроб с покойником, траурная процессия — в семейных архивах многих белорусов и сейчас есть такие фотографии. Некрополист из Бреста Иван Чайчиц знает, почему они не пугали наших предков. — Раньше люди по-другому относились к смерти, спокойнее. Сегодня мы далеки от нее: смерть происходит где-то в больницах, в домах престарелых, а раньше это было на глазах у домочадцев. Часто умирали дети, случались эпидемии, — рассказывает Иван Чайчиц. — К тому же, Беларусь всегда была многоконфессиональным государством, здесь жило много верующих. А религии говорят, что смерть это лишь начало другого пути, что настоящий христианин не должен бояться смерти. Сейчас люди смерти боятся больше, хотя люди все так же умирают каждый день. ![]() Брестчанин изучает некрополи и биографии примечательных персон, которые там похоронены. Коллекция похоронных снимков собиралась постепенно. Кто-то из собеседников признавался, что из суеверий сжег такие фото, кто-то решился передать их исследователю. — В какой-то момент я понял, что в Беларуси была целая традиция — фотографировать на похоронах. Иван Чайчиц рассказывает: посмертные изображения в Европе были популярны еще когда не было фотографии, а покойников рисовали художники. — В Викторианскую эпоху было даже такое: покойника усаживали и фотографировали будто живого. У нас умершего так не беспокоили, он оставался в гробу. Но вокруг гроба часто выстраивалась родня усопшего. Потом этот снимок раздавали соседям, высылали родственникам, которые живут далеко. «Белорусские эмигранты высылали похоронные снимки домой»Брестчанин видел снимки, сделанные белорусами в далеких Аргентине, США. Они уезжали в другие страны на заработки, а традицию похоронного фото увозили с собой. — Такие снимки я получал из Казахстана, куда в разное время ссылали наших соотечественников, из Сибири. Уехавшие по возможности передавали снимки в Беларусь, чтобы тут родные могли увидеть: кто умер, кто жив, как изменились те, кого они знают, как похоронили того, кого знали на родине. В похоронных снимках содержался большой код памяти. Тогда ж не было ни интернета, ни мобильников, так что подобные фотографии могли много информации донести. ![]() Исследователь отмечает, что подобная традиция встречается у украинцев, латышей, литовцев, эстонцев, поляков, при этом похоронные снимки редко делали на территории современной России. Популярно это было, опять же, у белорусских эмигрантов и ссыльных. ![]() «Может быть, это единственный снимок человека»Самый старинный снимок в коллекции сделан в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века, в период межвоенной Польши, в городе Брест-над-Бугом. — Это похороны мальчика, его звали Богуслав, он умер в младенчестве. ![]() На еще одном снимке с похорон младенца надпись «Умер Толенька». Скорее всего, его сделали родители. Когда современные люди это видят, они критикуют: зачем вообще такое хранить? Но ведь это выбор родителей этого ребенка: сохранить его в памяти, и это важно. Иван Чайчиц видел на кладбищах в Бресте и в Антополе (Дрогичинский район) посмертные снимки детей, прикрепленные прямо на памятники. ![]() — Просто другого снимка у этого человека и не было. Многие удивляются: зачем хранить снимки 50-х годов своего мертвого прадеда? Некоторые добавляют: нужно хранить те, где он веселый, здоровый, живой. А я говорю: ребята, скорее всего, он всю жизнь вкалывал и у него никогда не было больших денег. И это тоже, может быть, единственное его фото. Некрополист отмечает, что большинство снимков в коллекции были сделаны в советские годы. Несмотря на времена атеизма, часто на похоронах, особенно в деревнях, выдерживались религиозные обряды. ![]() — Мы видим, что в деревнях на похоронах католика присутствует ксендз, православного — православный священник. У православных выносили хоругви. Пришедшие на похороны становились у гроба, причем старались, чтобы все попало в кадр: и покойник, и гости, и хоругви. На многих снимках видно, что голову покойнику специально поворачивали в сторону фотографа — чтобы запечатлеть человека в последний раз. Помимо постановочных, встречаются репортажные снимки с похорон: фотограф просто шел за процессией и выполнял свою работу. ![]() — В деревнях вообще люди в давнее время фотографировались только по двум поводам: свадьба и похороны. И в первом, и во втором случае люди всегда старались прийти нарядными. На похоронных снимках видно: люди не шли на скорбное мероприятие в рабочей одежде, отдавали дань уважения покойному: приводили себя в порядок, брали цветы и приходили, — рассказывает Иван Чайчиц. ![]() «Мужчине пришлось через много лет выкапывать супругу и детей»У каждого снимка с похорон может быть своя удивительная история. Пример — фотография, сделанные в Бресте в советские годы. — Это католический некрополь Бреста, 1954 год. Люди преклоняют колени перед могилой, а на заднем фоне стоит военнослужащий в шинели. Офицерам в форме колено можно было преклонять только перед знаменем, — поясняет Иван Чайчиц. — Этот мужчина хоронит жену. Жизнь так сложилась, что до этого у пары умерли еще двое детей. Они похоронены рядом. Известно, что в 70-х годах этот мужчина услышал объявление городских властей: часть католического некрополя пойдет под строительство железнодорожных ремонтных мастерских. Если кто-то хочет — может сам выкопать своих родственников и перенести либо на какой-нибудь другой некрополь, либо на свободное место. И этот мужчина своими руками выкапывал и свою супругу, и детей. ![]() Некрополист добавляет: самый большой вред кладбищам был нанесен в советские годы. Один из примеров: на месте старого еврейского кладбища Бреста сегодня стадион «Локомотив». «Думаю, скоро можно будет изучать саму традицию похорон»На многих фотографиях с похорон есть дети. Иногда они стоят прямо у гроба. Иван Чайчиц обращает внимание, что сегодня детей на похороны многие стараются не брать. — Мы видим: дети чаще всего не плачут, никто не вырывается, просто стоят. Их отправили к гробу, чтобы они запомнили образ дедушки, отца или матери, брата с сестрой — у детей ведь хорошая память. Сегодняшних детей полностью стараются оградить от погребения. Это снова о том, насколько мы все становимся далеки от такого повседневного события как смерть, и отодвигаем от него детей. Но ведь это действительность, которой современные дети совсем не видят и похороны однажды становятся для них абсолютным шоком. Некрополист отмечает: на многих снимках процесс похорон выглядит спокойным, чинным-благородным. ![]() — Это то, что может удивить современного человека. Мы живем в быстрое шумное время, когда дорога каждая минута. Куда-то несемся. Сегодня человека стараются похоронить в течение одного дня, если есть такая возможность. Нет традиции не то что посмертной фотографии, но и традиции, чтобы умерший переночевал в последний раз в собственном доме. Сегодня некоторые ритуальные фирмы не особо заботит соблюдение традиций. Думаю, скоро можно будет изучать собственно саму традицию похорон, ее исчезновение. А на этих снимках — неспешные, спокойные похороны. Когда не нужно было побыстрее опустить покойника в землю, потому что завтра нужно куда-то бежать. Когда люди могли успеть приехать из самых дальних уголков, чтобы проститься с родными. Никакой спешки. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Некрополист Иван Чайчиц исследует погребальные фотографии белорусов. Он рассказал TUT.BY, зачем наши предки звали на похороны фотографов. |
|