В редакцию «НП» обратилась читательница газеты и рассказала, что возмущена тем, что раньше на уроках технического труда учащиеся мастерили, получали определенные навыки работы и изготовления разнообразных предметов: лопат для очистки снега, скалок, разделочных и декоративных досок, кормушек, стульчиков и т. д. Ныне ребята пишут конспекты, а оценку учитель им ставит за каллиграфию письма. На вопрос о том, когда будем заниматься, ответ один: нет материала. Учащиеся сами готовы пойти навстречу педагогу и приобрести всё необходимое, но … Неужели теперь уроки трудового и технического труда в школах сводятся к составлению конспекта о том, как это надо делать?
Начальник отдела образования, спорта и туризма Столинского райисполкома Александр Николаевич ВЕЧОРКО объясняет, что, к сожалению, в учебной программе 5 и 9 классов сократилось количество часов по данному учебному предмету. Но это совсем не значит, что на уроках технического и обслуживающего труда учащиеся только составляют и пишут конспекты. Они составляют технологическую карту изготавливаемого изделия. Занятия проводятся согласно учебной программе, которая предусматривает обучение навыкам работы на различном оборудовании с разными материалами. Дополнительно дети могут посещать кружки, которые организованы в учреждениях, где также можно получить навыки работы с деревом, металлом, изготовления разных конструкций и т. д. (для мальчиков) и кройки, шитья, вязания и изготовления различных поделок в самых разных техниках: декупаж, квиллинг, пэчворк, бисероплетение и др. (для девочек). Сегодня изготовление сувениров, да и вообще ручная работа, пользуются популярностью среди учащихся. Во всех учреждениях организовываются выставки творчества как учащихся, так и педагогов, а также авторские выставки. Это свидетельствует о том, что ребята заняты любимым делом и они умеют мастерить. В кабинетах технического и обслуживающего труда также оформлены выставки лучших работ учащихся, которые систематически обновляются. Под руководством педагогов ребята принимают участие в районных конкурсах, олимпиадах по данным предметам. У нас есть победители областного уровня. Единственное неудобство, с которым приходится мириться, – это объединение кабинетов, но на это есть свои объективные причины, а образовательный процесс от этого никак не страдает.
- В начале учебного года каждый учащийся должен принести с собой в школу бумажные полотенца, туалетную бумагу, салфетки… В некоторых учреждениях эта процедура повторяется во втором полугодии, а в некоторых – каждую четверть. А если семья многодетная, то родителям приходится закупать всё необходимое оптом. На каком основании проводятся такие сборы, если образование у нас считается бесплатным?
Александр Николаевич объясняет, что такое решение могли принять сами родители во время заседания попечительского совета учреждения или это инициатива родительского комитета определенного класса. Это решение принимается сообща, только на добровольной основе и направленно на формирование и соблюдение санитарно-гигиенических навыков учащихся. Во всех учреждениях образования района имеются внутренние санузлы, созданы условия для мытья рук в обеденных залах, поэтому родители могут сами класть ребенку салфетки, чтобы дети использовали их в школьной столовой. Но ни в одном учреждении образования района насильно требовать ни салфетки, ни туалетную бумагу и т. д. не должны.
- Объясните, пожалуйста, чем руководствуется учреждение образования, когда ребенок получает реквизиты благотворительного расчетного счета с указанием суммы, которую родитель должен перечислить якобы добровольно. На самом же деле требуют от каждого ребенка представить квитанцию об оплате, а если родители отказываются уплатить данную сумму, это отражается на ребенке. Так где же здесь волеизъявление родителей?
— Положение о попечительском совете утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 года № 146, — рассказывает Александр Николаевич.- Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития. Одной из его задач является содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования. Он может принимать решение о привлечении денежных средств от спонсоров, шефских организаций, добровольных пожертвований и их размере от родителей. Все решения носят рекомендательный характер. Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчетный счет) по учету внебюджетных средств учреждения образования. Эти средства используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования. Определить, какую сумму законные представители учащихся перечисляют на благотворительный счет учреждения, решает попечительский совет, предварительно согласовав с руководством все волнующие вопросы и рассчитав материальные затраты на их решение. Действительно, часто попечительский совет просит содействия у руководства учреждения в информировании родителей о реквизитах благотворительного счета и сумме пожертвований. Как положительный пример, можно отметить работу попечительского совета гимназии. Если за счет бюджетных средств решаются вопросы с объемным ремонтом, то родительские комитеты активизируются, особенно перед началом учебного года, когда нужно подготовить учебные кабинеты, организовать проведение косметического ремонта и др. Принудительно никто не заставляет перечислять никаких средств. Это зависит от личной заинтересованности родителей. И говорить о том, что это каким-то образом отражается на ребенке, — это неправильно. Повторюсь, что родителей никто не может заставить перечислять деньги, а отыгрываться на ребенке – тем более. И сегодня я в очередной раз выражаю благодарность тем родителем, которые идут навстречу и помогают нашим учреждениям как материально, так и проявляют инициативу и самостоятельно принимают участие в проведении косметических ремонтов и других мероприятий.
- В СШ № 3 р. п. Речица в аварийном состоянии находится и спортивный зал, и актовый. Когда в учреждении планируется сделать ремонт, ведь это очень опасно для жизни и здоровья детей?
Начальник отдела образования, спорта и туризма Александр Вечорко поясняет, что аварийность объекта может быть установлена лишь специалистами. В феврале 2017 года производственно-строительное частное унитарное предприятие «Белремстройпроект» провело детальное обследование состояния строительных конструкций здания средней школы № 3 р. п. Речица. В отделе образования имеется и соответствующее техническое заключение, которое показал корреспонденту «НП» главный специалист отдела образования, спорта и туризма Владимир Владимирович Шевчук. В заключении прописано, что здание находится в работоспособном состоянии и может эксплуатироваться, а имеющиеся строительные конструкции не представляют угрозу безопасности детей.
В учреждениях образования района все ремонтные работы проводятся планово и по мере необходимости. Обхватить одновременно все учреждения района просто невозможно, поэтому решаются первоочередные задачи, а далее рассматриваются все остальные вопросы.
В СШ № 3 р. п. Речица своевременно проводились ремонтные работы в спортивном зале, когда там действительно возникла проблема. Сегодня в спортивном зале проводятся занятия и никакой опасности для жизни учащихся не существует.
На данный момент запланировано финансирование для окончания замены деревянных рам на европакеты в средней школе № 2 р. п. Речица, модернизация пищеблоков Маньковичского яслей-сада, средней школы № 2 г. Столина и средней школы № 2 р. п. Речица.
Интересовалась Людмила
КАСПЕРОВИЧ
Вопросы нашим корреспондентам можно задать ежедневно – с понедельника по пятницу – с 8 до 17 часов по телефону 2-02-35 (Лилия Гуща и Людмила Касперович) или 2-02-44 (Фёдор Шумко и Александр Никифоренко).