Через sms или аккаунт в соцсети. Мининформ о том, как могут идентифицировать интернет-комментаторов. 21.by

Через sms или аккаунт в соцсети. Мининформ о том, как могут идентифицировать интернет-комментаторов

25.04.2018 14:22 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На сайте Мининформа в рубрике «Вопрос-ответ» ведомство разместило разъяснения по поправкам в Закон о СМИ, которые депутаты недавно приняли в первом чтении. TUT.BY публикует их с незначительными изменениями.

Поправки в Закон о СМИ, напомним, предполагают добровольную регистрацию интернет-ресурсов в качестве СМИ (их будут называть «сетевыми изданиями»). Сотрудники незарегистрированных интернет-ресурсов не будут считаться журналистами, а госорганы будут вправе отказать им в аккредитации. Также вводится обязательная идентификация тех, кто размещает материалы в интернет-ресурсах (не только в сетевых изданиях), в том числе комментаторов на форумах, допускается возможность блокировки социальных сетей.

Закон также запретит распространение продукции иностранных СМИ в Беларуси без наличия разрешения, а редакции телеканалов должны будут обеспечить в еженедельном объеме вещания объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов.

У Мининформа появится право запрашивать у владельца интернет-ресурсов, поставщика интернет-услуг сведения, необходимые для анализа информации, размещенной на интернет-ресурсе, а также данные, идентифицирующие его владельца.

Проект Закона обязывает зарегистрироваться в качестве средств массовой информации все интернет-ресурсы?

Государственная регистрация интернет-ресурсов в качестве сетевых изданий будет носить добровольный характер. Интернет-ресурсы не обязаны проходить данную процедуру. При этом, сотрудники ресурсов, не прошедших государственную регистрацию, не будут являться журналистами СМИ.

С чем связана необходимость государственной регистрации сетевых изданий?

Основной целью является устранение существующей сегодня правовой неопределенности в части подхода к пониманию статуса таких медиаплощадок. Регистрация сетевого издания — способ приобрести статус СМИ ресурсам, позиционирующим себя в таком качестве. Его сотрудники будут являться журналистами, иметь право на аккредитацию и пользоваться иными возможностями, представляемыми средствам массовой информации.

Сколько интернет-ресурсов, размещенных в доменной зоне «by», могут стать средствами массовой информации?

Прогнозировать возможное количество интернет-ресурсов, которые будут позиционировать себя в качестве сетевых изданий, сложно. Исходя из количества поступающих обращений на эту тему в министерство, желающих много. Все зависит от того, кто из них будет готов работать в соответствии с требованиями законодательства о средствах массовой информации.

Законопроект предусматривает идентификацию пользователей на интернет-ресурсах. Как должна быть реализована данная процедура?

Порядок идентификации пользователей будет определяться постановлением Правительства, поэтому о конкретике пока говорить рано. Возможно идентификация пользователей будет реализована владельцем интернет-ресурса при помощи телефонной SMS-идентификации — процедуры, при которой владелец интернет-ресурса осуществляет отправку SMS сообщения со специальным кодом на мобильный телефон пользователя. Идентификация может быть осуществлена и через какой-то иной определенный канал коммуникации в виде адреса электронной почты, аккаунта пользователя в социальной сети.

Следует отметить, что сегодня на большинстве информационных ресурсов осуществляется идентификация пользователей тем или иным способом. При этом подобные правила функционирования интернет-ресурсов не воспринимаются пользователями как посягающими на свободу мнений, убеждений.

В чем необходимость размещения на сайте сведений о владельце интернет-ресурса?

Сегодня отсутствие на многих ресурсах сведений о владельце приводит к непрерывно растущему потоку обращений граждан и юридических лиц, которые, не располагая информацией о владельце интернет-ресурса, лишены возможности обратиться к нему за разрешением той или иной спорной ситуации. Наличие обозначенной в законопроекте информации даст возможность пользователям ресурса, государственным органам напрямую обращаться к владельцу ресурса с предложениями, жалобами, претензиями.

Устанавливается требование ко всем редакциям телепрограмм обеспечивать объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов. Сейчас у многих СМИ этот объем достигается?

Основными республиканскими телеканалами («Беларусь 1», «Беларусь 3», «ОНТ», «СТВ») 30-процентное наполнение эфира программами белорусского (национального) производства обеспечивается.

Сложнее обстоят дела на телеканалах «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь». Здесь программы собственного вещания не превышают 10 процентов.

Часть региональных телеканалов обеспечивают производство собственного вещания в пределах 20 процентов, часть — более 30 (к таким, в первую очередь, относятся областные компании с их телеканалом «Беларусь 4»), есть несколько компаний с весьма высоким уровнем производства собственного контента — свыше 40 процентов («Лидское телевидение», «Варяг» (Пинск) и др.).

Законопроект устанавливает запрет для иностранных граждан и юридических лиц выступать учредителями СМИ. Коснется ли данное требование уже существующих СМИ, учредителями которых являются нерезиденты?

Выполнение этого требования должны будут обеспечить и существующие сегодня СМИ. Законопроект предусматривает, что редакции СМИ и учредители средств массовой информации, зарегистрированных до вступления в силу Закона, обязаны в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона обеспечить выполнение требований, предусмотренных настоящим Законом.

Почему наряду с судебным сохраняется внесудебный порядок ограничения доступа к интернет-ресурсу по решению Мининформа?

Действительно у Мининформа есть право в некоторых случаях принимать решения об ограничении доступа к интернет-ресурсу без судебного решения. Это оправдано и необходимо, в первую очередь, чтобы оперативно реагировать на противоправные проявления в Интернете, которые причиняют вред общественным и государственным интересам.

Решения об ограничении доступа к запрещенной информации принимаются в абсолютном большинстве на основании уведомлений государственных органов, выявивших в интернете информационные сообщения и материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено. В отношении информации, направленной на пропаганду порнографии, насилия и жестокости, представляется заключение республиканской экспертной комиссии. Решения об ограничении доступа к интернет-ресурсам не принимаются беспочвенно, необдуманно и без законных оснований.

Судебное разбирательство — процесс длительный. Невозможно допустить распространение в свободном доступе информации, пропагандирующей насилие, содержащей призывы к суициду, сведений, пропагандирующих потребление наркотических средств, психотропных веществ. Затягивание в решении вопроса ограничения доступа к такой информации по сути является пособничеством в совершении правонарушений.

Существует ли сегодня процедура возобновления доступа к заблокированному интернет-ресурсу? И кто ее может инициировать?

Такая возможность сейчас предусмотрена постановлением Оперативно-аналитического центра при президенте, Министерства связи и информатизации от 19.02.2015 N 6/8 «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет». В Законе о СМИ норм, посвященных такой процедуре нет. Вместе с тем, порядок возобновления доступа к интернет-ресурсу отражен в законопроекте. Предусмотрено, что владелец интернет-ресурса, доступ к которому в установленном порядке ограничен, в случае устранения нарушений законодательных актов Республики Беларусь вправе письменно обратиться в Мининформ с заявлением о возобновлении доступа к соответствующему интернет-ресурсу. Срок рассмотрения заявления — один месяц.

Что повлечет за собой нарушение запрета на распространение продукции иностранного средства массовой информации на территории Беларуси без наличия разрешения?

Административную ответственность по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.

Законопроект предполагает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Размер штрафа за распространение запрещенной информации в СМИ достигает 500 базовых величин. Насколько оправдан такой высокий размер? В каких-либо странах Евросоюза применяются финансовые санкции за подобные нарушения?

В западных странах, в том числе крупнейших государствах Евросоюза, действуют различные механизмы законодательного регулирования, под которые подпадают отношения, связанные с использованием сети Интернет. В силу особенностей развития общественных институтов этих стран, устоявшейся правовой и политической культуры, функции государственного регулирования осуществляются посредством общественных структур, местной власти и судебных решений, но санкции к нарушителям применяются достаточно жесткие, в первую очередь, в финансовом плане.

Для детей и подростков Интернет становится информационно-образовательной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Однако большой процент информации причиняет или может причинить вред детям. Законопроектом расширен перечень информации, распространение которой запрещено. Помогут ли нормы Закона о СМИ в решении проблемы обеспечения безопасности детей в Интернете?

Министерство информации уделяет самое серьезное внимание решению вопросов, связанных с защитой детей от противоправной информации в Интернете. В 2016 году были внесены изменения в Закон о СМИ и Закон об издательском деле, касающиеся знака возрастной категории. Министерство выступило разработчиком постановления Совмина, устанавливающего порядок присвоения информационной продукции знака возрастной категории; критерии определения возрастной категории детей, среди которых допускается распространение информационной продукции. В 2016 году был создан общественно-консультативный совет по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Без сомнения, регулирование распространения информации в сети Интернет необходимо. Но не стоит забывать, что ограничивать и защищать детей от вредной информации необходимо и в обыденной жизни: дома, на улице, в школе. Данная проблема решается намного сложнее. Весь спектр отношений, который складывается между ребенком и социумом, включая Интернет, невозможно предусмотреть в нормах права.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На сайте Мининформа в рубрике "Вопрос-ответ" ведомство разместило разъяснения по поправкам в Закон о СМИ, которые депутаты недавно приняли в первом чтении. TUT.BY...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика