«По 30 кг конфет на сироту». Какой должна быть благотворительность перед Новым годом и не только
10.12.2018 12:20
—
Новости Общества
|
По результатам прошлого года в рейтинге стран мира по индексу благотворительности —
Расчет этого индекса основывается на обработке ответов респондентов на простые вопросы:
С учетом фиксации исследователей именно на «последнем месяце», предлагаю нам всем делать добрые дела именно сейчас, тем более что в нашем обществе декабрь всегда отличается этаким благотворительным предновогодним и предрождественским ажиотажем. Традиционно лидерами по новогоднему одариванию являются дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. Особую, и к счастью сегодня уже малочисленную, группу среди них составляют самые обездоленные — воспитанники детских интернатных учреждений: 320 социальных сирот из минздравовских домов ребенка; чуть более 800 детишек из детдомов и 1300 — из школ-интернатов системы минобразования; еще 450 — из домов-интернатов системы социальной защиты. Именно этим детям придется выступать перед спонсорами на всех новогодних утренниках и концертах, именно их учреждения получат необходимое оборудование для учебного процесса или развития детей, а сами дети станут обладателями порядка 30 кг конфет на брата (знакомый директор школы-интерната на досуге посчитал, что его воспитанникам на Новый год перепало по 22 сладких подарка, каждый из которых был в пределах полутора килограммов). Как будто все спонсоры и дарители объединяются в общем стремлении заменить подарками и своими акционными визитами в учреждения отсутствующих в жизни детей мам и пап… Потом новогодними конфетами празднуются все последующие праздники: и 23 февраля, и 8 марта, и Дни именинников. Запасливо¸ опять же дареному коню в зубы не смотрят. Гораздо менее обласканными спонсорской заботой, но не забытыми в предновогодней суете, станут воспитанники опекунских (более 9000), приемных (более 4500) семей и детских домов семейного типа (почти 2000 детей). Ближе к праздникам ни одно СМИ не останется в стороне: все расскажут о посещениях интернатных учреждений высшими должностными лицами и руководителями органов власти, покажут красочные сюжеты о том, как они кружились в хороводах за руки с детишками и какой радостью светились глаза руководителей этих самых интернатных учреждений, получивших давно вожделенный инвентарь. Не затрагивая святое — любовь к детям — давайте подумаем о том, как можно лучше удовлетворить наше взрослое желание одаривать подарками совершенно незнакомых детей и быть добрыми и хорошими перед Новым годом. Первое правило подарков можно сформулировать примерно так: подарок покупается за свои, за кровные. Деньги здесь выступают неким мерилом отношения к одариваемому. Не призываю скидываться «по-богатому», но отмечу, что подарки, купленные детям за средства республиканского бюджета в рамках новогодней благотворительной акции «Наши дети» не несут личного отношения дарителей, если те не затратили на подарки ни копейки личных средств. По моему мнению, бюджет не должен оплачивать благотворительные события. И можно только приветствовать, когда в некоторых госорганах на благотворительную новогоднюю акцию должностные лица «сбрасываются», как обычные граждане. Кстати, в США размер среднего благотворительного пожертвования составляет 10 долларов. Т.е. пожертвовать могут люди разного достатка, и это является фактором, объединяющим гражданское общество: важно не то, сколько один состоятельный гражданин или мощная кампания могут много дать, а то, сколько людей готовы оказать посильную поддержку нуждающимся. Второе правило: подарки должны быть разнообразными и ориентированными на потребности детей. Как в семье: не дарим же мы ежегодно ребенку один и тот же сладкий подарок или один и тот же тренажер. Чего же не хватает детдомовцам? Индивидуального отношения, личного внимания, персональной заинтересованности. Кому-то из старших девочек хочется на курсы визажа походить: нужно оплатить. Кому-то из старших мальчиков — сдать на права. Кому-то нужны хорошие брекеты, а кому-то гитара — своя, собственная. Нужным и востребованным в интернатном учреждении будет познавательная экскурсия по интересным местам как в нашей стране, так и в близком зарубежье: чтобы вместе, чтобы всем классом, а не только для тех, кого по полу, возрасту и заявкам оздоровительных фондов делегировали на заграничное оздоровление. Чтобы дети получили желаемое и полезное педагоги должны выйти за рамки тривиальных, словно под копирку написанных писем Деду Морозу, а на основе того же личного отношения и глубокого знания потребностей ребенка подсказать, помочь ему сформулировать желание. Иначе, как сказал один подросток накануне новогоднего визита спонсоров в интернат: «Хочешь — не хочешь, а танцуй! Никто не спрашивает про твои желания». Это совершенно иной уровень работы со спонсорами, это требует времени, креативности и организованности. Задаривая детей, благотворители порой совсем не замечают взрослых, которые находятся рядом с одаряемыми. Между тем, именно от благополучия этих взрослых практически напрямую зависит благополучие детей, психологическое — в первую очередь. Посмотрите, кто сегодня работает в интернатах, детдомах, возглавляет детдома семейного типа, приемные и опекунские семьи. Как правило, это возрастные, усталые люди. Они-то не понаслышке знают, каково это — дарить свое тепло детям. У нас совершенно не представлена практика благотворительной поддержки этих людей. А ведь не лишним было бы помочь им, к примеру, пройти квалифицированное медицинское обследование. Благотворительность должна иметь свою инфраструктуру. И это не только прозрачные ящички для пожертвований в торговых центрах и Указ о благотворительной (спонсорской) помощи, регулирующий, в основном, вопросы: кто кому и сколько может проспонсировать и как за эти операции отчитаться. Это прозрачность от слова «вообще»: нужен нормативный акт, который установит основы правового регулирования благотворительной деятельности, конкретизирует различные ее формы: меценатство, добровольчество, спонсорство, шефство, наставничество, волонтерство, иные формы участия граждан в поддержке нуждающихся, зафиксирует правоотношения, возникающие в процессе благотворительности, определит, что такое благотворительная организация, установит меры поддержки государством различных видов благотворительности и способы поощрения особо отличившихся благотворителей. Благотворительности нужна системная информационная поддержка. Не для того, чтобы трубить о своих славных делах и выкладывать на всеобщее обозрение отчетные фотографии об использовании благотворительно собранных средств, на которых изображены грустные детдомовцы или дети из многодетных семей на фоне гор туалетной бумаги, памперсов и моющих средств. А для того, чтобы люди, вдруг заинтересованные пожертвовать, могли выбрать из общего (странового ли, регионального или местного) перечня понравившийся по тематике и аудитории проект и поддержать его. На прошедшем в середине ноября в Минске форуме «Святость материнства», который стал площадкой для обмена опытом и мнениями по вопросам добровольчества в России, Беларуси и некоторых других странах, было очень заметно минимальное присутствие отечественных благотворительных инициатив. Поэтому третье правило подарков может звучать примерно так: «нужно создавать условия для добрых дел, чтобы благотворителю было удобно, понятно и безопасно». Один из выводов исследования «Мирового индекса благотворительности» — участие в благотворительности непосредственно связано с ощущением себя счастливым человеком. Или помощь нуждающимся формирует у благотворителя позитивное самоощущение, или счастливые люди более склонны делать добрые дела. Оставим выяснение этого вопроса тем, кто с упоением спорит о первичности курицы или яйца. Спешите делать добро и будьте счастливы! Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По результатам прошлого года в рейтинге стран мира по индексу благотворительности - Charities Aid Formation: The World Giving Index 2017 - Беларусь продемонстрировала одинаковый с...
|
|