«Я люблю маму и Деда Мороза». Познакомьтесь с Машей из школы-интерната
11.12.2018 09:30
—
Новости Общества
|
Новогодние праздники — время исполнения заветных желаний. Но не все имеют возможность увидеть под елкой долгожданный сюрприз. Вместе с В прошлом выпуске Пожар и дом, который больше непригоден для жизниСемья Маши уже печально знакома белорусам. В 2013 году сводки новостей сообщили: мальчик тринадцати лет во время пожара спас пьяного отца. Это был один из трех братьев девочки — он услышал сигнал пожарного извещателя, позвонил в МЧС и действовал по инструкции спасателей: разбудил отца и перетащил в комнату, где было меньше всего дыма. Выбраться из дома им помог прохожий, который руками выбил двойной стеклопакет. Сейчас папа четверых детей «проживает» в ЛТП. Мама после пожара переехала в другой дом, который для жизни абсолютно непригоден: там нет света, обоев, удобств и даже постельного белья. Родительских прав лишили обоих взрослых, после чего Маша с братиком Мишей попали в интернат, а два взрослых сына, дождавшись совершеннолетия, поспешили устроить свою жизнь вдали от семьи. У матери, которая стала обязанным лицом (в данном случае это человек, который обязан возмещать расходы, возникающие у государства при содержании отобранных детей. Если такого сделать они не могут, то принудительно трудоустраиваются. — Прим. TUT.BY), есть шанс вернуть младших под свое крыло. По словам социального педагога школы-интерната в Антополе, женщина не пьет и не пропускает работу. Начальник колхоза, в котором проживает мама девочки, стоит за нее горой. Но пока дом не будет хотя бы минимально пригоден для жизни, детей обратно в семью не отдадут. «Как бы дома ни было, дети будут туда стремиться»Директор школы-интерната Геннадий Якушевич отмечает, что вся драма в том, что родители не готовы взять себя в руки и что-то изменить ради себя и своих детей. — Приезжал как-то папа, привозил Маше и Мише конфеты. Я ему говорю: «Ну почему стоишь на месте? Дети же хотят домой!» Но ответ был: «Я не могу. Просто не могу ничего с собой поделать». А малыши все равно хотят к родителям. Как бы дома ни было: холодно, голодно — они будут стремиться туда, — объясняет руководитель. И, словно в подтверждение этих слов, Маша впервые с нами заговорила: — Люблю маму. У девочки умеренная степень умственной отсталости. Она не может писать и читать, однако очень открыта общению. — Машеньку навещает и мама, и тетя, и брат. Да, Машенька? — обращается к ребенку директор. — Да! — согласно кивает она. — Она очень давно была дома и, конечно, скучает. Но иногда Машу берут на патронат — забирают на выходные или праздничные дни. Маша, тебе понравилось у тети Гали? — снова обращается Геннадий Якушевич к девочке. — Да, — опять отвечает Маша. Летом детей отправляют в лагеря, а некоторых — на оздоровление в Италию, и Маша тоже в их числе. — Мы стараемся сделать все, чтобы дети стали счастливее. Они и так испытывают острую нехватку внимания, тепла, семейной нежности. Компенсируем как можем, — делится руководитель. «Сироты остаются в доме инвалидов до конца жизни»В Антопольской вспомогательной школе-интернате, которая открылась в 1960 году, проживают 113 детей. У всех, к сожалению, есть какой-то диагноз. В основном это умственная отсталость трех степеней — легкая, умеренная или глубокая. Почти третья часть воспитанников — социальные сироты: 41 ребенок находится на полном попечении государства. — Будущее наших ребят тоже зависит от тяжести заболевания, — рассказывает Геннадий Якушевич. — Например, дети, приближенные к «норме», могут получить профессию (у девочек есть возможность стать швеями, овощеводами, у мальчиков — малярами, столярами или даже обучиться гончарному мастерству). После выпуска мы отправляем их в Ивацевичский лицей, где они могут развиться в своих умениях и получить диплом. Ведь после школы у них есть свидетельство лишь об одной сданной дисциплине — трудовом обучении. А воспитанники с более тяжелой степенью отсталости отправляются домой, если у них есть родители. Сироты же распределяются в дом инвалидов, где находятся до конца жизни. Маша умеет работать на швейной машинке. Помочь себе она не позволяет — все делает самостоятельно. В школе девочек обучают работе на двух типах машинок: с ножным и электрическим приводами. Директор объясняет: делается это для того, чтобы выпускницы могли и трудиться на массовом производстве, и мастерить в домашних условиях. — Еще Машенька любит заниматься поделками. У нас это обычно происходит так: ребенок складывает или склеивает мелкие детали, а учитель собирает все воедино, — объясняет руководитель школы. Девочка с радостью демонстрирует свои любимые работы, которые стоят в кабинете детского творчества, и с удовольствием фотографируется с ними в руках. «Никто не чувствует себя одиноким»Дети, которые находятся здесь, умеют радоваться каждой мелочи, улыбке и доброму слову в свой адрес. И, конечно, очень любят праздники, которые для них становятся настоящим чудом: — Новый год у нас проходит в несколько этапов. Сначала, в двадцатых числах декабря, мы устраиваем мероприятия для старших школьников, — рассказывает Геннадий Якушевич. С пяти до семи вечера у них проходит праздник, а потом начинается дискотека. Разрешаем им подольше не ложиться спать. Для малышей же утренник устраиваем на следующий день в 11 утра. Они высыпаются, кушают, надевают свои новогодние костюмы и идут в актовый зал. Представление идет час-полтора, после чего приезжают родители и разбирают детей по домам. Для тех же ребят, кто остается встречать Новый год в интернате, праздник устраивают сами работники школы во главе с директором. — 31 декабря я прихожу на работу в 9 или 10 часов вечера. Мы делаем большой стол с горячими бутербродами, пиццей, сладостями, ставим детям в спальне елку, телевизор и встречаем праздник вместе. Никто не чувствует себя одиноким, ребята очень счастливы, — улыбается собеседник. Сегодня Геннадий Леонидович поможет стать счастливее и Маше, которая будет вместе с ним писать письмо Деду Морозу — девочка его очень любит. Кажется, она уже придумала, что хочет попросить у бородатого волшебника. Поэтому доверительно кладет свою маленькую ладошку в руку директора, и они начинают вместе выводить букву за буквой. Как настоящей девочке, Маше захотелось увидеть под елкой набор детской косметики и красивую сумку. Геннадий Леонидович помог нарисовать пожелания воспитанницы: — Я очень старался, — улыбается он. А Маша, в свою очередь, штрих за штрихом раскрасила свои мечты в яркие цвета. «Караван», который отправится по детским домам уже 16 декабря, обязательно исполнит желания детей из школ-интернатов. Однако настоящее волшебство под силу совершить не только Деду Морозу. Ведь для этого нужен не посох и огромный мешок с подарками, а осуществление мечты стать счастливой семьей.
|
|