«Вначале стеснялись. Особенно старшие». Как школьный учитель в Витебске поет с детьми по теме урока
18.02.2019 11:33
—
Новости Общества
|
Своих учеников учитель витебской СШ № 29 Леонид Маранов называет «друзьями», а когда они его особо радуют — «ангелами». На его уроках — истории или допризывной подготовки — педагог и дети вместе поют под гитару. Чаще всего — произведения на стихи и музыку самого Маранова, иногда — других авторов. И директор школы с завучем не против этих «концертов»: ведь песни всегда по теме урока и помогают лучше запомнить тему. История — основной предмет, который преподает Леонид Леонидович. В нагрузку — еще три: МХК (мировая художественная культура), ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности, если кто забыл, как это расшифровывается) и допризывная подготовка. За почти 30 лет стажа, половину из которого он в этой школе, говорит, программы не раз менялись, приходилось также вести русский язык и литературу, географию, а еще этику, эстетику — если помните, были раньше такие дисциплины. На уроках Маранова в классе в углу всегда стоит гитара. — Вообще я самоучка — три аккорда, — признается учитель. — Но без гитары я никуда уже много лет. Петь в школе он начал лет 10 назад. Поначалу на творческих мероприятиях, а потом — и на уроках. Сперва так историю вел в старших классах, позже — в младших. Чаще всего поет произведения на свои стихи и музыку, причем бывает, что пишет песню специально для какого-то конкретного урока. Сколько у него песен, Леонид Леонидович не помнит: — Можно я буду нескромным и скажу приблизительно? Когда их было 800, я прекратил считать. Сейчас, может быть, их 1200, не знаю. Ведь песни пишутся не для статистики. «Франциск Скорина — тоже немножко Прометей»На истории Древнего мира в 5 «Б» сегодня тема — «Боги Древней Греции». — Друзья, каждый бог имел свою функцию. Давайте вспомним, кто за что отвечал, — предлагает учитель. — Главный бог на Олимпе — Зевс. А Гера — его жена, защищала семью и брак. Их дочь, Геба, служила на Олимпе виночерпием. Посейдон — владыка морей. Деметра — богиня земледелия. А Аполлон покровительствовал искусству, — со всех парт поднимаются руки. — Молодцы! А сейчас я хочу, чтобы вы нашли в интернете стихотворение Тютчева «Весенняя гроза». Оно очень важно для сегодняшнего урока. Мобильниками на уроке можно пользоваться, но только в учебных целях. Пятиклассники быстро находят нужный стих. А Леонид Леонидович накидывает на плечо ремень гитары: — Итак, музыка Маранова, слова Тютчева. Поем все вместе! — Ребята, смотрите, какие здесь слова: «Ты скажешь: ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила». Тут без мелодии есть мелодия. Как поэт сумел передать состояние весенней грозы! А мы с вами об этом еще и спели! А как вы понимаете, кто такой «Зевесов орел»? — Да это же из легенды про Прометея! Прометей унес с Олимпа огонь и передал его людям. За это Зевс его наказал: титана приковали к скале, и орел тысячи лет клевал ему печень. — Верно! И в данном случае огонь — это знания, которые получили люди. А вообще, друзья, мы с вами сейчас были немножко похожи на ангелов. Ведь песня — это совершенно другое состояние, оно возвышает, делает нас лучше. А когда возвращаем гитару в угол — становимся, как обычно. Без крыльев. — Такими средними, да? — рассуждает мальчик с одной из первых парт. — Ведь если мы что-то хорошее делаем, то становимся похожими на Бога. А если что-то плохое, то… на дьявола. — Да, правильный ход мыслей, мой друг. Но человеку есть повеление — стараться быть лучше. Кстати, вы были похожи на ангелов, а я чуть-чуть недотянул: рука почему-то во время игры дрожала. Давайте споем еще? Детей упрашивать не надо. На этот раз класс исполняет отрывок из 135-го псалма царя Давида. И тоже все по теме урока: недавно пятиклашки прошли древнюю Палестину. Педагог включает телевизор, подключенный к компьютеру. На мониторе появляется текст псалма. После финального аккорда учитель объясняет: — Музыку к этому псалму я сочинил на перемене. Вы же меня балуете своими знаниями, вот и я вас решил поощрить. Отмечу также, что в 1517 году наш Франциск Скорина перевел «Псалтырь» на старобелорусский и издал эту библейскую книгу в Праге. Он тоже нес людям огонь знаний. Выходит, Скорина был немножко Прометей. К счастью, ему никто за это печень не выклевывал — хотя, как знать, может, какие-то магнаты и делали это. …Звенит звонок. Дети записывают в дневники домашнее задание, а самые нетерпеливые уже норовят покинуть класс. — Ребята, посмотрите на своего старого учителя, — собирает внимание пятиклашек Маранов. — Сегодня — только 9 и 10. Бесспорно, у нас получился полезный разговор, вы говорили очень важные вещи для своего духовного роста. Я вас обожаю! «Поют даже те дети, кто никогда не пел»«Поющий учитель» очень ценит совместное творчество с детьми: — Как-то вел урок по МХК в 9-м классе. Тема — «Постимпрессионисты», говорили о Винсенте Ван Гоге и Анри Матиссе. Детям очень понравился Матисс: они смотрели репродукции его работ, живо обсуждали. Потом я предложил: «Давайте сыграем в буриме. Дайте поэтический отзыв о творчестве художника». От парты к парте начали передавать листок бумаги, ученики писали свои строки, но скрывали их от одноклассников. И когда лист обошел весь класс, я удивился: экспромтом родилось стихотворение, и его как будто написали не разные люди, а один человек! Начало было таким: «Светлый луч на красных рыбках…» (а у Матисса есть картина «Красные рыбки»). Вторая запись: «Потому что есть любовь…» Читаю строку третьего ученика: «Желтый свет больших лимонов…» И заканчиваю сам: «Потому что есть любовь». Беру гитару, в голове рождается продолжение текста — и я пою. А в конце говорю: «Ребята, вы чувствуете, произошло маленькое чудо: мы вместе написали песню». Ученикам она так понравилась, что они еще несколько раз просили ее исполнить. Леонид Маранов рад, что дети на его уроках поют без стеснения: — Хотя вначале стесня-я-я-ялись. Особенно старшие. Вызвать их на песню — это было что-то с чем-то. Сейчас же у нас не хоровое пение, а совместная радость. Поют все, даже те, кто никогда не пел. При этом никого не заставляю. Песня и мне помогает лучше войти в тему, погрузиться в какую-то эпоху. Сейчас вот по МХК проходим возрождение на белорусских землях. Исполняю песню на стихи Максима Богдановича «Агата». «После десятого занятия все лучше меня играют»Некоторые ребята просят Леонида Леонидовича: «А научите и меня играть на гитаре». Никому не отказывает. Осваивают инструмент по субботам, после занятий с допризывниками. Хотя и на самом уроке по допризывной подготовке Маранов может объяснить, как разбирать автомат Калашникова, а потом спеть что-то патриотичное. На школьные курсы по игре на гитаре приходят и мальчики, и девочки из разных классов. — И что вы думаете? После десятого занятия все уже лучше меня играют. Ученики превосходят учителя. У меня же три аккорда… Особенно хорошо получается у одной из воспитанниц — Даши Голубевой. Но она — музыкант, выиграла международный конкурс по игре на цимбалах. Ребята доверяют своему учителю и собственные стихи: просят отрецензировать, отредактировать. — Могут быть разные преподавательские методики. Но если нет любви к детям — нет и учителя. Директор СШ № 29 Витебска Ирина Шушкевич говорит, что такой метод преподавания — «в какой-то степени ноу-хау». Она не скрывает, что многие хотели бы, чтобы такой неординарный учитель работал у них в школе. — Современную молодежь не так просто чем-то увлечь. И нестандартный прием, который использует Леонид Леонидович, вызывает у ребят интерес к предмету, желание изучать его более углубленно. В школе № 29, по словам директора, стараются заметить учителей, которые обладают особым талантом притягивать к себе детей: — Ведь прекрасно, когда учитель и дети — сотрудники, когда на уроке той же истории звучат не просто сухие факты и даты. Очень важно, чтобы получалось эмоциональное воздействие. Руководство школы заинтересовано, чтобы на уроках присутствовал личностный фактор. Он зачастую может сделать больше, чем какие-то нотации, заученные фразы — и для усвоения учебного материала, и для воспитания, и для развития творческих способностей. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Своих учеников учитель витебской СШ № 29 Леонид Маранов называет «друзьями», а когда они его особо радуют - «ангелами». На его уроках - истории или допризывной... |
|