«Я "московський піп", а в Москве ни разу не был». Как живет Украина с томосом и что будет с лаврой
28.02.2019 17:10
—
Новости Общества
|
— Я живу в Украине, у нас украинское государство, я ем украинский хлеб, украинскую одежду ношу — и я за Украину. Поэтому и хочу ходить в украинскую церковь и не хочу, чтобы там прославляли патриарха Кирилла и митрополита Онуфрия, — рассказывает 75-летняя Ольга Григорьевна Данилюк, жительница села Гуровцы Казатинского района Винницкой области в Украине. ![]() Уже второй месяц у них в селе — нешуточные страсти по поводу церковного вопроса. Люди разделились на тех, кто хочет переходить в новую автокефальную Православную церковь Украины, и тех, кто против нее и желает молиться в Украинской православной церкви Московского патриархата. Тех, кто, образно говоря, «за Москву», тут называют «москалями» и «сепаратистами», но во время споров поднимается вопрос: кто больший патриот. С одной стороны, автокефалия помогла многим украинцам почувствовать гордость за свою страну, некоторые атеисты на полном серьезе стали говорить, что сейчас они — атеисты новой Православной церкви Украины. С другой стороны, этот вопрос многих и разделил. Особенно остро это почувствовали жители некоторых сел, где церковь — место притяжения и один из центров жизни. Как церковный вопрос поделил село на два лагеряНастоятеля местного храма иерея Вадима Яковенко в деревне Гуровцы называют «московський піп» (московский поп), потому что он не захотел переходить в новую церковь. Он из местных — родом из того же Казатинского района, говорит, что никогда в Москве не был, и патриарха Кирилла (патриарха Московского и всея Руси) ни разу не видел. А то, что его поминают во время службы, — духовная связь. И именно это, по его словам, вызывает у многих прихожан негодование. ![]() — Мотивация у некоторых прихожан такая: у нас конфликт с Россией, война на Донбассе, убивают наших детей, мужей и сыновей. Говорят, что мы — московские попы и патриарху Кириллу отправляем деньги. Но у нас юридически и канонически церковь украинская, у нас есть грамота, там сказано, что мы независимая церковь от России финансово и на духовном уровне. У нас свой Синод, церковный суд, своя митрополия. Да, мы поминаем патриарха Кирилла, но только потому, что у нас с ним духовная связь, как и со всеми остальными 14 каноническими церквями. Переходить в новую церковь отец Вадим не хочет, говорит, что «душа не лежит». Общаться с нами на русском языке ему очень сложно, поэтому он извиняется, когда не может перевести какое-то слово с украинского языка. — Все, что новое — это раскол, — считает он.
![]() Активисты новой церкви прошлись по деревне и, говорят, собрали 252 подписи за переход, провели сбор общины в местном клубе. Сторонники Украинской православной церкви Московского патриархата тоже собрали подписи за верность своей церкви. Их, по словам местных жителей, набралось более 40. Всего в деревне по переписи 2001 года жило более 600 человек. Каждая из сторон упрекает друг друга. Говорят, что тех, кого большинство — не всегда прихожане храма, среди них люди, которые в него не ходят, тем более что в деревне живут и Свидетели Иеговы, и пятидесятники, и субботники. Про тех, кого меньшинство, говорят, что они, чтобы создать массовость, позвали прихожан и батюшек для поддержки из других сел. Ни одна из сторон не хочет уступать другой местный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Поэтому он стоит закрытым на два замка. Один — сторонников церкви Московского патриархата, второй — автокефальной Православной церкви Украины. Помимо замков там висят пломбы. В итоге зайти в храм помолиться не может никто. Активисты новой церкви говорят, что свой замок повесили, чтобы в храме не разворовали имущество. Юридически храм числится за церковью Московского патриархата. Иерей Вадим Яковенко для своих проводит службы около храма или дома у сельчан. У активистов новой церкви пока нет своего батюшки, поэтому они могут ходить только в церковь в соседнем селе — там настоятель храма вместе с приходом перешел в новую церковь. Для пожилых людей — это не всегда легко. — Они говорят, что они патриоты Украины, поэтому надо переходить в новую церковь, — эмоционально объясняет местный житель Леонид. — Но мы тоже патриоты. ![]() Сторонники новой церкви тоже готовы идти до конца. 75-летняя Ольга Григорьевна Данилюк из-за религиозного вопроса даже стала меньше общаться со своей старшей сестрой, которая тоже живет в этом селе, но не хочет переходить в новую церковь. То, что храм закрыт, для Ольги Григорьевны большая боль. Она была певчей и очень любила ходить в церковь. — Я не могу, когда батюшка в церкви поминает патриарха Кирилла и митрополита Онуфрия (предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата. — Прим. TUT.BY), а не поминает наших: митрополита Епифания (предстоятель новой Православной церкви Украины. — Прим. TUT.BY) и Владыку Симеона (митрополит Винницкий Симеон Шостацкий. — Прим. TUT.BY). Мы пока не деремся между собой, хотим мирным путем все решить, но так как нас большинство — мы хотим одержать победу. Они говорят, что будут стоять до конца. И мы будем стоять до конца. Кто победит, пока не знаем. Ольга Петровна Датюк тоже говорит, что эта ситуация вызвала напряжение в деревне. 252 подписи за переход в новую церковь сельчане отвезли епископу Винницкой епархии Симеону, который перешел в новую церковь. Сейчас все ждут, когда их приход зарегистрируют, в село пришлют батюшку, а храм наконец перейдет в ПЦУ, и они смогут там молиться. ![]() Местная жительница Татьяна Мартынюк рассказывает, что даже плачет из-за происходящего. Она тоже за переход в автокефальную церковь. — Мне очень жалко и обидно, потому что мы ходили в церковь. А сейчас в селе все перевернули. Я за Россию не хочу (молиться и поминать патриарха Кирилла. — Прим. TUT.BY), потому что я плачу каждюсенький день около того телевизора, когда тех детей убивают. Это наши дети. Почему я должна к России идти? Почему? Отец Вадим Яковенко рассказывает, что в их Казатинском районе из 16 священников, трое уже перешли в новую церковь и один — под вопросом. — Если бы переходил блаженнейший Онуфрий (предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата. — Прим. TUT.BY), тогда бы все перешли. Но он не собирался туда переходить. ![]()
— Так нельзя. Они неканонические. Когда они будут пользоваться евхаристическими принадлежностями, Евангелием, будет осквернение святыни. Да, есть такие храмы, где молятся по очереди. Но я думаю, что это неправильно. Я бы не хотел, чтобы священник, который ушел в раскол, служил с нами вместе, чтобы мы причащались из одной чаши, и людей причащали. Это в первую очередь ответственность за людей, которые соблюдают пост, благочестивые еще при жизни. Я такого не понимаю, даже чтобы и думать об этом. По его словам, вопрос с храмом сейчас будут решать через суд. Их община готовит иск. «Просто отжимают храмы, если говорить по-простому»По данным ![]() — Мы не признаем ПЦУ, считаем, что они как были в расколе, так и остались, — говорит он. — Сейчас раскольники очень агрессивно относятся к нашей церкви, они захватывают у нас приходы. Руководство Украинской православной церкви Московского патриархата находится в Киево-Печерской лавре. Здесь мы и встречаемся с отцом Николаем Данилевичем. Со своими коллегами он говорит на украинском языке, ради нас — переходит на русский. Говорит, что сам родом из Западной Украины. — Как происходит переход из вашей общины в ПЦУ? — Происходит собрание территориальной общины, то есть села. Это чаще всего происходит в селах, в городах пока такого нет. И они голосуют, чтобы церковь, которая есть в селе, перешла из УПЦ в ПЦУ. Но это незаконно. Потому что по закону, право менять подчиненность или юрисдикцию имеет только религиозная община, но не территориальная. То есть люди, которые ходят в храм, а не все, кто живет в селе. В селе могут жить не только верующие люди, но и неверующие, люди других конфессий. И у нас есть такие случаи, когда греко-католики и католики голосуют за переход православного храма из одной конфессии в другую. Или многие в храм приходят только освятить Пасху. Они имеют право решать судьбу храма? Не имеют этого права. Община может перейти, если 2/3 голосуют «за». Но меньшинство тоже имеет право на богослужения в этом храме. В законе предписана возможность поочередного служения. Но сейчас не только в Западной Украине, но и в других местах храмы захватывают, потому что голосует территориальная община, село, глава сельсовета, а ему просто пришла указка сверху, что надо перевести храм. Привозят священника из ПЦУ, раскольника, и ставят на службу. Просто тупо отжимают храмы, если говорить так, по-простому. Мы подаем иски, пишем заявления в милицию, люди между тем идут молиться к односельчанам в дома. И таких случаев очень много. ![]() — Священники Украинской православной церкви Московского патриархата на службах о Москве что-то говорили, такое было? — Это все вранье и пропаганда, потому что мы молимся за Украину, за власть и воинство украинское. Мы не молимся за Путина. Мы только поминаем патриарха Кирилла и то не везде, в некоторых приходах не поминается. Это искусственные обвинения, которые льются на нас с экранов телевизора. Наши священники как были гражданами Украины, так ими и остались. Они просто служат на старославянском языке, вот и все. Хотя на Западной Украине, в частности на Волыни, есть приходы, где служат на украинском языке. Для нас не важен язык, пожалуйста, молитесь на украинском языке, но будьте в единой канонической церкви. — Сейчас ваша церковь запретила из-за перехода в ПЦУ около 30 священников, чем им это грозит? — Мы говорим, что он священик нашей церкви, но запрещенный, недействующий. — Он никогда больше не может служить в вашей церкви? — Он может служить, если вернется и покаится. Это значит, что все таиства и богослужения, которые им совершены, недействительны. Речь идет о том, что он покрестил, повенчал, вот это недействительно. — А если ваши прихожане стали ходить в церковь ПЦУ, что будет? — Если человек не знает, по неведению, то греха на нем нет. Зайти в храм и поставить свечку — в этом греха нет. Когда человек начинает приступать к таинствам, то есть причащаться, креститься, исповедоваться, если он не знает, что это раскол, то на нем небольшой грех. Но если знает, то это уже грех большой. «Достаточно верующих, которые изъявили желание, чтобы у нас была своя самостоятельная церковь»Митрополит новой Православной церкви Украины Александр Драбинко, можно сказать, стоял у истоков автокефалии. Вместе с митрополитом Винницким Симеоном Шостацким он принял участие в «Объединительном соборе», где и была создана Православная церковь Украины. ![]() До этого отец Александр служил в Украинской православной церкви Московского патриархата, и уже восемь лет является настоятелем Спасо-Преображенского собора в Киеве. В конце прошлого года храм вместе с приходом и настоятелем перешли в ПЦУ. Церковь Московского патриархата таких, как он, называет раскольниками. Он же раскольниками называет церковь Московского патриархата за то, что она прервала евхаристическое общение с Константинополем. Если представители УПЦ МП говорят, что их храмы «захватывают», то представители ПЦУ отмечают, что священникам не дают переходить, на них давят и практически заставляют остаться в УПЦ. — Как они могут надавить? — спрашиваем. — Обыкновенно. Приезжает автобус с хлопцами, которые воспитываются где-то в каком-то бойцовском клубе, и аккуратненько отжимают приход, когда он хочет мирно перейти в ПЦУ. По его словам, многим священникам, которые хотят перейти в новую церковь, звонят и просят отозвать прошение, угрожают тем, что запретят в служении. Но даже если его запретит УПЦ МП и посчитает, что его таинства недействительные, новая церковь их считает самыми что ни на есть дейтсвительными. И не видит никакого греха на прихожанах, которые перешли в автокефальную. ![]() — Есть приход, который должен самоопределиться, а тут кроме батюшки приходит несколько священников, которые помогают приходу не уйти в новую церковь по своему желанию. Это круговая парука, которая не дает возможности приходу свободно самоопределиться, — рассказывает он. Самый большой вопрос, который сейчас есть в ПЦУ, — пока нет юридической базы, по которой приходы и священники могут преходить в новую церковь. — Это все пока декларация о намерениях. Проходит собрание общины, подписываются документы. Вот, допустим, у меня есть прошение от священника. Он пишет: «Прошу благословить меня, и приход присоединиться к вашей епархии». Я пишу: «Благословляется». Будем считать, что этот приход перешел, но он же не перешел, так как пока не получил юридического оформления. Отец Александр надеется, что после выборов президента Украины, вопрос решится и юридически. — Почему украинцам было важно получить томос? — Каждому человеку, когда он взрослеет, важно получить паспорт и иметь право равноправного общения с соседями. Так же и Украина, украинский народ и украиснкая праовславная церковь. 70−80% населения Украины — православные. Достаточно верующих, которые изъявили желание, чтобы у нас была своя самостоятельная церковь. У нас есть возможность обеспечения этих верующих епископатом, духовными школами, священством. Есть несколько нюансов, которые объясняют, чем это было обусловлено. ![]() Один из них — пастырский. Раскол в украинском православии существует с 1991 года. 28 лет родные братья ходят в разные храмы, и один на другого говорит, что «там недействительно, ты москаль, ты западенец, ты бандера». До мордобоя дело доходило. Церковный вопрос разыгрывался в качестве раздела украинцев по религиозному признаку, точно так же, как нас пытались разделить по национальному и языковому. Сегодня в условиях гибридной войны одним из ее элементов и была политика Кремля по отношению к украинской церкви. Москва вопрос автокефалии не решала. Она не решала вопрос о предотвращении и локализации раскола, который существовал в Украине и который сама Москва и породила в 90-е годы. Если не справляется русская церковь, то за решение этого вопроса взялся патриарх Варфоломей. Причем на это имел полное право. Второй момент — это вопрос политический. Чтобы обезопасить страну от деления по религиозному признаку, и был принят такой шаг в поддержку инициатив епископата и верующих. Отец Александр уверен, что со временем все утрясется и «Господь выведет так, как это ему угодно». — История будет смотреть на это все и смеяться: какие они были, оказывается, примитивные, ссорились по таким пустякам. Что будет с Киево-Печерской лаврой?Сюда ездят очень многие паломники из Беларуси. Сейчас здесь находится Украинская православная церковь Московского патриархата, тут же живут около 150 монахов этой церкви. ![]() Архимандрит Поликарп Линенко, уставщик Киево-Печерской лавры, живет здесь уже 30 лет. Переходить в новую Православную церковь Украины он не планирует. Считает, что томос и автокефалия — очередное испытание для их церкви. Именно после произошедшего он начал как-то даже более внимательно относиться к словам богослужений, где говорят о мире во всем мире, хлебе насущном. — Если вам предложат перейти, что будете делать? — На данный момент для православной церкви Украины автокефальный статус — это самый полезный и правильный статус существования. Но автокефальную церковь Украины без Владыки Онуфрия (предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата. — Прим. TUT.BY) я не представляю. Для меня автокефальная церковь без нашего предстоятеля — это очередная общественная организация или партия. Я от Владыки Онуфрия уходить не хочу. Для меня он авторитет, не только на административном уровне, но я его уважаю как человека духовного и духоносного, и как одного из живых и ярчайших образцов монашества. Для меня он реальный пример, как можно жить монаху в наше время. В ПЦУ если люди уровня Владыки Онуфрия через сто лет вырастут, то это хорошо, а то могут и не вырасти. А мне же спасаться сейчас надо. Мне хочется перед глазами иметь живой образец человека, который честно, правильно и по-настоящему любит Бога. Добровольно в ПЦУ я не пойду. Есть примеры, когда сто лет назад монастырь забирали силой. Ну что ж, пусть вытаскивают нас силой, что делать. ![]() Митрополит новой Православной церкви Украины Александр Драбинко говорит, что вытаскивать монахов силой никто не собирается. — Монахи могут собраться на свой Духовный Собор и определить, в какой религиозной организации Украины они хотят находиться: в УПЦ или ПЦУ. Никто за шкирку брать и вывозить на машине не будет. У нас немножко другое время и другие подходы. Но братья, насколько мне известно, по-разному смотрят на решение этого вопроса. Кто-то четко промосковски настроен, кто-то — проукраински. Если 2/3 братьев, согласно нынешнему законодательству проголосуют, чтобы лавра-монастырь перешел в ПЦУ, государство должно будет обеспечить этим 2/3 право на самоопределние. Часть монахов, которая останется, имеют право зарегистрировать себя как религиозную организацию, но имущество согласно законодателсьтву остается за большинством. Его можно использовать параллельно по договоренности с большинством. Перейдет ли какая-то часть лавры в ПЦУ, Владыка Александр пока не знает, но говорит, что церковь московского патриархата ее бессрочно арендует. — Лавра, не надо забывать, — национальное достояние Украины и народа Украины, — говорит он. ![]() Спикер УПЦ отец Николай Данилевич отмечает, что судьба лавры, скорее всего, будет решаться после выборов президента. — То, что будут пытаться как-то перевести лавру в ПЦУ — это однозначно. Думаю, что могут верхнюю лавру отдать ПЦУ, там один храм или два, будет лавра принадлежать наполовину ПЦУ и наполовину УПЦ. Это в теории. Мы слышали о таких намерениях, но будут ли они реализованы, зависит от Господа. Мы не знаем, что будет завтра. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С одной стороны, автокефалия помогла многим украинцам почувствовать гордость за свою страну. С другой стороны, этот вопрос многих и разделил. Особенно остро это... |
|