В Пекине идет международный теннисный турнир China Open...
Сафина плачет, Шарапова кричит, Азаренко рвет и мечет, Уильямс–старшая меняет прическу. И все это — в одном месте и в одно время. В Пекине идет международный теннисный турнир China Open.
Турнир относительно молодой (впервые прошел в 2004 году), но с амбициями. С самого начала устроители позиционировали его как «будущий Большой шлем». Но для того чтобы им стать, одних амбиций недостаточно. Тут много чего должно сойтись в одном месте: и организация, и опыт, и наличие хороших игроков в стране, и теннисная культура. Так что через пару лет о «шлемных» амбициях позабыли, но в этом году вновь — пусть и не так явно — заговорили о большом и светлом будущем пекинского турнира. Теперь его проводят в Национальном теннисном центре — на бывшей олимпийской площадке. В свое расписание его включил Sony Ericsson WTA Tour, он же помог с организацией и призовыми (для женщин — самый большой в Азии призовой фонд: 4,5 млн. долларов). Так что когда я говорю исключительно о теннисных дамах, в такой расстановке акцентов есть резон. В этом году в Пекине удалось собрать элиту мирового женского тенниса: и Динару Сафину, и Елену Дементьеву, и Светлану Кузнецову, и сестер Уильямс, и нашу Викторию Азаренко (девятый номер в мировом рейтинге).
Второй же раунд стал настоящим звездопадом: Динара Сафина всухую проиграла китаянке Чжан Шуай, про которую до сих пор было известно лишь то, что ее очень непросто отыскать в мировом рейтинге — она там на 226–й позиции. В результате этого поражения Динара утрачивает первую строчку мирового рейтинга: после пекинского турнира она достанется лучше здесь выступающей Серене Уильямс. Ее старшая сестра Венус, назвавшая себя «Мадонной от тенниса» (когда отвечала на вопрос о своей новой прическе), проиграла россиянке Анастасии Павлюченковой — 939–е место в рейтинге. Восьмой номер в мировом рейтинге Елена Янкович проиграла китаянке Шуай Пен (номер 53). Воистину дома и корты помогают. Хотя женский теннис вообще (кроме, похоже, китайского) отличается чрезвычайной эмоциональностью и — как производное — непредсказуемостью. По большому счету, практически любая может обыграть любую. Если не верите, вспомните о результатах Сафиной.
Хотя и мужчинам избежать звездопада не удалось. В первом же раунде чемпион прошлого года Энди Роддик проиграл поляку Лукашу Куботу (143–е место в мировой классификации).
Марата Сафина в Пекине любят давно и искренне. Он был победителем самого первого China Open в 2004 году. Он — человек–шоу, немного клоун от тенниса (клоун в таком большом, самом хорошем смысле: развеселить толпу и влюбить ее в себя — дело непростое). Шоу, клоунаду китайцы любят (а кто нет?). Поэтому настоящими звездами становятся не только те, кто показывает хорошие результаты, но и те, кто может развлечь зрителя: Сафин, Иванишевич, Агасси. Сампрас — нет: великий игрок, нет сомнений, но не шоумен.
Марат Сафин вчера открывал игровой день, и на случай его поражения от аргентинца Хосе Акасусо (номер 51 в рейтинге АТР) планировалась торжественная церемония прощания. Тех, кто пришел на проводы, результат матча, конечно, разочаровал: Сафин выиграл (6:4, 6:2). Парням с красной дорожки пришлось убраться до следующего матча. На послематчевой пресс–конференции Марат развеял слухи о том, что официально заявит о своем уходе из профессионального тенниса именно в Пекине: «У меня еще четыре турнира — в Шанхае, Москве, Петербурге и Париже. Я уйду после Парижа».
Вслед за Сафиным на центральный корт вышли Виктория Азаренко и Мария Шарапова, у которых ничья в личных встречах (1:1). Шараповой дали уайлд кард и даже пустили сразу во второй круг. Трибуны были однозначно за нее — с плакатами и российскими флагами. Группы поддержки на трибунах (во время China Open заодно проводят соревнования таких групп), одетые в одинаковую белую форму, скандировали: «Мария! Мария! Мария!» За Викторию болело только ее имя — по крайней мере, так казалось. «И–и–и!» — протяжно кричала Виктория. «У!У!» — Шарапова отвечала короткими громкими криками и все более точными ударами. Трибуны веселились, дети копировали (не удары, а крики).
Силы были примерно равны: Виктория, памятуя об имени, не сдавалась, Мария наверняка хотела запомниться не только новым розово–желтым платьем от Nike. Азаренко бинтовали ноги — сначала одну, потом вторую. Для Шараповой это был лишь шестой матч после перенесенной операции на плече. С каждой игрой она становится все более уверенной в своих силах и не скрывает этого: «Мне нужна была вся моя сила и энергия в руке, чтобы сыграть шесть матчей подряд, да еще против такой соперницы, как сегодня. Это очень важно, потому что она (Виктория Азаренко. — И.П.) очень хорошо держит удар, по–настоящему агрессивна на задней линии и в первую очередь старается атаковать, — и еще немного подумав: — Она играет в очень хороший теннис». Слова эти Виктория может принять как отличный комплимент.
Но вот что хочется заметить, если вернуться к началу нашего разговора о больших теннисных амбициях Пекина. Организаторам нужно улучшать многое и не в последнюю очередь работу судей. У линейных очень много ошибок. Позавчера Виктория ругалась из–за этого с главным судьей (она играла в паре с Верой Звонаревой). В матче с Марией Шараповой Виктория с судьями не ругалась, но очень часто пользовалась своим правом на официальный просмотр. И с десяток раз оказывалась права! То есть почти десять раз линейные судьи неправильно засчитывали мяч. Кто–то скажет, что это случайность. Но вот ведь какая штука: ошибались судьи почему–то все время в пользу Марии Шараповой. С точки зрения турнира это понятно: организаторам выгоднее, чтобы россиянка оставалась на кортах как можно дольше. Потому что публика ее любит и специально на нее ходит. То есть — больше людей, больше билетов, больше проданных сувениров, выпитой «колы» и так далее... Потому что, как бы то ни было, спортивные события давно перестали быть чисто спортивными. Но об этом (атмосфере и коммерции) я расскажу в следующий раз.
Теннисом единыВ Пекине идет международный теннисный турнир China Open...Сафина плачет, Шарапова кричит, Азаренко рвет и мечет, Уильямс–старшая меняет прическу. И все это — в одном месте и в одно...