Во всем мире производство рекламной продукции с символикой клубов является существенной статьей клубного дохода. О том, как дела обстоят у белорусских команд, рассказывает «Еврорадио» на примере футбольного борисовского БАТЭ и хоккейного минского «Динамо».
К работе с сувенирами для своих фанатов борисовчане приступили в прошлом году. Схема проста: продукция практически полностью закупается в Польше, Голландии и Германии, а затем уже в Беларуси на нее наносится логотип клуба.
К примеру, сувенирные майки стоят 149 тысяч рублей и ничем не отличаются от игровых. Более того, если фамилия любимого футболиста на сорочке не устраивает, то можно напечатать там и свою собственную.
Маркетолог БАТЭ Александр Лапаник: «Есть любимцы - например, тот же Скавыш, многие его любят. Многие Стасевича любят, потому что он из Борисова. То есть сказать, что здесь кто-то один - тяжело. Многие свои фамилии носят на майки. А по игрокам - вот и Шитов в прошлом году был очень популярным. Девушки, особенно молодые, интересовались его майками. Сейчас мы планируем такую более расширенную акцию, чтобы в каком угодно киоске «Облсоюзпечати» можно было прийти принести заявку - и потом буквально через неделю тебе привозят майку: какой угодно размер, номер и фамилию».
Кроме сорочек, символику БАТЭ нанесли на календарики, часы, ручки, зажигалки и футбольные мячи. Инициатива клуба борисовскими фанатами была поддержана. И сейчас в БАТЭ думают о дальнейших завоеваниях.
Александр Лапаник: «За прошлый год мы вышли на окупаемость. Ну, а по объему если ориентироваться, то где-то на 60 миллионов рублей у нас оборот был. В этом году у нас поставлена задача руководством клуба повыше. В принципе, Борисов у нас охвачен довольно хорошо - хотелось бы и Минск. Но в Минск тяжело пробиться. Если в Борисове все дороги открыты, то в столице мы сталкиваемся с конкуренцией, и не все магазины берут атрибутику. Но в плане расширения по городам, здесь, наверно, напрямую зависит от успехов клуба на международной арене».
Видимо, успехи столичных хоккеистов из клуба «Динамо» тоже непосредственно отразились и на успехах пиарщиков команды. Менеджер «Динамо» Иван Цивинский говорит, что его борисовским коллегам можно только мечтать о масштабах сувенирной продукции хоккеистов. Иван Цивинский: «В прошлом году особо много атрибутики и не было, как сегодня. Но только на Матчи звезд КХЛ мы продали на 30% больше, чем БАТЭ продал за весь сезон. А на обычных домашних матчах во Дворце спорта сувениры раскупали на 5 миллионов рублей за матч».
Кстати, у «Динамо» тоже можно заказать и майку со своей фамилией - всего за 100 тысяч рублей. Что же до «звездных» сорочек, то чаще всего заказывают Андрея Мезина (она обойдется в 120 тысяч), а также Вилли Пелтонена и Ханнеса Хювенена. Сувенирные майки аналогичны игровым, единственное отличие - у любительских нет подкладки, которая подшивается, чтобы впитывать пот спортсмена.
География изготовления «динамовских» сувениров тоже впечатляет. Например, свитера изготавливаются в России, а шарфики везут из самой Турции. Иногда подключается и отечественная промышленность. Кстати, делится планами Иван Цивинский, скоро появится и «фирменная» минеральная вода. Одновременно ведутся переговоры и с отечественными производителями молочных и рыбных продуктов.
Иван Цивинский: «Насчет минеральной воды мы уже договорились. Насчет рыбных и молочных продуктов, соответственно, мы ведем переговоры. Что касается сувенирной продукции, то уже с середины марта - начала апреля она появится в сети магазинов. То есть там будут «уголки фаната» - там будет реализовываться в сети магазинов, государственных и коммерческих, частных».
Философия фанатов, объясняют рекламщики, отличается от рядовых потребителей: здесь платят за то, что любят. А любви, как известно, не страшен никакой финансовый кризис.
Во всем мире производство рекламной продукции с символикой клубов является существенной статьей клубного дохода. О том, как дела обстоят у белорусских команд, рассказывает «Еврорадио» на примере футбольного борисовского БАТЭ и хоккейного минского «Динамо».