Юношеская сборная Беларуси по хоккею распрощалась с высшим дивизионом чемпионата мира. Распрощалась, заняв последнее место в завершившемся турнире и уступив в матче престижа латышам. Хотя и по буллитам, но все равно обидно. Потому как объективно команда Латвии оказалась едва ли не единственной, у кого белорусы не просто могли — должны были выигрывать. И это обстоятельство вызывает огромное количество вопросов. Ведь хоккей в стране — далеко не на задворках. Дворцы растут, «Динамо» играет в КХЛ, деньги вкладываются серьезные. А на выходе — последнее место в домашнем чемпионате мира и вылет из элиты. И уже сколько лет (стыдно признаться) воспринимается это все как нечто само собой разумеющееся. Почему?
Удержаться среди лучших команд юношеского чемпионата мира непросто. В чем–то даже сложнее, чем национальной команде. Хотя бы из–за меньшего числа участников и соответственно более строгого отбора, в котором фактор спортивной удачи играет куда большую, нежели во взрослых соревнованиях, роль. Пример тому — сборная Канады, оспаривавшая вместе с белорусами место в элите. Но ведь о победах над Швецией или США речи не идет. На равных не удается бороться даже с соседями по «весовой категории» — швейцарцами и словаками. И говорит это не о нехватке талантов. И даже не о недостаточном внимании к спорту. Проблема — в системе. Которая, по мнению специалистов, давным–давно нуждается в капитальной переналадке. «В Беларуси есть талантливые пацаны, но они развиваются не системно, а как бы случайно», — считает главный тренер юношеской сборной Владимир Сафонов. А случайностей в таком деле быть просто не должно.
Выигрывает команда — проигрывает тренер. Уверен, принимая сборную, Владимир Михайлович прекрасно отдавал себе отчет, во что ввязывается. Поэтому и условие поставил: без шараханий. Дескать, быстро новую команду не построишь, а с нынешней выше головы не прыгнешь.
«По сравнению с тем, что я увидел, когда год назад начал работать с юношеской сборной Беларуси, нынешняя команда выглядит на порядок лучше», — появление в Беларуси известного российского тренера Виталия Ерфилова, давшего мировому хоккею Валерия Харламова и Владислава Третьяка, в 2009 году связывали как раз с возрождением детско–юношеского хоккея. Начали за здравие, закончили — как обычно. «Принятая в Беларуси программа подготовки сборных всех уровней неплохо заработала, — делится наблюдениями специалист. — Вспомните «Турнир шести наций» — команда смотрелась очень неплохо. А чемпионат мира... Понимаете, за год невозможно создать команду, способную побеждать сборные Канады или России. Года четыре минимум нужно, а финансирование прекратилось. Раньше оно через «Динамо» шло — вот и крутилось. А теперь у нового руководства клуба свои взгляды на эту статью расходов...»
Главный вопрос — практика. Не внутренняя, где на уровне фарм–клубов чемпионата Беларуси ребята варятся в собственном соку, а международная, где можно воочию увидеть уровень будущих соперников. «Для белорусских ребят встреча с американцами или финнами была, помнится, настоящим шоком, — вспоминает Ерфилов. — Они даже представить не могли, что можно так щелкнуть от синей линии, что шайбы видно не будет. А скорости передвижения...»
В США роль «натаскивания» в подготовке будущих звезд НХЛ поняли уже давно. И выстроенная на этой основе система в очередной раз принесла этой сборной пятую (и вторую подряд) победу в финале юношеского чемпионата мира. «С игроками, которые сегодня стали чемпионами, я работаю уже два года, — после окончания турнира главный тренер сборной США Курт Кляйнендорст охотно делился секретами. — И не только я — целая команда людей. Игроки постоянно вместе. Многие из них живут в семьях, которые мы им подобрали в том штате, где проходит подготовка. Родители некоторых хоккеистов сами переезжают, чтобы быть вместе со своим сыном. Эта целостность дает результаты. Плюс постоянная практика. Мы на протяжении всего сезона играем с командами колледжей, со сборными разных возрастов, вплоть до 22–летних ребят. Это позволяет моим подопечным постоянно расти».
Что–то подобное теперь постараются сделать и в Беларуси. Впрочем, уже сейчас планы приходится корректировать в соответствии с нашими реалиями, в которых, увы, нет ни сборных колледжей, ни прочих «минорных» американских хоккейных лиг.
— В настоящее время мы разрабатываем программу развития детско–юношеского хоккея, — поделился планами глава ФХРБ Евгений Ворсин. — Один из главных ее пунктов — повышение квалификации тренеров, которые должны использовать в работе самые современные методики. Надеюсь, нам в этом отношении поможет высшая школа тренеров. Для сборных также будут созданы особые условия: четыре постоянно действующие команды, которые мы попытаемся создать, будут работать по «американскому» принципу. Если это удастся, то результаты этой работы мы увидим уже в ближайшие 2 — 3 года.
Это было бы здорово. Но вопрос практики (в том числе и международной) по–прежнему остается открытым. И специальный календарь под создаваемые сборные, по словам Ворсина, организован не будет. «У нас проводится первенство республики, куда мы постараемся заявить юношеские сборные — этого вполне достаточно, — подчеркнул Евгений Николаевич. — Если не удастся — будем собирать лучших игроков на сборы и участвовать в каких–то международных турнирах».
Вопросов к этому варианту организации работы много. С кандидатами, например: набрать игроков на четыре команды (при условии, что целью ставится не просто участие ради отчетности, а борьба за какие–то результаты и перспективы), по мнению многих специалистов, будет очень непросто. А ведь есть еще и Молодежная хоккейная лига, в которой со следующего года будут играть аж две белорусские команды и которая, по убеждению Виталия Ерфилова, может стать гораздо более эффективным инкубатором для будущих талантов. Вариант? Впрочем, там тоже свои проблемы и свои методы их решения, которые, подозреваю, у многих белорусских болельщиков могут вызвать весьма неоднозначную реакцию. Уже сегодня представители обоих клубов прозрачно намекают, что чисто белорусскими команды не получатся, что придется искать легионеров, имеющих опыт выступления в МХЛ. Выходит, опять во главе угла не перспектива, а результат?
— Главная задача, которую поставило передо мной руководство «Динамо», — это, конечно, подготовка игроков для основной команды, — объясняет ситуацию главный тренер организующегося полпреда «Динамо» в МХЛ Андрей Ковалев. — Но ведь выглядеть мальчиками для битья тоже не хочется. А потому без российских игроков обойтись, наверное, не удастся. Команды–то, по сути, еще нет. И насчет того, удастся ли в Беларуси набрать 50 хоккеистов на два эмхаэловских клуба, у меня есть большие сомнения.
Впрочем, по словам Ковалева, трагедии из юношеского «легиона» делать не стоит. Потому как, во–первых, натурализированных россиян в белорусском хоккее и сейчас хватает. А во–вторых, выступление молодых хоккеистов в МХЛ (пусть даже с учетом «приглашенных артистов») — вариант в любом случае куда более эффективный, нежели нынешняя обязательная квота на молодых игроков в составах команд чемпионата страны, где они все равно если и выходят на лед, то крайне редко и ненадолго.
— Главное — не переборщить, — рассуждает Ковалев. — Пример — Германия. Когда я там играл, в командах могло быть максимум два иностранца, немецкие игроки имели много игрового времени. Потом они сняли квоты, разрешили клубам заявлять любое число легионеров и что получили? По 12 — 14 канадцев в составах и падение национальной команды. А ведь были времена, когда сборная Германии россиян обыгрывала... Но даже при правильном подходе нужно уметь ждать. Сегодня вот все сравнивают белорусский хоккей со швейцарским или словацким: дескать, страны схожие, а потому и результаты должны быть как минимум равными. На самом деле, когда я в середине 90–х играл в Швейцарии, там уже был сильный чемпионат, в котором работали шведские, финские и американские специалисты. А что в это время было здесь? Сборная в группе «С» барахталась, а в стране был едва ли не единственный «профильный» ледовый каток в парке Горького. Сейчас многое изменилось, появились хорошие площадки. Но ведь в таком деле, как создание системы подготовки хоккеистов экстра–класса, результат не приходит на следующий же день. И даже через год не приходит. Давайте немного подождем...