Вот это уже похоже на настоящий футбол! Матчи 1/4 финала чемпионата мира вряд ли кого–то оставили равнодушным. Это была классика, каждый из поединков впору хранить отдельным файлом, чтобы через десятки лет показывать сыновьям и внукам. Это футбол, который невозможно не любить и который нельзя забыть. Это игра, в которой переплелись воедино все жанры: трагедия и комедия, фарс и триллер, детектив и ужасы... Обозреватели «СБ» Сергей Гордиенко и Сергей Канашиц пытаются разобраться во всем этом многообразии.
Голландия — Бразилия: жестокий ангел
Сергей Канашиц: Ну что сказать об Уэсли Снейдере? Мал золотник, да дорог? Или мелкая вошь зло кусает? Впрочем, что ни говори, бразильцам от этого не легче, Снейдер для них стал жестоким ангелом, хоть сериал снимай. Ты видел кадры возвращения бразильцев на родину? Жуть! Такое впечатление, что привезли банду жестоких убийц–извращенцев, толпа вместе с журналистами их растерзать хотела. Дунгу и Фелипе Мело, который забил гол в свои ворота, а потом еще и удалился, лишь благодаря живому щиту из тамошних «омоновцев» удалось засунуть в машины и увезти в неизвестном направлении. Дунга, естественно, сразу отправился в отставку, а самое мягкое, что посоветовали сделать Мело, — проваливать из сборной к черту. О, сюжет!
Все эти годы Дунга учил играть свою команду в европейский футбол, но копия всегда хуже оригинала: бразильские порыв и тяга к карнавалу никак не хотели умещаться в строгость линий, и фламандский стиль победил ввиду явного преимущества. Затянутые в пояса жесткой дисциплины и тактических схем, бразильцы нервничали и психовали, они были на грани истерики, как свободные художники, которых заставили заниматься начертательной геометрией. А разве может чертеж шарового вентиля смотреться выигрышнее ван Дейка?
Голландцев я назвал бы самой недооцениваемой командой первенства. Как–то слишком все увлеклись парадом звезд и совсем не обратили внимания на двух прим этой сборной: Снейдера и Роббена. А ведь эти одногодки золотого футбольного возраста (им по 26) уже вывели свои команды в финал Лиги чемпионов, а теперь, воссоединившись вместе, ведут к финалу свою страну. А есть ведь в этой компании еще и ван Перси, ван Боммель, ван Бронхорст, Кюйт... Личности, которые творят историю, пишут яркими красками очередной шедевр.
Сергей Гордиенко: Признаюсь, перед игрой имел раздвоение личности. Друг позвонил, просил дать совет, на кого лучше поставить в букмекерской конторе, а я не смог, оплошал. Все никак не мог понять, какой игры ожидать...
И вот матч завершен. Бразилия, которая переигрывала голландцев первые 45 минут, которая забила однажды и могла сделать это еще и еще (один удар Кака чего стоит!), в итоге проиграла. Причем во втором тайме пентакампеоны были буквально унижены вместе со своим величием и многочисленными звездами.
Но — плачь, Бразилия, гуляй, Голландия! Да, южноамериканцы не были похожи на себя, может, потому и проиграли. Но и европейцы были не похожи на себя, может, потому и выиграли? Чемпионат мира в ЮАР полон подобных парадоксов, и объяснить их можно только тем, что игра футболистов целиком и полностью зависит от работы мозга на тренерской скамейке. Возьмем, к примеру, тренера победителей Берта ван Марвейка. Это ему сегодня вся Голландия адресует вопрос: «Берт, черт возьми, что это?» В стране, привыкшей к веселому, озорному, игривому футболу в исполнении команды под прозвищем «оранье», никак не могут взять в толк происходящее в Южной Африке. Ван Марвейку удалось сплотить футболистов разных игровых предпочтений, разного характера, разной расы и разного вероисповедания. И теперь в Голландии, где, вот уж точно черт возьми, всегда была хорошая сборная, но которая лишь дважды в своей истории добиралась до финалов чемпионатов мира, многим не зазорно бронировать места в спортбарах на 11 июля. Финал для голландцев близок, как никогда.
Ну а ван Марвейк? В бытность футболистом он играл за заштатные голландские команды. В сборную «любителей тотального футбола» его привлекли всего однажды — 30 мая 1975 года. Тогда серебряные призеры чемпионата мира в Германии были разгромлены в товарищеском матче югославской сборной (0:3). Более ван Марвейка в сборную не приглашали. Ну это, если не считать 1 июля, когда он встал у руля современной «оранье». В настоящее время беспроигрышная серия голландцев достигла уже 26 матчей...
Уругвай — Гана: африканский излом
С.Г.: Право, стоило 120 минут следить за боданием африканского теленка с уругвайским дубом, пытаться понять тактические замыслы и промахи, печалиться от обилия травм, восхищаться коварством «Джабулани» и прочее, прочее, прочее, чтобы на исходе двух часов игры увидеть глаза Асамоа Гьяна. Телевизионная камера следила за ними сразу после того, как Луис Суарес руками выбил мяч из ворот. Кто еще из ганцев должен был бить пенальти, как не лучший бомбардир команды, не человек, только на этом чемпионате реализовавший два одиннадцатиметровых? Изгнанный с поля один из двух лучших бомбардиров уругвайцев еще не покинул пределы стадиона, а камера уже нашла на поле главного забивалу ганцев. И весь мир видел, как на лице Гьяна играла улыбка. Казалось, он уже забил пенальти, выиграл матч и обеспечил себе невероятную встречу в аэропорту Аккры. Гьян выглядел ребенком, который уверен, что обязательно получит подарок, и не пытается скрывать своих ожиданий. Он ждет, его глаза горят, и он ни за что не верит, что дядя напротив может оказаться коварным...
Ганцы на этом чемпионате были такими же взрослыми детьми, как и все африканские сборные. Из коротких штанишек выросли, возмужали, играли торсами и икрами, да только командных взаимодействий почти не наблюдалось. Совсем мало мысли было в действиях футболистов Камеруна, Нигерии и Кот–д’Ивуара, чуть больше у игроков Алжира и ЮАР. Гана выглядела лучше остальных африканских команд, но в ключевые моменты и на ее лице появлялась либо кошмарная по своей сути улыбка Асамоа Гьяна, либо испуг, который в серии пенальти даже не пытался скрывать вратарь Ричард Кингсон...
С.К.: Судьба всегда возвращает долги. Ганцы ведь проиграли свой решающий поединок в групповой стадии немцам, и лишь случай вывел их в плей–офф. Точнее, те же немцы и вывели, разгромив в стартовом матче австралийцев, — 4:0. Так почему им должны было везти бесконечно? Ведь даже в 1/8 финала победа над американцами досталась Гане не без доли фарта, а как еще назвать забитый в дополнительное время гол? Везет и сборной Уругвая. На нынешнем первенстве эта команда не встретилась ни с одной сборной из числа фаворитов, провидение оберегает уругвайцев от сшибки с тиграми, ведя их тропинкой, на которую выходят лишь зайцы да иногда больные медведи. Эти, впрочем, сами норовят драпануть в кусты от греха подальше, как сделали французы. А кто потом попадался на пути уругвайцев? ЮАР? Мексика? Южная Корея? Гана? И вот, здравствуй, полуфинал. Удивительное рядом!
Оскар Табарес, которого на родине уважительно зовут «маэстро», провидчески заметил накануне чемпионата: «Не сомневаюсь, что мы можем сильно удивить соперников. Именно потому, что от нас не ждут никакой опасности. Самым большим успехом для моей команды станет выход в полуфинал, на что рассчитывают многие уругвайские болельщики, вспоминая футбольную историю страны». Как знал! Ну и Луис Суарес, конечно! Лично для меня этот игрок — настоящее открытие, где–то на уровне Томаса Мюллера. Роднит их еще и то, что обоих в полуфиналах мы не увидим. Но если Мюллер банально проштрафился лишней желтой карточкой, то Суарес совершил подвиг, который еще долго будет примером для всей страны. За то, что он, форвард, оказался на линии ворот и вынес оттуда мяч руками, его наверняка будут помнить долго. Тут, кстати, интересен миг, который решает многое, секунда, превращающая людей из героев в изгоев и наоборот. Суарес стал героем благодаря перекладине, которая приняла на себя удар Гьяна. А мог быть предан забвению, не пострадай Гьян от излишней самоуверенности. Вселенская справедливость в действии, но если сборная Уругвая с таким скрипом доберется и до финала, то это будет явный перебор.
Аргентина — Германия: четыре удара наотмашь
С.К.: Самое смешное, что всем жаль Марадону. Правда, очень смешно. Этот мастер эпатажа успел, кажется, влюбить в себя всех, и даже тех, кто раньше, совсем недавно, морально втаптывал его в грязь. Марадона на своей тренерской должности не делал, кажется, ничего. То есть абсолютно. Ну нельзя же в самом деле назвать тренерской работой дружеское похлопывание игроков по разным местам, курение сигары и перепалку по любому поводу с журналистами и официальными лицами. Как и за счет чего он собирался обыграть сборную Германии? Анархия — это то, что, судя по сообщениям СМИ, происходило в стане его команды. Накануне четвертьфинала он со своими подопечными играл в квадрат, куря сигару, разрешил им пить вино и заниматься сексом с подругами, читал газеты и бросал реплики в адрес высказываний немецких футболистов, а напоследок им сказал прямо: мы будем атаковать, так и знайте. Велик секрет, как будто эта сборная что–то еще умеет делать? Разгрызть такой орешек немцам было совсем не сложно, они выиграли запросто, проведя, наверное, свой самый легкий матч на чемпионате. Так опытный боксер выигрывает у самоуверенного новичка, отвесив ему 4 сочных удара. Сборная Аргентины играла в бразильский футбол, в том его виде, который знаком каждому из нас по дворовым баталиям, когда каждый хочет быть нападающим, каждый бежит забивать и, конечно, считает себя лучшим технарем и дриблером в команде. Именно поэтому Месси и не забил ни разу. Какова была его роль в этой команде, вообще непонятно, что он здесь делал? В ЮАР вся команда состояла из одних Месси, и на фоне их настоящий потерялся, его просто не заметили.
С.Г.: Одно из самых интересных занятий в ходе нынешнего первенства — знакомиться в интернете с мнениями игроков и тренеров после матчей. Это раньше все ждали выхода газет, а теперь «кликнул мышью» — и словно переносишься поближе к «Соккер Сити», слышишь, как Луис Суарес присвоил себе руку Бога («Теперь мне принадлежит Рука Бога! У меня настоящая Рука Бога — она сделала лучшее вратарское спасение на турнире! Я, кстати, иногда на тренировках играю в воротах. Оказывается, не зря!»), или грустишь вместе с тем, кто был призван стать мессией, а остался Месси («Мне хотелось бы принести извинения нашей инчаде. Поверьте, я чувствую себя очень плохо и хочу вернуться домой. Мы сыграли очень плохо со сборной Германии и теперь вынуждены начинать с нуля. Спасибо всем нашим болельщикам за поддержку. Мы хорошо осознаем, что не оправдали их надежд»).
Четыре пропущенных от немцев гола Марадона сравнил с ударом Мохаммеда Али. Оно и вправду — Германия била наотмашь. Но нам нужно не только снимать побои, но и находить причины, которые привели к сущему избиению аргентинской команды. Вряд ли стоит говорить о немецкой машине, отлаженном механизме, тренерской руке — все эти характеристики сборной Германии настолько стандартны, что давно уже превратились в журналистские штампы. Но нынешняя немецкая команда, которая четырьмя голами сперва разгромила австралийцев, затем унизила англичан и теперь вот аргентинцев, обеспечила свои победы прежде всего скоростью: скоростью передвижения по полю, скоростью передач, ну и, пожалуй, самое главное — скоростью мысли. Вот ты вспомни, как забивали немцы, и сравни это с тем, как били по воротам Месси и его партнеры. Аргентинцы лупили большей частью по воробьям, а это уже не что иное, как спешка, она появляется, когда проигрываешь в скорости.
Испания — Парагвай: роль личности в истории
С.Г.: Висенте дель Боске, словно старый ворчливый сеньор. Еще ни разу за весь чемпионат лицо испанского тренера не озаряла улыбка, а его команда уже в полуфинале. Дель Боске нещадно критикуют за чрезмерную увлеченность Фернандо Торресом, а он все равно находит форварду «Ливерпуля» место в основном составе своей сборной. «Фернандо — это наше все», — примерно так говорит дель Боске о нападающем, принесшем испанцам «золото» чемпионата Европы двухлетней давности. Торрес тогда тоже не мог забить почти весь чемпионат, но в решающий момент рванул, оторвался от соперников и попал в историю.
Причуда судьбы: два года назад в финале европейского первенства испанцы одолели немцев, с которыми завтра им предстоит играть в полуфинале чемпионата мира. О том, как изменилась с тех пор сборная Германии, известно сегодня всякому любителю футбола. А вот что изменилось у испанцев? Луиса Арагонеса сменил Висенте дель Боске — раз. Дель Боске не взял в ЮАР чернокожего опорника Маркоса Сенну — два. И это почти наверняка все, за исключением того, что испанцы, кроме титула чемпионов Европы, за истекшие два года добавили в свой арсенал дополнительный опыт, который позволяет команде вытягивать самые непростые поединки. Эти три попадания в штангу во время голевой атаки на ворота парагвайцев — они словно издевка над здравым смыслом, но вместе с тем они же и свидетельство того, что вода камень точит. И пусть хмурится дель Боске: талант обязательно найдет дорогу к голу.
Что до Торреса, то, полагаю, на этом чемпионате он еще забьет.
С.К.: Может быть. Уругвайцам в матче за третье место. Не разделял и не разделяю всеобщего увлечения испанским футболом, не нахожу в этой команде особых красок, которые заставили бы меня за нее болеть. Что они на нынешнем первенстве показали такого: за что благодарить, чем восхищаться? Натужной победой над сборной Парагвая или поражением от Швейцарии? Лишь у совсем слабой сборной Гондураса испанцы выиграли с разницей в два мяча, во всех остальных поединках вытягивали игру на жилах. Точнее, ее вытягивал один игрок — Давид Вилья. Впрочем, именно эта нетипичная вязкость может стать для немцев преградой на пути в финал, но я все–таки склонен полагать, что испанцы так и не сумеют раскрыть на чемпионате весь свой богатый потенциал. Поэтому дель Боске и не улыбается. Пока нечему...