21 июля борисовский БАТЭ де-юре оформил путевку в 3-й квалификационный раунд Лиги чемпионов. Выездной матч против исландского «Хабнарфьордюра» завершился победой белорусского клуба — 1:0. Весьма скромно на фоне домашних 5:1 недельной давности, но задача взять 100% очков выполнена. Впереди куда более серьезный «Копенгаген».
В день матча наш журналистский квартет и примкнувший к нему председатель клуба болельщиков БАТЭ, студент-четверокурсник Володя Титовец, отправились на девятичасовую экскурсию по Золотому кольцу Исландии. Пару лет назад, до кризиса, затронувшего страну самым непосредственным образом, эта экскурсия зашкаливала за 90 евро (сейчас 60), но коллеги, ездившие тогда с БАТЭ, хором убеждали не жаться. Общее впечатление от увиденного выразил один из них: «С каждым поворотом становится все интереснее».
Микроавтобусы свезли из гостиниц в пункт назначения всех записавшихся. Англоязычный гид София поинтересовалась, кто откуда. Не скандинавами были только мы. Все датчане да норвежцы. Ну да, им поближе до Рейкьявика будет. На слово «Беларусь» София сразу отозвалась: Hvite Russland!
Володя привлек своим фанатским прикидом двух норвежцев. Выяснилось, что болеют они за «Стабек» — нынешнего соперника могилевского «Днепра» во 2-м квалификационном раунде Лиги Европы. Правда, вспоминать домашнюю ничью им не слишком хотелось.
Первой большой остановкой была геотермальная теплостанция. Вода идет в Рейкьявик по трубам, проложенным по поверхности этой суровой земли. За 27 км температура воды понижается всего на 1,8 градуса.
Затем останавливались возле озер, включая крупнейшее на острове Тингвадлаватн. Фантастически повезло с погодой: солнце и почти безветренные плюс 14. Эти виды в комментариях не нуждаются.
Приехали на место сбора самого старого в Европе парламента — исландского альтинга. Первое заседание датируется 930 годом. Оно прошло на Тингвеллир (Поле тинга, т.е. собраний), на берегу Тингвадлаватна. В течение веков здесь вершили судьбы, казнили и миловали. Именно здесь 17 июня 1944 года Исландия была провозглашена независимым государством, которое до этого было в унии с датчанами.
Помимо стендов с историей альтинга и местности попадались таблички с просьбой не бросать монеты в воду. Но красным были перечеркнуты только доллары, евро, иены и местные кроны. Пускать кораблики из белорусских рублей не очень-то и хотелось — зачем портить такую красоту? Куда приятнее сполоснуть руки и лицо. Чувствуется запах меда. Именно здесь понимаешь, что значит пить воздух.
Держим путь на Гюдльфосс — Золотой водопад. Летом, если верить умным сайтам, здесь ежесекундно сбрасывается до 130 кубометров воды. У водопада две ступени, повернутые друг к другу под углом 90 градусов, что создает описуемую только на фотографиях красоту. Недалеко отсюда родилась певица Бьорк.
Купили по паре сувениров. Дешевле, чем в Рейкьявике, но намного дороже, чем в континентальной Европе.
Последней основной точкой, совсем рядом с Гюдльфоссом, был Гейзир — первый обнаруженный человеком гейзер, откуда, собственно, и название. Их здесь около трех десятков. Сам Гейзир утратил былую активность, а его сосед Строккур извергает кипящую воду и пар каждые пять-десять минут. При нас он по максимуму (на 20-25 метров) выстрелил трижды за пять минут, а потом слегка обленился. К этому времени у меня уже сели батарейки в фотоаппарате, поэтому пришлось довольствоваться облаком пара, похожим на большую птицу.
На обратном пути по отелям развозил уже туравтобус, и, памятуя о вчерашних приключениях, мы набрались наглости попросить отвезти нас к стадиону. Нам повезло.
Игра вызвала сдержанный интерес местных болельщиков. Буквально пару сотен на две тысячи посадочных мест. Но было весело: на борисовские кричалки и «вувузелы» бодро отзывались совсем юные болельщицы хозяев, которые, судя по внешнему виду, к спорту имеют непосредственное отношение. Оказывается, это чудовищное буквонагромождение, Хабнарфьордюр, очень легко скандируется и даже рифмуется. Перед матчем и в перерыве на стадионе крутили клубные песни, и самой заводной была как раз с многократным повторением названия команды.
БАТЭ по сравнению с домашним матчем резко обновил стартовый состав. Ряду основных игроков Виктор Гончаренко дал отдохнуть. Возможно, этим он стремился решить вопрос и мотивационной части. Понимая, что глобально уже все решено, соперники обошлись без запредельных скоростей, зато грубости, прежде всего со стороны исландцев, хватало. 28 штрафных исполнил БАТЭ, восемь — хозяева. Неслабо досталось Володько, но, по словам Гончаренко, должно обойтись.
Единственный мяч на 15-й минуте забил нападающий Виталий Родионов, который пальнул из-за линии штрафной под перекладину.
Продолжения, увы, не последовало, хотя моментов было предостаточно. А в конце матча как-то стало и вовсе тревожно за результат. Обошлось. До ударов в створ борисовских ворот дело не дошло, но «горчичник» голкипер Сергей Веремко все же получил.
— Многие вопросы мы сняли в первом матче, поэтому сегодня дали ряду игроков передышку и возможность другим получить международный опыт, который в дальнейшем нам пригодится, — отметил в беседе с журналистами Виктор Гончаренко.
— Как-то по лезвию бритвы сегодня было…
— Я бы так не сказал. В какой-то мере было неожиданно, что с первых минут соперник отдал нам мяч и ждал, что из этого получится. Мы ожидали, что с первых минут они полетят вперед, чтобы перед своими болельщиками немного реабилитироваться. Они решили сыграть по-другому и во втором тайме начали прессинговать. Соперник хотел сохранить лицо, а мы играли настолько, насколько нужно было для победы.
— Примерно до 80-й минуты у БАТЭ было всего три нарушения. Была жесткая установка после трех карточек в домашнем матче?
— Я возмущен судейством в обоих матчах. Не знаю почему, но ищут любые поводы дать нам желтые карточки, в то время как соперник, переходивший на откровенное хамство, предупреждений не получал. Это мое субъективное мнение. Нарушение правил, допущенное Веремко, тянуло на карточку, но исходя из логики судейства этой встречи, когда за более грубые нарушения игроки «Хабнарфьордюра» не наказывались, ее можно было и не давать.
— По сравнению с первой игрой вы на 50% изменили стартовый состав. Не слишком ли это было большим риском?
— Нет, я был уверен в тех людях, которые выходили, за исключением, может быть, Баги. Все ребята амбициозные, с именами, стремятся играть. Да и Баге, капитану молодежной сборной, уже пора.
— Показалось, что во второй половине второго тайма команда мысленно была уже в раздевалке, и это немного нарушило цельность игры.
— Скорее всего, дала о себе знать физиология. Мы в это время, наверное, уже спим, а тут в футбол играли.
Игру своей команды в беседе с корреспондентом «Белорусских новостей» проанализировал автор единственного гола Виталий Родионов:
— Не скажу, что матч был для нас трудным. Когда забили, мне кажется, у ребят начала проскакивать мысль, что нас в ближайшее время ожидает очень плотный график и нужно играть по результату. Что, в принципе, и делали, доведя матч до победы. Не думаю, что мы выложились по максимуму. Думаю, если бы соперник и забил, ничего страшного не случилось бы. На атмосферу в команде это бы не повлияло. Старались не нарушать правила. Главный тренер обратил наше внимание на то, что нельзя получать лишние предупреждения, которые могут сильно сказаться в следующих матчах. Если говорить о голе, то я решился на этот дальний удар, что происходит нечасто. Получилось удачно. Сейчас будем готовиться к матчу чемпионата с «Днепром», а затем к «Копенгагену».
…За бортом слегка омраченная тучами царила белая ночь. Улетать не хотелось: уж слишком комфортно здесь после душного Минска. Но впереди нас ждет бьющий копытом датский чемпион.
Хабнарфьордюр—Рейкьявик—Минск
Информационная компания БелаПАН выражает признательность ФК БАТЭ за содействие в подготовке материалов из Исландии.