У кого больше чертиков в табакерке?. 21.by

У кого больше чертиков в табакерке?

07.09.2010 08:12 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

У кого больше чертиков в табакерке?

У кого больше чертиков в табакерке?

В преддверии стартового матча отборочного цикла ЕВРО-2012 Франция — Беларусь в парижском предместье Сен-Дени «СП» проанализировала достоинства и недостатки всех командных линий обеих сборных.

ТРЕНЕРЫ

Использовать метод прямого сравнения в оценке потенциала их Лорана Блана и нашего Бернда Штанге не вполне уместно. Все-таки это специалисты разных поколений: если француз до сих пор относится к новой волне, то немец — бодрый ветеран. Кроме того, будет неправильно подходить с одной меркой к избалованному славой чемпиону мира-98 и человеку, которому каждый шаг в футбольном мире давался непросто.

Блану еще в последние годы игровой карьеры был гарантирован хороший трамплин на тренерском поприще, благо месье Лоран оказался не обделен аналитическими, педагогическими и организационными талантами. Да и психолог из него, видимо, неплохой. По крайней мере, поцелуи в лысину Бартеза уже вошли в историю футбола как пример дружественного напутствия-ритуала, добавлявшего вратарю уверенности.

Да и старт приватной тренерской истории Блана получился лучше не придумать. Он с места в карьер поднял «Бордо» с середняцких колен, доведя его за два сезона до чемпионского титула. При этом наставнике в лагере жирондинцев раскрылись многие исполнители. Даже известные, но практически списанные в тираж мастера достаточно неожиданно пережили второе рождение. Именно эти несомненные успехи и выдвинули Блана во главу списка преемников Раймона Доменека, чьи дни во французской сборной были сочтены задолго до официальной отставки.

Другое дело, что «Бордо» даже в дни своих главных побед не производил монолитного впечатления. Напротив, частенько казалось, что успехи клуба, руководимого Бланом, замешены на какой-то невероятной симпатии обычно капризной госпожи фортуны. Но по отношению к «Бордо» удача долго хранила верность. Эти ощущения усилились по ходу второй половины прошлого сезона, когда жирондинцы провалились на всех фронтах. Стоило случиться одному, второму сбою, стоило уступить во «внутренней» французской дуэли в Лиге чемпионов «Лиону», как все прошло и исчезло по варианту «с белых яблонь дым». Разумеется, к Блану возникли вопросы, на которые, по сути дела, ответы получены не были. Провал и клуба, и наставника оказался смикширован фактом его ухода в сборную, и уже отошедшие в прошлое истории со знаком «минус» никто не стал активно ворошить. С такой позицией, наверное, не согласен нынешний рулевой «Бордо» Жан Тигана, которому не хватило летнего межсезонья, чтобы реанимировать командный дух и взаимодействия игроков, однако поддержки в этих мыслях он не находит и не найдет. По крайней мере до тех пор, пока Блан не разочарует всех в «трехцветной» сборной. В этом плане белорусы должны посодействовать Тигане.

О нашем Штанге нам известно уже все и по-прежнему ничего. То есть мы к нему привыкли, мы определили его место в отечественной системе координат, но, как и раньше, не знаем, чего стоят его оптимизм и пессимизм, сколько весят слова немца и вообще, может он подружиться с удачей либо является классическим примером беспросветного лузера. По каждой статье, по каждому нюансу есть сомнения. Федерация Штанге верит — иначе пролонгацию контракта с немцем осенью-2009 не объяснить, а специалисты, журналисты и болельщики поделены на два лагеря — «верующих» и «атеистов». О соотношении одних к другим говорить не будем. Во-первых, мы не проводили никакого социологического исследования. Во-вторых, состояние шаткого равновесия рухнет сегодня после баталии в Сен-Дени. При любом ее исходе. А уж после домашнего поединка 7 сентября с румынами все может окончательно проясниться: или — или. Третьего не дано.

Что же касается тактики, то, скорее всего, Штанге будет эксплуатировать на «Стад де Франс» вариации знаменитой «испанской» схемы 4+2+3+1. А вот решение Блана — загадка. В «Бордо» наставник реализовал две модели — классику 4+4+2 и 4+2+3+1. Во втором случае атакующая роль фланговых беков возрастала. Но Блан не чурается поисков, а кое-что подсказывает: имеющиеся в наличии игроки подвигнут наставника загрузить фланги инсайдами и обратиться к схеме 4+3+3.

ВРАТАРИ

Каждый специалист привлек на сбор по три голкипера: Льорис, Манданда и Каррассо — со стороны хозяев, Жевнов, Амельченко и Веремко — у гостей. Но при этом богатстве выбора и всех прежних, в первую очередь, белорусских сомнениях, это, пожалуй, единственная линия, в которой существует ясность. Блан бросит в бой Льориса, а Штанге — Жевнова.

Ремесло голкипера — дело тонкое, и поэтому французам нет особых причин отказываться от услуг Льориса, бывшего первым номером сборной на мундиале в ЮАР. Отказывать Уго в доверии у Блана нет ни игровых, ни дисциплинарных причин. Тем более что Манданда и Каррассо начали клубный сезон с ошибок. Не избежал их и Льорис, но они вряд ли могут стать поводом для ротации.

Другое дело — белорусское трио. Еще в августе автор этих строк склонялся в пользу Амельченко, но теперь… В «Ростове» Антон по-прежнему в заслуженной славе и почете. Однако появились обстоятельства, от которых нельзя отмахнуться. И дело заключается отнюдь не только в ошибке при игре на выходе, допущенной Амельченко в дебюте спарринга с литовцами в Каунасе. В конце концов, каждый из шести голкиперов дуэли Франция — Беларусь насколько хорош на линии ворот — уникальная реакция у всего секстета, настолько взбалмошен и неубедителен на перехватах верховых мячей. Тут другое: в России, как и в Беларуси, могут называть матч «Амкар» — «Ростов» самым честным в мире, но после его (матча) завершения лучше придержать участников сей «битвы» как минимум в запасе. Хотя бы из-за суеты, скандальных подозрений и разборов полетов, которые баталии в Перми и предшествовали, и сопутствовали. Эхо до сих пор еще, кстати, гремит — и это правильно. Впрочем, в российские реалии влазить с головой не будем — нас в этом контексте интересуют лишь белорусские ростовчане Амельченко и Кульчий. Первого заменить можно, второго — вряд ли.

Возможно, похожим образом рассуждал и Штанге. Ведь не зря на последней тренировке в Минске Амельченко в двухсторонке играл полевым игроком… А Жевнов — это капитан как никак. И уже аксакал. При этом Юрий прошел в августе через выяснение отношений со Штанге плюс получил какую-никакую практику в ответном матче раунда плей-офф Лиги чемпионов «Осер» — «Зенит», заменив удаленного Малафеева. Да и принципиальный момент: если наш немец отбрыкивается от экспериментов и не забывает о старожилах сборной, чьи кондиции далеки от оптимальных — Глеб-старший и Кутузов, то бойкотировать самого опытного вратаря не имеет смысла.

ОБОРОНА

Удивительно, но составляя ориентировочные составы, журналисты «СП» столкнулись с обстоятельством «левого фланга». Если с противоположной бровкой все ясно — Санья и Шитов, как, впрочем, и с центром — Мексес/Сако и Омельянчук/Мартынович, то на левом краю у обоих наставников есть альтернативные варианты. Блан может все-таки предпочесть хорошо знакомому по работе в «Бордо» Тремулинасу, имеющему легионерский статус, Клиши, а Штанге — сделать ставку не на Молоша, а на Юревича. Тем более что бек «Сибири» потерял место в основном составе клуба российской премьер-лиги.

Но тут надо понимать, что никаких глобальных подвижек любая из гипотетических замен не инициирует. Тремулинас и Клиши одинаково хороши при поддержке атак, а у Молоша и Юревича схожие в этом элементе игры проблемы. Значит, выбор — дело вкуса, а точнее говоря, тренерской оценки. Кто из подопечных находится в лучшем состоянии в конкретный день и в конкретный час этого конкретного дня.

Отметим, что каждая из пар центральных защитников имеет свои очевидные недостатки. Нас, разумеется, больше интересуют французские, которые и постараемся раскрыть. Итак, Сако — высокорослый темнокожий атлет, неразворотлив, немобилен, а каждое владение им мячом — потенциальная угроза французским воротам. Если на него оказывать давление, то за ошибками дело не станет. Мексес — человек, не умеющий контролировать эмоции. Поэтому вполне уместно с первой минуты начать провоцировать его на всплеск. Кроме того, Филипп, в отличие от Мамаду, настолько техничен, что частенько переоценивает свое искусство обращаться с мячом, что также приводит к грубым ошибкам.

ПОЛУЗАЩИТА

Касательно средней линии, сборные Франции и Беларуси — два разных полюса. Тут, конечно, многое зависит от оценочных категорий. Если, допустим, пресса Сан-Марино пишет о появлении в рядах сборной этой страны уникального плеймейкера, играющего за местный клуб, то это еще не означает факта появления суперзвезды на ниве диспетчерских функций. Однако в то же время очевидно: в белорусской национальной команде есть игроки с созидающей жилкой — Глеб-старший, Путило и Кульчий. Это плюс. Минус — игра на флангах и в опорной зоне.

У Франции все наоборот. После Зидана «трехцветные» страдают дефицитом созидателей, еще более очевидным в баталии с белорусами ввиду отсутствия Рибери и Гуркюффа. Они — креативщики, занесены во французскую футбольную «Красную книгу» как вымирающий вид. По сути дела, в сентябрьской обойме Блана таковых нет. Зато с «волкодавами» полный порядок даже при отсутствии нескольких отличных «опорников». Как и с заполнением флангов: согласитесь, Вальбуэна и Малуда — это грозно. Тем более что футболист «Челси» находится в очень приличных кондициях.

Но повторим мысль, проводимую «СП» во всех номерах, предшествующих матчу в Сен-Дени: не так страшен любой французский черт, несмотря на приватные регалии и суммы, прописанные в соглашениях с топ-клубами. В современных реалиях все эти факты и фактики относительны. Важнее умение извлекать максимальную выгоду из своей мотивации, замешенной на тех же страхах и желании добиться успеха. Такой «коктейль Молотова» и позволяет выскакивать чертикам из табакерок. И пусть у белорусов их будет больше, чем у французов.

НАПАДЕНИЕ

Все предматчевые интервью будущих участников состязания на «Стад де Франс» усиленно подталкивают к мысли: хозяева захватят инициативу и территорию, а гости сделают ставку на надежность тылов и контратакующие действия. Но есть два подозрения. Первое: от «трехцветных» неправильно ожидать ставки на блиц-криг. Это как-то не в духе Блана, чей «Бордо» предпочитал собирать разведывательные сведения, не жалея для этого времени. Второе: от Штанге можно ожидать призыва с первых минут ошеломить соперников активностью на чужой половине. Для этого нам нужен контроль над мячом, предлагающие для передач в свободные зоны игроки, быстрый переход от обороны к атаке. Нечто подобное предложили в первом тайме гостевого матча в Брюгге минские динамовцы. Да и сборная при Штанге несколько раз шла этим путем. К слову, энергозатратным. Поэтому многое зависит от физической готовности: пробегать Усейнами Болтами первые полчаса, а затем сдуться нельзя.

Что же касается непосредственно форвардов, то выбор у Блана все-таки больше. Но ярких бомбардиров сейчас нет ни во французском, ни в белорусском лагере. Раньше к таковым можно было смело отнести Бензема, но после перехода в «Реал» чувство гола утратил и Карим. Да и травма лодыжки, полученная на одной из тренировок в сборной, вполне возможно, оставит форварда «сливочных» на скамейке запасных, а то и за пределами состава. Правда, если задаться вопросом, что предпочтет нападающий в пограничной ситуации между ударом и пасом, то любому французу можно приписать выбор первого варианта, а любому белорусу — второго. Менталитет, однако.

Поэтому для борьбы с «трехцветными» и удачной охоты на позитивный результат буквально необходимо, чтобы игроки нашей линии атаки, и в первую очередь, непосредственно форварды не только стягивали на себя защитников, цеплялись за мяч и исполняли роль столба. Надо, обязательно надо самим постоянно угрожать воротам, что, к слову, будет способствовать и лучшему стягиванию и цеплянию. И еще! Бережливо, как к последней возможности в жизни послать мяч в сетку чужих ворот, нужно относиться к каждому голевому моменту. То, что они будут, — сомнений нет. Но сколько — неизвестно. Много — вряд ли. Поэтому и надо оказаться рачительными, хотя это и не черта белорусского менталитета. Однако немец Штанге что-то должен был с этим сделать!

А так, оценивая форвардов, можно, условно говоря, поставить даже знак равенства. Оаро и Саа, Бензема и Гамейро — фамилии известные, но не все то золото, что блестит. Панова тоже когда-то никто не знал, а малыш Александр взял и оконфузил ту же Францию на том же «Стад де Франс».

Руслан ВАСИЛЬЕВ


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В преддверии стартового матча отборочного цикла ЕВРО-2012 Франция — Беларусь в парижском предместье Сен-Дени «СП» проанализировала достоинства и недостатки всех...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика