К хорошим новостям от наших тяжелоатлетов мы уже успели привыкнуть. Будь то чемпионат мира или Олимпиада, штангисты обязательно поднимут, толкнут и добудут. И в Лондоне от них будут ждать, как всегда, многого. Спросят по пекинскому счету. А из Пекина, напомним, тяжелоатлеты вернулись с олимпийским чемпионом Андреем Арямновым и еще двумя наградами Андрея Рыбакова и Анастасии Новиковой, каждая из которых при ином стечении обстоятельств могла стать золотой. Реально ли повторить? Ответ на этот вопрос мы искали в протоколах недавно завершившегося чемпионата мира.
Вопрос 1: где Андрей Рыбаков?
Участия в минувшем чемпионате мира не приняли сразу несколько ведущих спортсменов. Однако отсутствие Андрея Рыбакова вызывает наибольшее количество вопросов. В нынешнем сезоне он на помост в официальных турнирах не поднимался, пропустив не только «мир», но и домашний чемпионат Европы. Оказывается, из–за травмы. Но по мнению тренеров, запаса прочности у Рыбакова хватит еще как минимум на одну Олимпиаду.
— Перерыв, конечно, большой, — считает сам Андрей, лишь пару недель назад приступивший к тренировкам. — Как перед чемпионатом мира в прошлом году спину «дернул», так до сих пор восстановиться не cмог. Сейчас вроде все в порядке — понемногу начинаю тренироваться. Хотя до прежних весов еще далековато. Впрочем, с другой стороны, время до Лондона есть, а результаты за время моего больничного выросли несильно. В первую тройку я с прежними килограммами попадать могу легко. Но тройка — это для меня мало. Очень уж хочется в Лондоне вернуть должок за Пекин.
Вопрос 2: почему не прогрессирует Анна Батюшко?
В турецкой Анталье Батюшко подняла в сумме двух движений 216 килограммов. Чтобы оценить, много это или мало, достаточно вспомнить, что на Олимпиаде в Афинах серебряную награду ей обеспечил вес 242,5 килограмма, а два года назад в Пекине она подняла над головой 225 кило, завершив выступление седьмой. На нынешнем чемпионате мира Батюшко и вовсе осталась на десятой позиции...
«В Анталью Анна отправилась с травмой — на одной из последних тренировок она получила надрыв межреберной мышцы», — объясняют невыдающееся выступление призера Олимпиады тренеры. Впрочем, даже с учетом 245 килограммов, которые, по словам наставников, Батюшко поднимала на тренировках, картина выглядит не особо обнадеживающе.
— Батюшко прошла три олимпийских цикла: первый раз она выступала еще в Сиднее, — объясняет суть проблемы главный тренер команды Александр Гончаров. — Со спортивной точки зрения это весьма значительный возраст. Вдобавок ко всему Аню постоянно преследуют травмы, не позволяя набрать форму. И, если честно, далеко не факт, что в карьере Батюшко будет четвертая Олимпиада: туда ведь еще отобраться нужно...
Вопрос 3: дисквалифицируют ли спортсменов?
Рассмотрение дела трех наших штангистов, уличенных в применении допинга во время чемпионата Европы в Минске, в плане значимости и интриги едва ли не затмило собой происходящие на помосте события. По ходу турнира из разных источников мы узнали и названия препаратов, которые якобы использовали атлеты, и имена предполагаемых виновников, среди которых, к слову, звучало и имя олимпийского чемпиона Андрея Арямнова. Не услышали лишь официального приговора. И услышим ли — неизвестно.
— По результатам проверки проб, взятых на чемпионате Европы, было получено два различных вердикта от двух различных лабораторий, — объяснил причину затянувшейся паузы директор Национального антидопингового агентства Александр Ванхадло. — Кельнская лаборатория посчитала пробы белорусских штангистов положительными. Московская запрещенных препаратов в них не нашла. Почему так случилось, я рассуждать не возьмусь. Обе лаборатории имеют соответствующую аккредитацию, и сказать, что какая–либо из них является более или менее авторитетной, нельзя. В настоящее время обе лаборатории должны предоставить официальные объяснения случившегося, на основании которых и будет приниматься решение. Сперва — в отношении самих лабораторий, затем (в соответствии с тем, чьи расчеты будут признаны правильными) — в отношении спортсменов.
Пока же решение не принято, и Шемшат Тулеева, и Николай Черняк, и Андрей Арямнов могут продолжать тренироваться в обычном режиме: никаких санкций к ним не применялось.
Вопрос 4: что будет с Арямновым?
Андрей Арямнов на нынешний чемпионат мира не поехал. Но это не помешало ему попасть во все главные новости. Олимпийский чемпион Пекина в третий раз за неполные два года попался пьяным за рулем своего автомобиля. По результатам судебного разбирательства спортсмен лишился звания прапорщика внутренних войск и оштрафован на 10 миллионов рублей. Что, впрочем, отнюдь не снимает тревоги за олимпийское будущее Андрея. Во–первых, над Арямновым по–прежнему висит угроза полугодовой дисквалификации за употребление запрещенного препарата, содержащего каннабиноиды, которая при определенном раскладе может стоить ему поездки на Игры. Во–вторых, нет никакой гарантии, что в оставшиеся до Лондона полтора года разгульный чемпион вновь не вляпается в какую–нибудь историю. Ни друзья, ни близкие, ни товарищи по команде способа повлиять на Арямнова не видят.
— Вопрос: «Что же делать с Арямновым?» — мне задают по нескольку раз на дню, — говорит Александр Гончаров. — А ответа у меня нет. Просьбы, увещевания, угрозы — все это не действует. В ближайшее время состоится президиум федерации во главе с ее председателем Александром Шпилевским, где будет рассмотрен и этот вопрос. Не знаю, повлияет ли на поведение Андрея решение исполкома, но мне кажется, он должен понять, что былые заслуги интересны только с точки зрения статистики. А сегодня он обычный гражданин страны и на него распространяются все нормы закона, морали и этики.
Вопрос 5: чего ждать от нашей команды?
Положительных новостей с чемпионата мира было две. Автором первой в самом начале турнира стала «серебряная» Анастасия Новикова, героем второй оказался Сергей Лагун. Причем для обоих места ниже первого уже давно являются пройденным этапом. Для Сергея этот результат и вовсе явный шаг назад. В 2009 году на аналогичном турнире в Южной Корее белорус уступил лишь китайскому «роботу»–чемпиону Лу Йону. Да и то — всего килограмм. Через год Лагун проиграл 3 килограмма уже самому себе, притом что турецкое «серебро», как и год назад, весило ровно 380 кило. Настя свое второе место тоже восприняла со смешанными чувствами, но поспешных выводов из всех этих выкладок делать не стоит. Потому как, во–первых, олимпийские лицензии у штангистов раздаются по результатам двух чемпионатов мира, а во–вторых, показанные в Турции результаты — далеко не предел возможностей.
— Насте не повезло, — объясняет тренер Новиковой Виктор Шилай. — На тренировках она поднимала веса, превышающие мировые рекорды, и была готова дать серьезный бой. Но травмировала ногу и не смогла показать весь свой потенциал.
Загадкой остается и потенциал всей сборной. С одной стороны, вероятность того, что нынешняя молодежь в лице Антона Мозейко или Евгения Жерносека сможет вмешаться в спор за лицензии, видится не очень большой. С другой, команда образца 2010 года наверняка будет значительно отличаться от той, которая отправится в Лондон.
— Арямнов, Рыбаков, Лагун, Новикова, Стрельцов, — перечисляет Александр Гончаров тех, кто, по его мнению, имеет наибольшие шансы блеснуть в Лондоне. — Относится к этому списку и Ирина Кулеша, которой лишь волнение мешает работать не только в домашнем, но и в соревновательном режиме. Но вместе с тем я отнюдь не сбрасываю со счетов и молодых ребят. Выступив, по сути, третьим составом, мы завоевали количество очков, которое выводит нас на четвертое место в споре за олимпийские лицензии. И я просто убежден, что через год на чемпионате мира в Париже команда станет намного сильнее и сможет претендовать на максимально возможное представительство в Лондоне.
Поднять и удержатьК хорошим новостям от наших тяжелоатлетов мы уже успели привыкнуть. Будь то чемпионат мира или Олимпиада, штангисты обязательно поднимут,...