Накануне старта нового сезона мужская и женская биатлонные сборные вновь отправились на финские снега, откуда начнется их путь по этапам Кубка мира...
Начала биатлонного сезона мы и в прежние годы ждали с нетерпением, а сейчас и вовсе считаем дни до 1 декабря. На трассу выйдут сильнейшие. Две награды олимпийского Ванкувера — тогда, напомним, на пьедестал поднялись Дарья Домрачева и Сергей Новиков — стали рекордом для белорусского биатлона. По силам ли белорусскому биатлону удержать уровень, на который он взобрался по канадским склонам? Не принесет ли первый сезон нового олимпийского цикла разочарование в ряды воспрянувших духом болельщиков?
Накануне старта нового сезона мужская и женская биатлонные сборные, ненадолго заглянув в Минск, вновь отправились на финские снега, откуда начнется их путь по этапам Кубка мира. Перед отъездом мы попросили главных тренеров вспомнить о метаморфозах, произошедших в сборных за минувшие месяцы, поделиться надеждами и ответить на главный вопрос: чего нам ждать в новом сезоне?
Юрий Альберс: время адаптации
О команде
— Сборная в нынешнем сезоне будет состоять из двух частей. Первая — опытные спортсмены. Рустам Валиуллин, Сергей Новиков, Александр Сыман. Плюс «переходной» Евгений Абраменко. Вторая команда — молодежь. Владимир Чепелин, Владимир Оленишко, Виталий Цветов... Эти ребята будут выступать в Кубке IBU, Универсиаде и чемпионате Европы. По результатам этих соревнований мы будем время от времени подключать кого–нибудь из спортсменов к основной команде.
Об Александре Сымане и Рустаме Валиуллине
— В межсезонье было много споров о том, зачем в команде эти великовозрастные спортсмены. На мой взгляд, эти ребята еще не сказали своего последнего слова в спорте. За четыре года сменилось несколько главных тренеров, а с последствиями методики, по которой работал россиянин Евгений Колокольников, мы сумели окончательно разобраться лишь за пару месяцев до Олимпиады. А потому и списывать Александра и Рустама, как мне кажется, преждевременно. Второй момент — квоты. Желающих выступать в Кубке мира сейчас стало очень много, борьба за места возросла неимоверно. И выдержит ли молодежь эту конкуренцию — вопрос.
Об Александре Бабчине
— В составе нашей сборной этот россиянин только с сентября, но уже сейчас я могу сказать, что он — лучшее наше приобретение. По потенциалу Бабчина можно сравнить с Владимиром Драчевым. Наивысшим результатом 24–летнего парня пока является седьмое место на чемпионате России, в ходе которого, кстати, проходил отбор на Олимпиаду в Ванкувер и в котором участвовали все сильнейшие спортсмены. То обстоятельство, что Александр по каким–то причинам так и не был «заигран» за российскую сборную (хотя несколько раз был в шаге от попадания в состав) на международных соревнованиях, очень помог нам в организации его перехода. И судя по всему, ожидания начинают оправдываться. В первом летнем чемпионате страны, в котором не принимала участия национальная команда, Бабчин уверенно победил. В сентябре он проиграл Александру Сыману гонку на 20 километров только из–за судейской ошибки. Ему насчитали одну лишнюю штрафную минуту, но даже при этом, имея три промаха против одного у Сымана, он проиграл Александру всего 11 секунд. Все российские варяги, появлявшиеся в нашей команде за последние годы, «цеплялись» за четвертое место в составе. Бабчин же претендует на одну из лидирующих ролей.
О Сергее Новикове
— Не нужно ждать, что раз Сергей в Ванкувере завоевал олимпийскую медаль, то, значит, он и в предстоящем сезоне с первых же этапов начнет раз за разом подниматься на пьедестал. Представьте, сколько всего на него свалилось. Слава, внимание, пресса, приемы, встречи... Человеку, который прежде никогда не был в такой ситуации, очень сложно быстро к ней адаптироваться. Новиков психологически очень устал. На данный момент все уже утряслось, он тренируется, как и остальная команда, но это ведь биатлон, здесь всякое может произойти.
Андриан Цибульский: пусть говорят
О соблазнах и медалях
— Соблазн воспользоваться раздраем в командах конкурентов и насобирать кучу побед, конечно, присутствует у многих. Кстати, в прежние годы большинство своих наград сборная Беларуси завоевывала именно в послеолимпийский период. Но ведь потом те, кого мы еще недавно обыгрывали, брались с новыми силами за работу, и мы, вымотавшись ради достижения каких–то непонятных целей, оставались позади. Конечно, до следующей Олимпиады еще четыре года, но задача, которая перед нами стоит, вызывает уважение. Понятно, что пять медалей не один биатлон завоевывать должен, но помощников у нас пока не очень много. И поэтому требовать от лидеров каких–то пиков формы и наград любой ценой никто не собирается. Хотя, с другой стороны, на чемпионат мира мы тоже не отдыхать поедем и постараемся порадовать болельщиков.
О Михаиле Семенове
— Для меня то, что Семенова вот так запросто отдали из биатлона обратно в лыжи, стало шоком. Парень был очень перспективным, и для нашего вида спорта это большая потеря. Почему отдали — вопросы не ко мне. Я — вообще тренер женской сборной (улыбается). Но за один год нереально научить стрелять: та же Кати Вильхельм, когда перешла в биатлон, очень долго «настраивала» стрельбу. Или Ольгу Пылеву вспомните... Если задаться целью и найти правильный подход, кого хочешь можно научить стрелять. Даже Рустама Валиуллина. Семенова нужно было просто увлечь и помочь полюбить биатлон, но это никто даже не попытался сделать. Сейчас вот в женской команде появились две лыжницы — Анастасия Дуборезова и Ирина Нафранович. Девушки сами подошли ко мне на Олимпиаде и попросились попробовать. Это не значит, что они стопроцентно закрепятся в биатлоне, но и вариант Семенова я исключаю напрочь. Тем более что Настя, например, прежде не стрелявшая даже из рогатки, выбила «ноль» в стойке на летнем чемпионате Беларуси, да еще и при сложнейшем ветре.
О Людмиле Ананько и Ольге Кудряшовой
— Я считаю, что эти девушки сделали в биатлоне все, что могли. Ананько и вовсе нужно памятник на въезде в Новогрудок поставить. С ее здоровьем она прыгнула выше головы, и спорт вытянул из нее буквально все соки. В эстафетах Люда показывала результаты, которые, казалось, в принципе не могла показывать. Приезжала на финиш синяя, падала, а потом врачи ее в чувство приводили. Так что, когда девушки пришли ко мне посоветоваться, мой ответ был однозначным: здоровье важнее. Жизнь на спорте не заканчивается, да и для молодежи освободившиеся места станут дополнительным стимулом. А для подстраховки у нас остается Оля Назарова, которая решила пока продолжать выступления и в случае чего сможет закрыть «амбразуру» в эстафете.
О россиянке Наде Писаревой
— Девушка она вроде неплохая, данные есть, молодая. Но работать с Надей, если она все же останется в нашей сборной, предстоит еще много. В юниорском возрасте Писарева показывала неплохие результаты, потом были травмы, перерыв... Судя по тому что я увидел на сборах, из нее может выйти толк. А то, что опять начнут говорить о «приглашении сомнительного качества россиян», — так пусть говорят. Собака лает — караван идет. В нынешней сборной нет ни одного человека, с которым мы не связывали бы надежды.
О четвертом номере
— Просмотреть и протестировать всю молодежь — наша вторая задача на этот сезон. И работы здесь — непочатый край. У нас ведь, кроме вчерашних юниорок, есть две лыжницы, есть россиянка, есть совсем молодые девушки из резервной команды Федора Свободы, которых я тоже не сбрасываю со счетов. А почему нет: Нойнер в 19 лет что творила! Да и Даша Домрачева на Кубке мира первый раз выступила в 20 лет. Так что у каждой из претенденток шансы сегодня равны. К концу года мы должны хотя бы в первом приближении определиться с олимпийским составом, а через два года обязаны окончательно сформировать команду на Сочи.