Мы сделали это! Нет, это не начало отчета впечатленного победой своих любимцев украинского журналиста. Мы сделали то, чего боялись всю эту осень: выстояли в прямом и переносном смысле на суровом морозе, который сковал страну накануне матча БАТЭ — «Динамо» (Киев).
Последние две недели у нас не было другой заботы (предвыборные баталии здесь в расчет не берем), кроме как следить за изменением прогноза на 2 декабря. Минус девять — ух ты… Плюс один — ну вот совсем другое дело… Минус двадцать — о боже… В морозном остатке — минус 14, снег, ветер и боление по-английски, все 90 с хвостом минут на ногах. Из десяти тысяч рискнувших прийти на стадион сидели только самые толстокожие, причем исключительно в пресс-ложе.
Теперь мы знаем, как в феврале, в домашнем матче 1/16 финала, болеть и работать, а футболисты БАТЭ — как выжить, так сказать, в условиях Крайнего Севера. Поражение от киевлян 1:4 — безусловный пассив, но, как отметил уже после итоговой пресс-конференции главный тренер команды Виктор Гончаренко, — бесценный опыт.
Вчерашний вечер не задался с самого начала. Сперва биатлонисты ахово стартовали на первом этапе Кубка мира, затем хоккеисты минского «Динамо» утонули в темных водах аутсайдерствующего «Амура», а к ночи БАТЭ потерпел самое крупное поражение за все три года выступлений в групповых турнирах Лиги чемпионов и Лиги Европы, к тому же впервые пропустив больше двух мячей. Болельщикам белорусской команды только и оставалось, что бессильно скандировать легендарно-оскорбительное «Милевский — пес!» Артем свое дело сделал и имел полное право победно трясти кулаками при замене. Для кого-то он, может, и пес, только у него есть свой караван, до которого нам не должно быть никакого дела.
Победа гостей заслуженна и неоспорима, как песок в пустыне. Кстати, пустыня — одно из мест, где борисовчан хотел обыграть житель Киева Олег Гусев. Полузащитник «Динамо» дал весьма скандальный комментарий по окончании встречи: «Хотелось просто доказать этой команде, что мы ее обыграем в снегу, в пустыне, на пляже и где только можно. Мы должны были еще в Киеве их ставить на место. В первом тайме если б забили все моменты, которые у нас были. Но мы доказали, что это дворовая команда. Только футболисты пивзавода могут до игры высказываться так, а на футбольном поле оказалось совсем по-другому. Ребята сейчас очень довольны. Не то, что мы вышли досрочно из группы, а что обыграли эту команду, которая так недостойно высказывалась о киевском «Динамо».
Впрочем, вряд ли эти слова сильно зацепят тех, кому они адресованы. Ложку с достойным ответом высказываниям защитника борисовчан Игоря Шитова (что от «Динамо» осталось только имя) нужно было подавать еще к сентябрьскому «обеду» — первому матчу команд в Киеве. А оный завершился вничью 2:2 и стал первым шагом к отставке главного тренера украинцев Валерия Газзаева.
Гусев & Co вчера били по хвостам. Ведь именно им, а не БАТЭ, в этот мороз нужно было добывать путевку в 1/16 финала Лиги Европы. Теперь Киев уверен, что обыграет в последнем туре «Шериф» и возьмет первое место в группе. Но что мешает белорусам заочно объединить усилия и вновь больно щелкнуть по задранному динамовскому носу? Вспомним, как после ничьей в Киеве последовало унижение «Динамо» в Тирасполе (0:2), где командой рулит наш Андрей Сосницкий, и окончательная отставка Газзаева. 15 декабря БАТЭ выиграет в гостях у АЗ, а «Шериф» забирает очки в Киеве — и кто после этого дворовая команда?
Кстати, борисовчан на «высоком уровне» уничижительно уже называли «заводской командой» — два года назад язык распустил владелец болгарского «Левски» Тодор Батков. В результате в групповой раунд Лиги чемпионов прошел БАТЭ, а «Левски» опустился в Кубок УЕФА.
Однако до 15 декабря еще нужно дожить. Вчера БАТЭ сыграл плохо (как выразился Гончаренко), а временами, особенно в защите, — просто безобразно. Трудно сказать, как на самом деле у хозяев было с «запредельной мотивацией», в чем их главный тренер уверял накануне матча, но третье поражение подряд (чемпионат — Кубок Беларуси — Лига Европы) — это уже не случайность и не тенденция, а закономерное желание игроков поскорее завершить этот долгий и на самом деле успешный сезон.
Украинские журналисты спросили у Гончаренко, почему он не выпустил Ренана Брессана с первых минут, а только во втором тайме, и он ответил, что решения принимаются до матча и могут быть ошибочными. Уже после пресс-конференции Гончаренко раскрыл тайну. Его смутила мечтательная «отпускная» реплика бразильца: дома, мол, плюс 37, а здесь минус 17.
Конечно, крупное поражение никак не компенсирует отнятое у болельщиков морозом здоровье, даже наоборот. Будем считать это закаливанием характера. Но мы совершенно не против, если в февральских матчах 1/16 финала компенсация будет выплачена.