Несмотря на свою привлекательность и успешность, фристайл в наших краях вид спорта далеко не самый раскрученный. Не считая Олимпиад, с которых наши лыжные акробаты уже давно не возвращаются без наград, воздушные лыжники на телеэкранах и в газетах появляются точно по расписанию этапов Кубка мира, коих в календаре (в отличие от еженедельно стартующих биатлонистов) насчитывается всего семь. Негусто, но концовка этого года обещает стать приятным исключением из этого своеобразного и, согласитесь, обидного правила. Совсем скоро в американском Дир–Велли стартует чемпионат мира по лыжным видам спорта, в расписании которого лыжная акробатика пусть теоретически не единственная, но де–факто главная надежда белорусских болельщиков. А в феврале нас ждет и вовсе беспрецедентное событие. Ки Гуанпу, Ренато Ульрих, Ву Чао, Шуан Чен вместе с другими королями мировых трамплинов и, конечно, лидерами нашей национальной сборной соберутся в «Раубичах», чтобы разыграть последний в нынешнем сезоне и первый в истории белорусский этап Кубка мира. И здесь, согласитесь, есть о чем поговорить...
Чемпионат мира
Пошумев на трамплине в Лейк–Плэсиде — вместе с привыкшим уже к кубковым почестям Антоном Кушниром на пьедестал там поднялась и Алла Цупер, — сборная Беларуси перебралась в Дир–Велли и начала подготовку к предстоящему чемпионату. Главного тренера команды Николая Козеко мы застали сразу после того, как ребята вернулись с одной из первых «репетиций».
— Настроение боевое, — отрапортовал тренер. — Точнее, рабочее. Тренируемся, осваиваемся на новом месте...
— Результаты прошедших этапов Кубка мира, надо полагать, дают повод для оптимизма?
— На самом деле чувство после них осталось двоякое. С одной стороны — результаты меня устраивают. А вот к качеству прыжков вопросов хватает. К сожалению, программы еще не совсем готовы.
— Насколько это «не совсем» существенное?
— Достаточно. И у Антона, и у Аллы есть ряд технических огрехов, которые могут сильно повлиять на положение наших спортсменов в итоговых протоколах чемпионата мира. Да и к молодым претензии есть. И причина здесь простая: мы не успели проделать объем работы, который необходим для выхода на привычный высокий уровень.
— С чем это связано?
— Наверное, это можно назвать человеческим фактором. С самого начала сезона и у спортсменов, и у тренеров чувствуется какая–то успокоенность. План не давит, Олимпиада впереди не маячит... И я вижу, что преодолеть это состояние, заставить себя работать в полную силу ребятам непросто. Остается только надеяться, что за оставшееся до чемпионата мира время эта «болезнь» лечится. С другой стороны, серьезных задач и обязательств в этом сезоне мы на самом деле не ставили и не брали... Поддерживать суперготовность атлетов на протяжении двух сезонов подряд — архисложная задача.
— Как показывают результаты этапов Кубка мира, даже с огрехами и Антон, и Алла могут претендовать на пьедестал...
— Понимаете, какая штука: большинство болельщиков рассматривает любое наше выступление исключительно с точки зрения медалей. Для меня это тоже, конечно, важно, но даже близкий чемпионат мира — это в первую очередь начальный этап подготовки к Олимпиаде в Сочи.
— Если подходить с этой точки зрения, то гораздо более интригующими выглядят выступления молодых ребят: потенциал и возможности Кушнира или Цупер мы уже давно знаем...
— Молодежь старается — это видно. Максим Густик неплохо выступил в Лейк–Плэсиде, постепенно прибавляют и Денис Осипов, и Анна Гуськова, но от них мы вправе ждать большего. Здесь я хочу очень четко оговорить: возраст большому спорту не помеха. Если спортсмен готов и имеет хорошую мотивацию, то в каком бы возрасте он ни был — он сможет выступить хорошо. Пример Гришина и Дащинского, прошедших на высочайшем уровне четыре олимпийских цикла, перед глазами. И поэтому я не могу сказать сегодня, что, например, нынешняя молодежь — наша главная надежда в Сочи. Лишних людей, на которых мы не возлагали бы надежд, в нынешнем составе нет.
Дащинский
Белорусских надежд на нынешнем чемпионате мира должно было быть больше. В отличие от Алексея Гришина, изначально взявшего «отпуск» и восстанавливающегося перед новым олимпийским штурмом, Дмитрий Дащинский, дважды побеждавший на трамплинах Дир–Велли, работал вместе с командой и нынешний сезон называл не иначе как определяющим. Но закончился он для него еще в декабре, когда на этапе Кубка мира в Китае Дима получил травму, которая поставила точку не только в сезоне, но и, возможно, в карьере опытного атлета.
— Состояние неплохое, — рассуждает Дащинский. — Гипс недавно сняли, врачи говорят, что восстановление займет месяца три. После этого смогу приступить к тренировкам.
— К тренировкам? Помнится, у тебя были сомнения в целесообразности продолжения карьеры...
— Буду смотреть по состоянию. Когда получаешь такую травму, сложно сказать, что все будет, как прежде. В то же время настораживает сам факт подобного происшествия. Не то чтобы я воспринял его как знак свыше, но какие–то сомнения, конечно, появились.
— С какими чувствами следишь за выступлениями наших ребят?
— А с какими чувствами можно смотреть? Особенно с учетом того, что я видел всего–то пару прыжков в интернете. Но, судя по результатам и тому, что мне рассказывают, сезон получается неплохой. Да и на чемпионате мира шансы есть. Нынешний год — он для всех команд скомканный. Многие закончили карьеру, на их место пришла молодежь... Не скажу, что мы тоже тренировались на все сто, но в этом «разброде» вполне можно забраться на пьедестал. Тем более что Дир–Велли для нас всегда был удачным местом. К тому же у наших впереди еще маячит домашний этап Кубка.