Бронзовый призер барселонской Олимпиады Сергей Демяшкевич умеет увидеть в греко-римской борьбе не только спорт. Он чуть нараспев, как и полагается в подобном случае, цитирует четверостишие, запомнившееся с детства:
Борьба - не только рук сплетенье, Не только мускулов игра, Борьба еще преодоленье Себя, каким ты был вчера.
Этот плакат висел в секции, куда привел маленького Сережу его папа - он хотел, чтобысын стал сильным. Через 14 лет Демяшкевич-младший, пробившись в фантастически сильную тогда сборную Советского Союза, стал чемпионом мира. А сегодня он не может уговорить собственного сына записаться в секцию борьбы. "Пап, ты хочешь, чтобы я был похож на гладиатора, выступающего в Древнем Риме перед толпой народа?"
Сергей улыбается образности мышления сына из компьютерной эпохи и думает, что так и есть.
Борьба - занятие мужское. И голливудский "Гладиатор", если бы его заказчиком стал, скажем, российский Газпром (разумеется, поединки приобрели бы немного иной формат), стал бы великолепной рекламой самой древней борьбы на свете. Как когда-то прославивший самбо фильм "Непобедимый" с Андреем Ростоцким в главной роли - пусть и придуманный с начала до конца, но вызвавший целый вал желающих записаться в секции, где преподают самооборону без оружия.
Греко-римскую борьбу можно снять красиво - и ролик, сделанный к старту Кубка мира, наглядно это демонстрирует. Бросок прогибом - это, если хотите, венец борцовской симфонии - самый красивый ее элемент, а накат - один из самых эстетичных.
Но до этого будет встреча в центре ковра и, хоть и короткий, но пристальный взгляд в глаза друг другу. Ничего похожего на почти театральные постановки боксеров-профессионалов на пресс-конференции перед боем, где каждый норовит испепелить противника не только взглядом, но и словом.
Борцы не говорят, они только смотрят... Если спросить у Демяшкевича, что можно прочитать перед схваткой в глазах белорусского борца, он совершенно спокойно ответит вам: "Ничего". И этим мы заметно отличаемся от большинства соплеменников по бывшему Союзу, в силу ментальности и природного боевого духа готовых разорвать соперника еще на подходе того к ковру.
"Я вообще на страхе боролся", - Демяшкевич, которому из всех возможных титулов в борьбе не покорился только олимпийский, готов объяснить этот парадокс особенностью национального духа.
"Нам всегда кажется, что противник сильнее и хитрее, и вообще мы гораздо более склонны недооценивать себя, чем рассказывать окружающим о наших доблестях. Но кто сказал, что это плохо?"
Никто. Мы своеобразны и боремся - как и полагается, согласно стишку из Сережиного детства - не с осязаемыми соперниками, а в первую очередь сами с собой. Только на ковре это делать стократ труднее - когда напротив богатырь из другой страны,пытливо вглядывающийся в твое лицо, стараясь найти в нем будущий итог схватки.
Ничего не ясно. Белорус выходит в круг и бросает исподлобья взгляд на своих товарищей, ободряюще кивающих ему за ковром. "Стенка на стенку" - это сборная против сборной, страна - на страну. И танец на борцовском ковре - горячих и холодных мужчин.
Посмотрите это видео. Насладитесь красотой борьбы сильных людей. И обязательно придите в минский Дворец спорта 19-20 февраля на Кубок мира, чтобы увидеть ее воочию. Тем более нам всем интересно, какое место займет Беларусь в схватке с 9сильнейшими сборными мира.
Бронзовый призер барселонской Олимпиады Сергей Демяшкевич умеет увидеть в греко-римской борьбе не только спорт. Он чуть нараспев, как и полагается в подобном...