Роликовые лыжи. 21.by

Роликовые лыжи

02.06.2011 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Подготовил старший лейтенант Максим Анисовец, anisovec@vayar.sml.by

В свое время лыжероллеры разрабатывались для того, чтобы в летнее время обеспечить лыжникам специальную подготовку, которая будет практически схожа с тренировками на лыжах. Это послужило поводом для появления отдельного вида спорта — гонок на лыжероллерах. Одновременно лыжероллеры все активнее используются не только спортсменами, но и любителями активного отдыха для прогулок.

Классификация

Существуют две основные классификации — деление на роллеры для классического и конькового хода и деление на тренировочные и гоночные модели. Есть также и комбинированные модели.

По характеристикам тренировочные лыжероллеры должны максимально соответствовать лыжам. На такие роллеры иногда даже устанавливаются специальные устройства –замедлители (Speed Reducer), чтобы скорость передвижения соответствовала скорости лыж. Колеса из мягких компонентов снижают вибрацию и повышают сцепление с дорогой. Рама тренировочного роллера может имитировать весовой прогиб лыжи.

А вот от гоночных лыжероллеров требуется совершенно иное — максимальная скорость и минимальный вес. Для таких роллеров характерны жесткая короткая рама и колеса большого диаметра на жестком полиуретане.

На классические лыжероллеры устанавливается на одну из пар колес трещотка, которая блокирует вращение колеса назад. Рама классических роллеров делается длиннее, чтобы удерживать курс при прокате, а колеса — большей ширины (для повышения устойчивости).

Конструкция лыжероллеров проста и, как правило, состоит из трех основных компонентов — рамы с колесами и лыжного крепления.

Рама

Основными характеристиками рамы считаются длина, жесткость и вес. Чем длиннее рама, тем более стабильно лыжероллер держит курс при прокате, но при этом снижается управляемость. Также длинные рамы лучше гасят вибрацию. К примеру, коньковые лыжероллеры имеют длину рамы около 60–65 см, а лыжероллеры для классического хода — более 70 см.

Как я упоминал ранее, рама может быть жесткой и гибкой. Гибкие рамы рассчитаны таким образом, чтобы при толчке и прокате максимально близко соответствовать работе настоящей лыжи. Такие лыжероллеры в основном подходят для тренировок по отработке лыжной техники. Дополнительным свойством гибкой рамы является способность хорошо гасить вибрацию колес, поэтому и езда на таких роллерах более комфортная, что позволяет проводить длительные тренировки. Но в то же время они менее надежны. При выборе лыжероллеров с гибкой рамой надо учитывать, что, в отличие от лыж, жесткость всех лыжероллеров рассчитывается на средний вес лыжника, а это 60–70 кг. Лыжник с большим весом может просто-напросто сломать такую раму. Если рама изготовлена из пластика или композитного материала, то при контакте рамы с асфальтом появляются задиры и царапины, которые со временем могут привести к поломке. Жесткая рама является полной противоположностью гибкой. Она изготовлена из алюминиевого сплава. Такие рамы очень надежные. Большой плюс жесткой рамы — хорошая управляемость!

Колеса

Пожалуй, ключевым компонентом лыжероллеров являются колеса. Для их изготовления используются два типа материалов: полиуретан и резина.

Резина обладает хорошей упругостью, обеспечивает комфорт при езде, снижает вибрацию и колебания, передаваемые от неровностей дороги. Такие колеса обладают хорошим сцеплением с асфальтовым покрытием, но при этом могут заметно снижать скорость движения. Поэтому резиновые колеса лучше использовать на лыжероллерах для классического хода. Для коньковых роллеров резиновые колеса не совсем подходят. При мощном толчке они могут слишком сильно деформироваться вбок, что может привести к неестественному замедлению, а иногда и к повреждению колес. Большой износ резины также свойственен при коньковом ходе.

Полиуретановые колеса отличаются от резиновых большей жесткостью. Они более чутко реагируют на боковой толчок и в меньшей степени подвержены износу. Полиуретан обеспечивает отличную управляемость и сцепление с асфальтом. Подобные колеса рекомендуются для катания коньковым ходом.

Выбор модели

На роллерах спортсмен стоит на платформе на несколько сантиметров выше, чем на лыжах. Поэтому большое значение при выборе роллеров должно придаваться необходимости удерживать равновесие. Если гоночные роллеры рассчитываются на бескомпромиссное получение максимальной скорости, то для длительных тренировок желательно иметь роллеры, на которых удерживать равновесие легче. Это сбережет силы и поможет избежать травм.

Выбор модели для классического хода

Для тренировок классическим ходом лыжероллеры должны обеспечивать достаточную устойчивость и стабильность при толчке и прокате. Поэтому тренировочные классические роликовые лыжи имеют довольно длинные рамы (70 см и более) и широкие колеса из относительно мягкой резины. Такая конструкция обеспечивает мягкий ход с длинным прокатом.

Более скоростной вариант — классические лыжероллеры с колесами меньшей ширины с более жесткой резиной. Для спринтерских гонок на лыжероллерах классическим ходом (на данный момент такие гонки мало распространены) и для соревнований на трассах с крутыми подъемами рекомендуется использовать трехколесные модели классических лыжероллеров. Трехколесная конструкция обеспечивает высокую устойчивость при сильном толчке. А применение полиуретановых колес с высокой жесткостью обеспечивает низкое трение.

На всех лыжероллерах для классического хода устанавливается пара колес с трещоткой. Трещотка является довольно дорогим механизмом и замена колес с трещоткой по стоимости может стать дороже половины стоимости роллеров в сборе. Поэтому рекомендуется выбирать лыжероллеры с водонепроницаемыми подшипниками или самостоятельно установить такие подшипники.

Выбор модели для конькового хода

Для подавляющего большинства гонщиков коньковый ход позволяет достичь наибольшей скорости. Модели роликовых лыж для гонок, как правило, имеют два узких колеса большого диаметра, которые способны обеспечить наилучшие характеристики для конькового хода.

Для конькового хода лучше выбирать лыжероллеры с полиуретановыми колесами. Коньковые колеса сами по себе узкие. Платформа конькового роллера немного короче, чем для классического хода, примерно около 60 см между осями.

Для гоночных моделей характерны узкие колеса (около 2 см шириной), что позволяет уменьшить трение с асфальтом. Диаметр около 100 мм, максимально допустимый международными правилами. Длина платформы 530 мм (минимально допустимая международными правилами) позволяет добиться максимальной частоты шага.

В гоночных моделях крепление устанавливается не в центре тяжести платформы, как в лыжах, а таким образом, чтобы центр тяжести лыжероллера совпал с центром стопы лыжного ботинка, где создается максимальная нагрузка при толчке. Таким образом, нагрузка равномерно распределяется между двумя колесами и создает наименьшее суммарное сопротивление, чем обеспечивает наибольшую скорость.

Скоростные лыжероллеры с короткой платформой, высокими колесами и креплением, установленным не в центре тяжести лыжи, требуют специальной техники толчка. Эта техника несколько отличается от лыжной техники. При этом высокие скорости увеличивают риск получения травмы. Именно по этой причине не рекомендуется покупать гоночные модели лыжероллеров для повседневных тренировок.

Специальные лыжероллеры

Тренировки на таких роллерах отличаются большой длительностью — до трех часов и более. При этом спортсмен может испытывать дискомфорт от вибрации колес. Для длительных тренировок и тренировок на асфальте плохого качества отличным выбором могут стать роллеры с колесами большого диаметра из мягкой резины (диаметр более 150 мм).

Советской промышленностью в свое время выпускались лыжероллеры для передвижения по бездорожью с надувными колесами диаметром около 20 см. Эти конструкции имели достаточно большой вес — около 4 кг, но прекрасно проезжали по дорогам любого качества. Некоторые западные фирмы также выпускают аналогичные модели, но найти их в продаже довольно сложно.

* * *

Автор этих строк испытал на себе лыжероллеры и прокатился по лыжероллерной трассе в Логойске. И понял, что заниматься данным видом спорта достаточно сложно. Обучение также займет много времени, пары тренировок на это точно не хватит! Конечно, лучше всего во избежание получения травм начинать занятия с тренером.
Знайте, в этом виде спорта новички не раз останутся с синяками и ссадинами.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В свое время лыжероллеры разрабатывались для того, чтобы в летнее время обеспечить лыжникам специальную подготовку, которая будет практически схожа с...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика