Нет такой игры, которую нельзя было бы испортить судейством. Сегодня редкий болельщик, спортсмен и даже тот, кто к происходящему на площадке или газоне имеет весьма косвенное отношение, не считает своим долгом обвинить арбитров в некомпетентности, продажности, предвзятости и прочих грехах. По другую сторону баррикад настроения другие. Жизнь рефери оттуда выглядит далеко не так привлекательно. Совсем скоро Александр Сырица — лучший на сегодняшний день белорусский баскетбольный арбитр, рефери ФИБА, национальный инструктор и человек, который на протяжении уже четырех лет руководит собственноручно созданной судейской школой — отправится в Польшу, где рассудит лучших баскетболисток Европы. Накануне отъезда мы попытались взглянуть на игру его глазами.
— Претензии к судьям будут всегда. Особенно в таком контактном виде спорта, как баскетбол, где решения по принципу «черное или белое» можно принять редко. Чаще все события на площадке в «серой» зоне: однозначных моментов очень мало. А судья находится на пересечении интересов двух команд, и чем выше цена победы — тем сильнее давление и больше претензий.
— Баскетбол в наших краях спорт не самый скандальный, но, подозреваю, выслушивать доводилось разное...
— На детских соревнованиях судьи наказывают даже за матерщину на площадке. Со взрослыми сложнее. Эти судью послать могут. Впрочем, особой любви я и не требую: главное, чтобы уважали и не переходили рамки. А вот с болельщиками и другими «специалистами»... Я в начале карьеры очень сильно переживал все эти оскорбления и угрозы.
— Угрозы?
— Да, и довольно часто. Недавно, например, в Гомеле наша бригада работала на четвертьфинальной игре. Болельщики вышли после матча на площадку, кричали, рвались в бой. Хорошо нашлись здравомыслящие люди, которые сумели сдержать «активистов». И это далеко не единственный случай.
— А не боязно так жить: вдруг подкараулят?
— Это я тоже проходил: встречали «за углом» и не раз. Но, как говорится, действие рождает противодействие.
— Неужели врукопашную?
— А что было делать? Это, как говорится, особенности профессии: судья всегда находится под прессом, и слишком чувствительным людям в судействе делать нечего. Кстати, одной из задач созданной четыре года назад школы арбитров как раз является разбор действий в таких критических ситуациях, но от ошибок никто не застрахован.
— Вы часто ошибались?
— Ошибаюсь в каждой игре, но серьезно, пожалуй, только однажды. На молодежном чемпионате Европы в Сербии, где судил матч между сборными Франции и России. На последних секундах матча назначил соперникам россиян неспортивный фол. Формально я был прав на все сто, но с учетом всех тех нюансов, которые, помимо правил, должен учитывать арбитр, решение было очень плохим. Этот фол перечеркнул последние надежды французов. Россияне выиграли, а меня негласно обвинили в том, что, дескать, я их вытянул.
— Пожалуй, главной претензией к белорусским судьям является та, что одни и те же нарушения могут трактоваться по–разному. И чаще всего не так, как это принято на международных турнирах.
— ФИБА–Европа сегодня прилагает большие усилия для того, чтобы в национальных чемпионатах судили по тем же принципам, что и на чемпионатах Европы или мира. Иначе мы раз за разом будем получать вариант нашей нынешней звезды Тани Лихтарович. В 2008 году на молодежном чемпионате Европы в Италии ей в каждой игре на старте турнира определяли по 4 — 5 проносов мяча. В чемпионате Беларуси этого «не замечали», а там было пять потерь за игру на ровном месте и лишние проблемы для сборной. А вот то, что свистят у нас много, так на то есть причины. В Беларуси играют в очень грубый и грязный баскетбол. В свое время для исправления подобной ситуации на первые два сезона розыгрыша Евролиги УЛЕБ — главного клубного турнира Европы — была принята единая стратегия, подразумевавшая фол практически за каждое касание. Цель — чистый баскетбол. И это принесло результат. А у нас? Никогда игроки и тренеры на серьезных турнирах не позволят вести себя так, как это является едва ли не нормой в чемпионате Беларуси. Судей здесь попросту не уважают.
— Быть судьей в Беларуси выгодно?
— Шутите? Если взять, к примеру, баскетбольного судью из России или Украины, то это чаще всего вполне обеспеченные люди, которые судейством могут зарабатывать себе на безбедную жизнь. Понятно, что здесь сразу всплывает тема «странных» матчей, но даже в России, к которой подобных вопросов всегда было много, ситуация сейчас серьезно меняется. Там сейчас много делается для возвращения чистого имени судейского корпуса. A в Беларуси за сезон и на хороший компьютер не заработаешь. Даже с учетом повышенных в последнее время выплат. И сегодня я не знаю ни одного белорусского профессионального арбитра. Все где–то работают, а работа для людей всегда важнее, чем баскетбольная «халтурка». Зачем напрягаться, если и так приглашают каждые выходные, а наказать могут в худшем случае «ссылкой» в соревнования ниже рангом?
Пар через свистокНет такой игры, которую нельзя было бы испортить судейством. Сегодня редкий болельщик, спортсмен и даже тот, кто к происходящему на площадке или...