Изучать историю водного поло интересно и познавательно...
Вы, конечно, знаете этот анекдот. В детстве он мне почему–то казался безумно смешным, а сейчас представляется грустным. Суть там такова, что во время матча по водному поло в Грузии один игрок схватил мяч и поплыл с ним к воротам соперника. Ему все кричали — и партнеры, и зрители, и тренер, даже судьи и диктор на стадионе: «Отдай мяч Гоге! Отдай мяч Гоге!» А он, увлеченный атакой, плыл себе и плыл, никого не слушал, доплыл до ворот, бросил и забил гол. Но вместо оваций его встретила гробовая тишина на трибунах, немой укор в глазах партнеров и укоризненный вопрос тренера: «Ты почему мяч Гоге не отдал?» «Зачем? — удивился нападающий, — я ведь гол забил!» — «Ты гол забил, а Гога утонул...»
Я рассказываю этот анекдот Олегу Дзюбе, патриарху нашего водного поло, судье международной категории, желаю увидеть его реакцию. Олег Григорьевич улыбается.
— Если говорить про Гогу и его партнеров, то в Грузии водное поло всегда было развито очень хорошо. Во времена Советского Союза блистали такие игроки, как Петр Мшвениерадзе — тбилисец, участник трех Олимпиад, выступавший за московское «Динамо», Нодар Гвахария, Гиви Чиквания, Лери Гоголадзе... В сборной СССР всегда было по 2 — 3 грузина. Из игроков начала нынешнего века, конечно, стоит отметить Реваза Чомахидзе, в 2004–м признанного лучшим ватерполистом мира. Недавно, к слову, 7 сербских ватерполистов (сербы — действующие чемпионы мира) приняли грузинское гражданство, значительно усилив мощь этой сборной. О чем говорить, если председатель федерации водного поло Грузии, говорят, имеет в стране серьезный политический вес — он в школе сидел за одной партой с Саакашвили.
— То есть Гога бы сегодня не утонул.
— Ни за что.
Изучать историю водного поло интересно и познавательно, будто дайвингом занимаешься — ныряешь под воду и рассматриваешь неведомый доселе мир. И это даже не фигуральное выражение, по сути, ведь так и есть. Водное поло в Беларуси отчего–то совсем непопулярно и популярностью никогда избаловано не было — как есть подводный неисследованный мир. Расцветом водного поло в Беларуси, пожалуй, можно назвать 1975 год, когда сразу двое белорусских ватерполистов — Виталий Романчук и Анатолий Клебанов — стали чемпионами мира в составе сборной СССР. Пусть они к тому времени республику давно покинули, уехав в Москву, но лучшие игроки всегда уезжали от нас и продолжают уезжать в другие клубы, а те, кому ехать некуда или еще рано, защищают сегодня цвета сборной страны.
Совсем недавно, к слову, наша сборная провела во Дворце водного спорта очередной отборочный матч чемпионата Европы — уступила одной из лучших команд планеты (вторые в мире) — испанцам (6:12). Сражались парни, как могли, так что упрекнуть их не в чем. Тем более если учесть, что основу состава нашей команды составляют сегодня сплошь юноши, которые, может, еще и бриться не начали, а в сборных топ–уровня играют настоящие богатыри, наследники батьки Черномора. Зрителей на трибунах, кстати, собралось довольно много, хотя рекламы не было ни в газетах, ни на радио, ни на телевидении. И благодарили они ребят за игру стоя и аплодисментами. Культура боления здесь другая, это не футбол. Такое, знаете, «флотское» благородство.
В своем возрасте, кстати, наши безусые ребята играют на очень достойном уровне, уж точно лучше хоккеистов и других «элитных игровиков», которые не сходят с телеэкранов. В апреле в Антверпене на квалификационном турнире чемпионата Европы среди юношей (1994 г.р.) наша ватерпольная сборная под руководством Леонида Романовского завоевала путевку в финал, который состоится в Хорватии в сентябре. Олег Дзюба сейчас как раз озабочен поиском денег на поездку, ходит по министерским кабинетам. Дешевле, говорит, поехать, так как за неявку будет наложен штраф, который выльется в гораздо большую сумму.
— Вся наша национальная сборная — это, по сути, минская команда РЦОП, — Олег Григорьевич, несмотря на годы, бодр и подтянут. — Плюс вратарь Михаил Езерский, который выступает в первенстве Словакии. В чемпионате страны у нас практически нет взрослых команд. Есть клуб в Гомеле, частично в Витебске. Все остальные выступают юношами. Прорабатываем вопрос, чтобы создать профессиональный клуб в Минске, но нет базы. К тому же нужны спонсоры. В Гомеле команда ДСК–«Дружба» становится чемпионом страны, а все равно еле выживает, все деньги идут на футбол. В сборной страны по водному поло, к слову, зарплата игрока составляет 570 тысяч рублей.
— А вот у этой команды, которая в сентябре отправится на чемпионат Европы в Хорватию, каковы перспективы, есть способные ребята?
— Это, кстати, единственная юношеская сборная в стране, которая пробилась в финальную часть топ–соревнований в нынешнем году. И, думаю, можно рассчитывать на достойное выступление. По рейтингу мы сейчас 13 — 15–е. Из игроков отмечу Игоря Бычкова. На него уже положили глаз многие российские клубы, у этого парня есть все данные, чтобы вырасти в классного игрока.
— А для вас лично, с чего началось водное поло?
— Мяч я впервые увидел в 19 лет, когда в 1958 году поступил в Минский институт физкультуры. Поступал как пловец — брассом я неплохо плыл, а потом Виктор Бондаревич, тренировавший тогда команду «Трудовые резервы», предложил попробовать себя в водном поло. Основу команды составляли четверо парней из Севастополя, к которым примкнул я — из Евпатории.
— И какие, любопытно, пути–дороги вас в Минск привели? В Евпатории тепло, море...
— Один парень с нашей улицы поступил в минский институт и постепенно перетянул остальных. Человек 8 нас было на разных курсах. Вроде как традиция сложилась. Так и в других городах было: В Ленинград поступали в основном ребята из Туапсе, в Москву — из Сочи.
— Основы игры освоили сразу? Что для вас было самым тяжелым?
— Тренировки тогда были одноразовые, 5 раз в неделю. В водном поло все сложно, тем более если начинаешь не с азов. Я выбрал для себя 2 — 3 основных приема, которые в игре наиболее важны, и довел их до автоматизма. Бросая со «своей» точки, к примеру, уверенно забивал 8 из 10. Не скажу, что было очень тяжело. Я, как уже говорил, плавал брассом, а это значит — сильные ноги, очень важная вещь для ватерполиста. К тому же мне на кафедре плавания поставили условие: хочешь играть в водное поло — попади в сборную республики по плаванию. Пришлось тренироваться на два фронта, так что физические кондиции были очень хорошие. А для защитника — это едва ли не самое главное, на этой позиции технические навыки игры не столь сильно нужны, как, например, нападающему: ломать не строить, как говорится. Хотя и забивал я при этом немало, даже приз самому результативному игроку на одной из Универсиад получил, штатным пенальтистом в команде числился.
— Были свои хитрости при исполнении штрафных бросков?
— Бросал в зависимости от манеры действия голкипера. Есть вратари темповые, которые реагируют по замаху, им в темп нельзя бить, нужно с протяжкой, чуть мяч в руке придержал — он раз и сел, тогда бросай. Много всяких хитростей.
— Водное поло за последнее время сильно изменилось?
— Игра стала более силовой, после ограничения времени на атаку на одно из ведущих мест вышли плавательная подготовка и командная игра. А раньше, как в футболе или в хоккее, в водное поло тоже ходили на личности, на игроков, которые могли в одиночку решить исход матча. В классных командах и сейчас играют «через столба» — массивного, здорового парня, который занимает место, по–хоккейному говоря, на «пятачке». В нашей сборной, к сожалению, столбящих игроков нет, что значительно обедняет тактический выбор.
— Кто для вас является главной звездой водного поло?
— Из голкиперов — это Борис Гойхман, лучший советский ватерпольный вратарь 50–х годов, в 40 лет он стал серебряным призером римской Олимпиады. Ему на смену пришел Вадим Гуляев, чемпион Олимпиады–1972, который похоронил водное поло в ГДР. После того как он в финале чемпионата Европы отразил решающий бросок от немецкого игрока, в ГДР решили, что нецелесообразно держать команду из 13 человек, когда в официальный зачет все равно идет одна медаль. Лучше подготовить 13 пловцов, которые смогут выступать к тому же на разных дистанциях. И еще одного назову вратаря — Евгений Шаронов, чемпион московской Олимпиады. Из столбящих отмечу Петра Мшвениерадзе, из подвижных — Вячеслав Куренной, Алексей Баркалов — его бюст есть даже в Музее плавания в Майами.
— Со скольких лет вы рекомендуете приводить детей в бассейн для занятий водным поло?
— Лет с девяти, возможно, чуть раньше. Что касается данных, то чем больше рост — тем лучше. По росто–весовым показателям сербская школа очень сильна. Там принцип прост: найди здорового парня, а плавать научим. Они такие громилы все, руки расставляют — я у них под мышками прохожу. Водное поло там очень популярно, в Хорватии вдоль моря столько открытых бассейнов, сколько в Беларуси по всей стране не наберется. В Минске, например, специализированная ДЮСШ не имеет своего бассейна, мыкается по чужим. А есть ведь еще и условие по глубине: она должна быть одинаковой с обеих сторон бассейна, чтобы ногами до дна не доставать. Таких в Беларуси вообще почти нет.
— Можно сказать, что водное поло — это гандбол на воде?
— Мы чаще говорим — футбол на воде. Хотя, если учесть, что бросают руками, то сравнение с гандболом, наверное, более верное. Похожего действительно много: по 6 полевых игроков, схожая расстановка, тактические схемы. Спартак Миронович брал даже как–то к себе в команду нашего парня — Диму Шадуро, он под два метра ростом был.
— А если, к примеру, нам пойти по сербской схеме, только слегка ее усовершенствовать: взять толковых молодых гандболистов с хорошим броском, научить их плавать и — в бой? К ним добавить пловцов, которым поставить бросок. А для улучшения тактической составляющей пригласить Спартака Мироновича, он таких схем напридумывает, что у сербов голова кругом пойдет.
— Научить гандболиста ватерпольной технике очень тяжело. Можно, конечно, но это очень кропотливый индивидуальный труд. А тактические схемы можно брать не только из гандбола — из хоккея, баскетбола. Думающие, ищущие тренеры так и делают. У нас, как в любом другом виде спорта, все зависит от фантазии тренера и уровня игроков.
— Есть в водном поло свои Эдуард Малофеев или Валерий Лобановский, тренеры галактического масштаба? Может, Анатолий Блюменталь?
— Пожалуй. И Борис Попов. За 13 лет, что Блюменталь был главным тренером сборной СССР, наши ватерполисты выиграли абсолютно все титулы, о которых только может мечтать спортсмен: становились олимпийскими чемпионами в 1972–м, чемпионами мира в 1975–м, дважды — в 1966–м и 1970–м — чемпионами Европы. Попов привел сборную к победе на московской Олимпиаде.
— Личности, безусловно, выдающиеся. Что касается Блюменталя, то его тренерская философия не может не вызывать уважения. Вот лишь некоторые догмы его учения: «Мне всегда было стыдно чувствовать, что я могу быть хуже кого–то другого. Хуже венгра, югослава, американца. Именно поэтому жаждал, чтобы и моя команда была сильнее. Наверное, я слишком тщеславен, но это необходимое качество. Если спортсмен не обладает им — он тряпка. Если команда проигрывает ответственный турнир, что сейчас случается не так редко, а главный тренер говорит, что не имеет претензий к игрокам, для меня это означает, что он — плохой тренер, который не умеет настроить команду». Золотые слова. Вам доводилось общаться с этим патриархом?
— Сборная СССР готовилась в нашем бассейне, который на Сурганова, к мюнхенской Олимпиаде, а я был привлечен к этим сборам как судья. Анатолий Самойлович ставил задачу смоделировать возможные стили судейского прихвата, который возможен на Играх, и вместе с командой искал оптимальные пути преодоления этого судейского прессинга.
— А в чем в водном поло выражается судейский прихват?
— Пару переходов мяча свистнул, погонял команду туда–обратно, они быстро «наелись», вот тебе и прихват. Это самое простое, а вариантов много. В водном поло основная борьба идет под водой, и ее тоже интерпретировать можно по–разному.
Водное поло — не балет
После того как начинающий ватерполист усвоит мудрость этого изречения, наступает главный этап его «небалетной» подготовки. Тренеры и более опытные товарищи заботливо передают ему все, что знают сами: целый арсенал приемов, имеющих сходство с вольной борьбой, самбо, дзюдо, боксом и кетчем одновременно. Изучению этих приемов посвящаются многие занятия. («В зимние месяцы тренируемся на ковре, а также боксируем на ринге», — рассказывал тренер чемпиона ГДР — берлинской команды «Динамо» Вернер Книп корреспонденту еженедельника «Дойче шпортэхо».) Но если все эти захваты и удары смягчаются на тренировках, то в матчах проводятся всерьез. И тут надо сказать прямо: как бы быстро ни плавал ватерполист, как бы искусно он ни владел мячом, без знания приемов подводного боя он не игрок и своей команде способен принести одни огорчения.
— А какие в водном поло есть традиционные хитрости в этой подводной борьбе? В футболе, знаю, были защитники–отчаюги, которые выходили на матч с булавкой и кололи ею соперников.
— Здесь полигон для придумок огромнейший. В мои времена в ходу был такой прием: запускали руку в плавки, за причинное место — хвать! — и давят. Тут уж не до игры. Под локоть можно уколоть, когда игрок плывет, широко расставив локти. Вариантов нечистой игры масса.
— Режим нарушать ватерполисты любили?
— В мою бытность чемпионат СССР начинался 4 января. Мы с ребятами договаривались, что на Новый год — только «Фетяска». А если перебрать, то себе дороже. В водном поло такие нагрузки, что потом волей–неволей думаешь: зачем я пил?
— А кто главные белорусские звезды водного поло всех времен?
— Первые мастера спорта появились у нас в 1964 году, их было 8 человек, и я в том числе. А если брать по достижениям, то это, конечно, Виталий Романчук и Анатолий Клебанов, они в составе ЦСК ВМФ стали шестикратными чемпионами Союза, два раза выигрывали чемпионат мира, побеждали в еврокубках. Один из наших тренеров, Саша Третьяков, тоже становился победителем Кубка мира.
— Водное поло — это дорогой вид спорта?
— Основные затраты — аренда бассейна. Мяч стоит 80 долларов, плавки — 30, шапочки — 35.
— Попасть на Олимпиаду в Лондон — это наша неосуществимая мечта?
— Сделать это очень трудно, на грани невозможного. Очень много наших игроков уехало играть в Россию, где получили гражданство, и за сборную Беларуси выступать теперь не имеют права. От Европы, я думаю, в Лондон попадут сборные Сербии, Черногории, Хорватии, Венгрии, Испании, Италии. Сегодня — это явные лидеры. Плюс Казахстан от Азии плюс Австралия плюс США. А ведь нельзя сбрасывать со счетов немцев, россиян, голландцев. Конкуренция велика.
— И последний у меня к вам вопрос, который давно не дает покоя: как вратарь умудряется так высоко выпрыгивать из воды? Он же не дельфин.
— За счет сильного жима ногами. Как лягушечка.
Из истории
Первые состязания по водному поло состоялись в 1869 г. в Лондоне. Границы игрового поля и ворот изображались флажками. Первоначально команда состояла из 11, позже — из 7 человек. Поскольку не существовало определенных правил игры, это часто приводило к недоразумениям и спорам. Только в 1876 г. англичане разработали правила, которые в последующие годы подвергались неоднократным изменениям и усовершенствованиям. С 1900 г. водное поло является олимпийским видом спорта. В 1911 г. Международная федерация плавания объявила сложившиеся в Англии правила игры обязательными для своих членов и таким образом создала предпосылку для развития водного поло в международном масштабе.
Мяч
Окружность мяча для игры в водное поло составляет 68 — 71 см (для примера, баскетбольного — 75 — 78, гандбольного — 58 — 60, футбольного — 63 — 66). Не разрешается пользоваться мячами со шнуровкой. Вес мяча — 400 — 450 г. Для смазки кожаных мячей применяются специальный жир или воск. С 1967 г. введены пластмассовые мячи, за которыми вообще не требуется ухода.
Правила игры
Одновременно от каждой команды в игре принимают участие 7 человек — 6 полевых игроков и голкипер. Цвет шапочек определяет жребий. Голкиперы носят красные шапочки с номером 1 или 13, а также 15. Обе команды могут производить замены по ходу игры. Игра состоит из 4 периодов. Продолжительность каждого периода в олимпийском водном поло — 8 минут чистого времени. То есть счет времени останавливают, когда остановлена игра. Каждая команда может владеть мячом не более 30 секунд. Каждый раз, когда команда, владеющая мячом, пытается забить гол, бросая мяч в ворота соперника, секундомер сбрасывается на ноль и команде снова дается 30 секунд на владение мячом. Каждая команда может взять два минутных тайм–аута в основное время и один тайм–аут в дополнительное время. Тайм–аут может взять только команда, владеющая мячом.
Минимальная глубина бассейна — 1,8 метра. Последнее правило часто игнорируют в любительских и юниорских соревнованиях. Ворота в водном поло 3 метра в ширину и 90 сантиметров в высоту. Мяч для игры обычно желтого цвета. Середина поля обозначается белой линией. В 5 метрах от границы поля проходит желтая линия пенальти, с которой осуществляются попытки забить мяч в случае нарушений. В двух метрах от ворот проходит красная линия, обозначающая зону, в которую не могут заплывать игроки нападающей команды без мяча. Все линии обычно обозначаются поплавками разного цвета, размещенными вдоль границы бассейна.
Игроки могут пасовать мяч своим партнерам по команде или плыть, толкая мяч перед собой. Не разрешается атаковать игрока, не владеющего мячом. Также правилами запрещается держать мяч под водой в момент, когда игрок обороны атакует игрока с мячом. Запрещено топить, тащить и держать игрока, не владеющего мячом, — это считается грубой ошибкой. Совершая грубую ошибку, игрок удаляется из воды на 20 сек. или до конца времени атаки противника. По истечении штрафного времени игрок может вернуться в игру. Игрок, имеющий 3 удаления, удаляется до конца игры с правом замены и садится на скамейку запасных с развязанной шапочкой.
Люди на водеИзучать историю водного поло интересно и познавательно...Вы, конечно, знаете этот анекдот. В детстве он мне почему–то казался безумно смешным, а сейчас...