Чемпионат мира по боксу — событие неординарное и непредсказуемое. Тем более если на кону путевки на Олимпиаду. В этом случае на ринге пересекаются столько надежд, желаний и амбиций, что без посторонней помощи развязать этот олимпийский узел просто невозможно. Из Баку, где недавно завершился первый из двух запланированных этапов комплектования сетки боксерского турнира в олимпийском Лондоне, белорусская команда вернулась с одной медалью и одной лицензией. Обе на счету молодого бойца Сергея Корнеева. Много это или мало? Действительно ли «отобрали» награды у опытных Виктора Зуева и Магомеда Нурудинова? В чем причина невероятного прогресса украинцев и действительно ли их лидеру Василию Ломаченко удалось перевернуть с ног на голову всю судейскую систему Международной федерации бокса на пару лет вперед? Об этом мы говорим с председателем Белорусской федерации бокса и членом исполкома Европейского боксерского союза Дмитрием Тихомоловым.
— Главный вывод, который можно было сделать, наблюдая за ходом минувшего чемпионата мира, заключался в том, что победы на нем одержали боксеры с ярко выраженным индивидуальным мастерством. В прежние годы для победы спортсмен должен был нанести как можно больше ударов. Выходили в ринг и молотили изо всех сил, а индивидуальное мастерство отходило на второй план. Сейчас же возвращается прежний бокс, начиная от формата боя «три по три» и уменьшенных перчаток и заканчивая подсчетом очков, на который влияют именно точные удары. В результате даже признанный лидер в мире бокса Василий Ломаченко свои бои выигрывал отнюдь не с явным преимуществом.
— На минувшем чемпионате украинец запомнился не столько своим чемпионством, сколько «поединком» с функционерами АИБА, которые едва не «задвинули» Василия в матче против Робсона Консейсао из Бразилии. Выходит, подводные течения в современном боксе по–прежнему сильны?
— Тот бой в исполнении Ломаченко был не очень ярким, но квалификация судьи в ринге оставляла желать лучшего... К слову, после протеста украинской федерации, отмены результата поединка и последующего разбирательства от работы на чемпионате были отстранены 23 арбитра! Это серьезный прецедент...
— Решение АИБА о пересмотре результатов боя и допуске Ломаченко в четвертьфинал многие специалисты назвали худшим из возможных. Дескать, теперь все поймут, что у АИБА можно выиграть, и такие пересмотры посыплются один за другим...
— Во–первых, АИБА просто обязана была пересмотреть результат того боя. Да, спорные ситуации и раньше возникали, и протесты подавались, но в этот раз промах судьи был очень уж очевиден. Слишком многие возмутились таким результатом. А тут еще Би–би–си выступило с обвинениями по поводу взяток в АИБА, в Баку приехали аж восемь представителей Международного олимпийского комитета, которые должны были разобраться в этой ситуации.
— Результаты четвертьфинальных боев Виктора Зуева и Магомеда Нурудинова тоже называли спорными. Кто–то даже заметил, что наша федерация пожалела 500 евро на подачу протеста и попытку отстоять своих бойцов...
— Дело точно не в деньгах. А ситуации были не такими уж и спорными. Нурудинов, например, выиграл два раунда, но в третьем откровенно уступил. Там не было «прихвата». Похожая ситуация и в случае с Зуевым. Нужно понимать: есть бои, за которые действительно нужно бороться. Как, например, в случае с Ломаченко. А есть просто равные поединки, где удача может оказаться как на нашей стороне, так и на стороне соперника. В этом случае и 500 евро, и тысяча не смогут повлиять на результат. Выигрывать нужно так, чтобы сомнений не возникало, причины нужно искать в себе и тренеру, и спортсмену.
— Знаю, что по итогам выступлений сборной Беларуси на чемпионате мира шестерым нашим бойцам поступили предложения из клубов Всемирной серии бокса, и вы дали «добро». Между тем в одном из своих первых интервью на посту председателя федерации вы отмечали, что в этом случае очень непросто отслеживать, в какой форме находятся спортсмены и как они готовятся.
— Сейчас все будет иначе. С клубами есть договоренность, что наши боксеры в обязательном порядке должны принимать участие в чемпионате Беларуси и других турнирах с участием национальной сборной, где будет отслеживаться их готовность. Сам же отъезд спортсменов в клубы даст больше возможностей для резервистов, на которых можно будет тратить те средства, которые уходили на подготовку лидеров. К слову, мы прорабатываем вопрос о создании экспериментальной группы из 20 молодых спортсменов и тренерского состава, который будет с ними работать, так как на сегодняшний день сборная молодежи готовится стихийно, поэтому многие перспективные боксеры и не доходят до взрослого ринга.
— Кто из ребят получил приглашения в клубы?
— Леонид Чернобаев из Гомеля, Николай Веселов из Минска, Михаил Долголевец из Солигорска, Виктор Зуев. Плюс Нурудинов и Сафарьянц. И, конечно, Сергей Корнеев. Лично меня очень порадовал его успех. Молодой парень из нового поколения белорусских бойцов, которое рано или поздно должно было начать наступать на пятки ветеранам! И чемпионат Сергей провел отлично, за исключением последнего боя. Хотя в этом случае вопросы не к нему, а к его тренеру Константину Маханькову. Против Александра Усика Корнеев вышел просто отбоксировать. Учитывая же, что украинец на этом чемпионате был в превосходной форме, на этот бой нужно было выходить или с настроем биться до конца, или с планами стратегического отступления. Причем второй вариант предпочтительнее.
— Это почему же?
— Потому что Сергея нужно было поберечь. Тем более что задачи выиграть «золото» перед ним не стояло. Корнеев получил лицензию, получил единственную в команде награду. Цель у него теперь другая — Олимпиада. И с прицелом на нее Сергея вполне можно было снять с боя после первого раунда. Для современного бокса вполне обычная ситуация. А в результате у Корнеева был нокдаун, и хорошо, что Усик не попал еще раз.
— У самого Константина Маханькова вопросов тоже хватало. В Баку он вроде как поехал за свои деньги, а на чемпионате мира даже аккредитации не имел. Почему так получилось?
— Самое интересное, что перед чемпионатом мира никто не заявлял, что Маханьков хочет поехать. Например, тренера Вадима Кириленко Станислава Глушенкова, который обратился с просьбой в федерацию, мы включили в список «экстраперсон», он получил аккредитацию, номер в гостинице... Я хочу еще раз напомнить о том, что есть такое понятие, как «обращаться в федерацию». К сожалению, об этом, наверное, забывают... Поэтому после чемпионата мира многие хотят выставить федерацию не в очень хорошем свете, дискредитируя тем самым себя. Почему никто не говорит, что федерация уже полгода платит стипендии спортсменам и тренерам, организует сборы в стране и за рубежом, выезды на турниры? Разве это раньше было? Мы работаем в тесном контакте с Министерством спорта и туризма, НОК, у нас есть понимание и поддержка. А кто не с нами — это их выбор...
— Насколько по результатам нынешнего чемпионата мира можно судить о наших олимпийских перспективах?
— Боксеры к Олимпийским играм готовятся четыре года. На этот срок планируются нагрузки, участие в турнирах. Ребята, на которых рассчитывали ранее — Зуев, Нурудинов, лицензий на чемпионате мира не завоевали. На единственном оставшемся лицензионном турнире в апреле сделать это будет еще сложнее. К слову, в супертяжелом весе и в категории 69 килограммов будет разыгрываться всего по 2 лицензии. Хорошие шансы — 4 лицензии — в категориях 60 и 81 килограмм. Что касается Корнеева, то ему сейчас оформляются документы для перехода в клуб «Матадорс» из Лос–Анджелеса, за который Сергей уже 13 ноября проведет свой первый поединок. У Корнеева и его тренера Константина Маханькова очень неплохие перспективы, но им есть над чем работать. Еще весной, например, Корнеев в ответ на мое замечание, что в свое время я, тяжеловес, пробегал в день по 17 — 20 километров, отвечал: «Зачем мне это надо?» А боксеры должны бегать! «Физуха» всегда была основой успеха! Подтверждение тому — сборная Украины и ее феноменальное выступление в Баку. Вы можете представить, что раз в месяц сборная Украины в полном составе бегает марафон! 42 километра! Кто из наших боксеров может пробежать марафон? В мою бытность спортсменом тренеры поступали просто. На сборе в Сухуми в полуденную жару отвозили нас на автобусе километров на 20 в какую–нибудь глушь, высаживали и говорили: «До встречи в столовой!» Все великие чемпионы бегали и бегают кросс — это закон! Потому что знают: физическая подготовка, умение преодолевать трудности, воспитание духа победителя — это основа всего. В этом направлении начал работать с командой и Валерий Корнилов. За те полгода, которые прошли с момента назначения нового главного тренера, сделано очень много. И здесь хочу обратиться к спортсменам и тренерам всей страны: «Работайте, помогайте друг другу — и у вас все получится. Если не сегодня, то завтра. У каждого есть шанс — используйте его». А я, пользуясь случаем, хочу пригласить всех любителей бокса на матчевую встречу Беларусь — Франция — Польша — Бразилия, которая пройдет 2 — 3 декабря в Минске во Дворце спорта.
— Дмитрий Павлович, в «Спортивной панораме» итоги ЧМ в Баку недавно анализировали известные боксеры Эдуард Дубовский и Анатолий Березюк. Если говорить кратко, то оценки Дубовского, в большей части, доброжелательны, а Березюк был настроен очень агрессивно. В чем тут дело?
— Ничего особенного. Оба парня — мои старинные друзья. Дубовский всегда отличался сдержанностью суждений, взвешенностью, а на горячего Толю я никогда в жизни не обижался...