В первый день нового года в аргентинском городе Мар–дель–Плата стартует знаменитое ралли «Дакар». Стартует уже в 33–й раз, но впервые в числе участников супермарафона значится белорусский экипаж. Полноценная заводская команда МАЗ, которую на старте этого рейда ждали с тех самых пор, как в конце 90–х годов команда «МАЗ–Яровит» буквально втаптывала в косогоры своих соперников по трак–триалу. А возможно, еще раньше, когда МАЗ «неофициально» колесил по африканским пустыням в качестве машины сопровождения. Дождались! И теперь, как и два года назад, когда Сергей Шкель штурмовал дакаровские барханы за рулем литовского «Оскара», с замиранием сердца будем вчитываться и всматриваться в выпуски новостей: «А как там наши?» И в самом деле: а как?
Кто едет?
Курс на Аргентину взяли два белорусских экипажа. За рулем «боевых» машин, которым за 15 дней предстоит преодолеть более пяти тысяч километров тяжелого бездорожья, — Александр Василевский и Александр Полищук. Валерию Козловскому и Павлу Гаранину предстоит читать штурманскую «легенду». Антон и Дмитрий Запорощенко едут в рейд в качестве механиков. Плюс два экипажа автомобилей техподдержки... И если в надежности механиков, до винтика знающих вверенные им машины, сомневаться не приходится, то для водителей старт на «Дакаре» настоящее испытание. От услуг опытного гонщика Петра Орсика, пилотировавшего МАЗ в дебютном для него ралли «Шелковый путь–2010», было решено отказаться. Хватит ли сменившим его шоферам нескольких стартов и тренировок на военных полигонах, чтобы выдержать тысячи изматывающих километров самого трудного и престижного ралли, мы увидим совсем скоро.
На чем едут?
Дебют спортивного МАЗа заставил многих специалистов схватиться за голову. Машина оказалась откровенно «сырая», и, как рассказывал после возвращения в Минск Орсик, ему «приходилось думать не столько о быстрых секундах и высоких скоростях, сколько о том, чтобы сохранить норовящую рассыпаться подвеску». Опыт учли. Машину перебрали, и через год единственным нареканием гонщиков в ходе «Шелкового пути», считающегося генеральной репетицией «Дакара» (но все–таки значительно уступающего по сложности), стали крепления амортизаторов, усилить которые до отправки в Аргентину оказалось делом техники. От своих двухлетней давности прототипов нынешние 800–сильные МАЗы отличаются, как сами прототипы от автомобилей техподдержки, представляющих собой фактически серийные машины.
Зачем едем?
С 1978 года, когда француз Тьерри Сабин организовал первый рейд из Парижа в Дакар, мероприятие это претерпело множество изменений, из чисто спортивных соревнований превратившись в своего рода выставку достижений мирового автопрома. Победа в ней — «космос». Финиш — достижение, которое можно смело заносить на доску почета и хвастаться перед конкурентами. Уже само участие в этом рейде почетно! И поэтому любая команда свою причастность к знаменитой гонке старается обставить с максимально возможным размахом. МАЗ — не исключение. В том смысле, что для белорусских грузовиков испытание латиноамериканским бездорожьем — отличная возможность «продать себя». Сумеют ли? Два года назад на ралли «Шелковый путь» машины с зубрами на бортах провожали всем миром. На «Дакар» экипажи уехали, как в обычную командировку. Ни полагающейся в таких случаях пресс–конференции, ни почестей и «счастливой» бутылки шампанского, ни налаженной обратной связи. Сами же «командированные» цели и задачи озвучивали нехотя. «Наша основная задача — прочувствовать соревнование, оценить свои силы, посмотреть, на что способна техника, — рассуждал в одном из немногочисленных интервью участник команды Григорий Пацкевич. — Никто не рассчитывает на пьедестал. Но и ругать нас за низкие показатели никто не будет. Трудно что–то ждать от новичков. Всего в гонке участвуют 75 грузовиков. Будем ли мы 30–ми или 40–ми — не важно. Главное — добраться до финиша».
Кстати
Первые пять этапов ралли «Дакар» проходят по территории Аргентины. Далее участникам предстоит переход через Анды (однократный переход, в отличие от предыдущих лет) и вхождение в зону эргов (песчаных рельефов) самой сухой пустыни мира — Атакамы, где дождь выпадает один раз в несколько десятков лет. Следующие пять этапов пройдут по территории Чили. После прохода этого участка спортсменам предстоит единственный день отдыха — 8 января. Оставшиеся четыре этапа пройдут по ландшафтам Перу. Это неизведанная часть маршрута, песчаные дюны и горные массивы которой способны преподнести не очень приятные сюрпризы участникам. Финиш гонки запланирован на 15 января в перуанской столице — Лиме.