Германское представительство финской компании Lapua по производству патронов для охотников и спортсменов-стрелков не может поставить товар.
В старом фильме «Непридуманная история» есть забавный эпизод. Большое собрание в переполненном заводском зале — товарищеский суд над парнишкой, не привезшим вовремя какие-то шестеренки. То затихала, то шумела массовка, представляющая собравшихся на этот суд. И вдруг — голос откуда-то сбоку: «У меня вопрос: а если бы ты вез патроны?»
Вот с патронами-то и возникли проблемы у наших биатлонистов. А это вам не какие-нибудь шестеренки. Причем проблемы возникли нежданно-негаданно, как удар ниже пояса, как выстрел в спину. Уж вроде утихли бредовые мысли по поводу лишения нашей страны права проведения хоккейного чемпионата мира 2014 года, как на поверхность всплыло вот это — очередная мелкая подлость.
Суть вот в чем. Германское представительство финской компании Lapua по производству патронов для охотников и спортсменов-стрелков, несмотря на действующий контракт и сделанную белорусской стороной предоплату в размере 34 тыс. евро, не может поставить товар. В чем дело?
Председатель директората национальных команд Минспорта Андрей Фомочкин, которого я попросил прокомментировать странную ситуацию, сказал:
— Официального разъяснения причин проблем, возникших у поставщика, не прозвучало. В неофициальных же беседах представители компании ссылаются на эмбарго на поставку вооружений и военной техники из Евросоюза в Беларусь, хотя спортивные патроны под это вроде как не подпадают. Здесь дело в так называемых двойных стандартах. Такова реальность. Нас не очень любят, особенно когда составляем конкуренцию.
Запас патронов у нашей команды есть. И на чемпионате мира в германском Рупольдинге, который стартует 1 марта, и на этапе Кубка мира в Ханты–Мансийске сборная будет обеспечена патронами полностью. Однако ситуация по своей абсурдности относится к категории «хоть застрелись». Можно, конечно, воспользоваться патронами и других фирм, российских например, но, во–первых, эти–то уже оплачены, а во–вторых, заказанные в фирме Lapua изготовлены персонально для стволов каждого члена команды. А это очень важно, поскольку каждый ствол имеет свои особенности, и если патроны не «пристреляны», то разбежка в попаданиях при использовании других боеприпасов составляет 3 — 5%.
Как видим, выражение «спорт вне политики» уже давно не соответствует действительности. Как, впрочем, и многие другие выражения, которые господа из Евросоюза трактуют исключительно так, как им удобно. Есть и еще одно обстоятельство, которое нельзя оставить без внимания. Как известно, сегодня наша Дарья Домрачева является главной соперницей немецкой биатлонистки Магдалены Нойнер. Пока она соревнуется с ней на равных, но очень многие специалисты не исключают, что Дарья сможет оставить немку позади. Не хочется, как говорил один киноперсонаж, будить злобную химеру подозрительности, но нет ли во всей этой истории с патронами намерения зажечь перед Домрачевой искусственно красный свет и притормозить ее на лыжне? Если это так, то очень скверно. Что же касается технической стороны вопроса, то комментируя журналистам возникшие проблемы, главный тренер нашей женской сборной Андриан Цыбульский откровенно признался, что ситуация стала неприятнейшим известием не только для белорусских тренеров и спортсменов, но и для многих зарубежных коллег.
— С компанией Lapua мы сотрудничаем очень долгое время, и этим сотрудничеством всегда были довольны. Они не только поставляют нам патроны с учетом индивидуальных особенностей каждого ствола биатлонистов нашей команды, но и помогают в техническом обслуживании своей продукции. Летом мы выезжаем в фирму–изготовитель, тестируем патроны, отбираем, совместно с представителями компании контролируем качество. И вот в январе мы узнали, что нам неожиданно отказали в продаже отобранной партии патронов, хотя деньги за нее уже перечислены. Я не видел ни официальных документов, ни обоснований такого решения. А из приватных разговоров слышал о том, что представители компании ссылаются на то, что германские власти не дают разрешения на экспорт продукции в Беларусь. Ходят разговоры, что это следствие эмбарго на поставку в Беларусь из Европы боеприпасов и военной техники. Но, насколько я изучил публикации в прессе, спортивное оружие не было включено в запрещенный перечень. Правда, наш немецкий тренер Клаус Зиберт еще минувшей осенью говорил, что могут быть подобные проблемы. А конкретные опасения появились уже в начале января на немецком этапе Кубка мира в Оберхофе, когда представитель этой фирмы сказал, что возникли сложности с поставкой патронов для белорусских биатлонистов. Хотя мы с ним надеялись, что они все же разрешатся с помощью посольства и МИД. Но недавно стало известно, что в нынешнем сезоне мы эти патроны не получим. Чтобы найти какую–то другую фирму, протестировать ее продукцию, закупить, наладить отношения, требуется много времени. И, я думаю, вывести сотрудничество на качественный уровень мы не успеем даже за два года, которые остались до Олимпиады–2014 в Сочи. Все наши зарубежные коллеги, с кем приходилось это обсуждать, — в шоке. Все лозунги типа «Спорт без границ» или «Спорт вне политики» уходят на задний план. Это неприятно не только для нас, но и для соперников. Насколько я знаю биатлонную семью, она все–таки дружна. Все понимают, что чем больше сильных конкурентов, тем выше зрелищность и популярность вида спорта. Какие–то патроны у нас остались с прошлого сезона, где–то взяли в долг. Так что пока прошу болельщиков сильно не расстраиваться.
Расстраиваться, конечно, не стоит, но выводы сделать надо.
Кстати
Штаб сборной Беларуси по биатлону определился с составом команды на чемпионат мира. В женскую команду будут включены те же спортсменки, которые выступали на 8-м этапе Кубка мира в финском Контиолахти: Дарья Домрачева, Анастасия Дуборезова, Людмила Калинчик, Надежда Скардино и Ирина Кривко. В состав мужской сборной отобрались: Александр Бабчин, Сергей Новиков, Евгений Абраменко, Юрий Лядов и Владимир Аленишко.