К спору вокруг проведения в Беларуси чемпионата мира по хоккею 2014 года подключились чиновники, занимающие высшие посты не только в этом виде спорта, но и в государстве.
Причина — появление трещины в незыблемой прежде позиции Международной федерации хоккея (ИИХФ), которая в лице своего президента Рене Фазеля ранее исключала перенос турнира из Минска по политическим причинам. 27 февраля шведские СМИ со ссылкой на директора ИИХФ по связям с общественностью Шимона Шемберга сообщили, что майский конгресс федерации пересмотрит место проведения ЧМ-2014.
Остается только догадываться, что это было: особое мнение хоккейного чиновника, решение его начальства прозондировать почву или просто трудности перевода.
В любом случае, информация прошла, и игнорировать ее уже было нельзя. Ранее Минск предпочитал делать вид, что не замечает резолюций депутатов Европарламента, американских сенаторов, обращений международных правозащитных организаций и лидеров белорусской оппозиции — тех, от кого в этом вопросе, по мнению властей страны, ничего не зависит. Как показывают последние события, это не совсем так.
Реакция Минска последовала в грубовато-отстраненной манере, с показным безразличием — так обычно бывает, когда ситуация на самом деле вызывает озабоченность.
«Полторы недели назад у нас были представители ИИХФ, члены совета, о чем-то подобном не было сказано ни слова. А кто такой Шемберг, я не знаю, — заявил в тот же день руководитель Федерации хоккея Беларуси Евгений Ворсин. — Эта тема не поднималась никогда. Позиция ИИХФ такова: место проведения чемпионата определено, и это — Минск. Разве можно слушать какого-то менеджера, который с такими серьезными вещами выступает?!».
Через неделю, 4 марта, по теме впервые высказался и Александр Лукашенко, и тоже с демонстративным спокойствием, при этом фактически допустив возможность переноса первенства.
«Те политики, которые, может быть, даже не политики, а люди около политики, наверное, и клюшки с шайбой не видели, а может, и путают их, — заявил белорусский официальный лидер журналистам после окончания «Минской лыжни». — Поэтому я на это реагирую спокойно... Но, тем не менее, тест для всей Международной федерации хоккея — налицо. Посмотрим, как спорт и политика не связаны друг с другом…»
Далее же последовало: «Как вы думаете, если чемпионат мира в Беларуси не состоится, мы что, завтра окочуримся и умрем? Да нет, мы будем жить. То, что мы построили (гостиницы, спортивные площадки) и к чемпионату мира, и без него — это все останется нашему народу. И чемпионат мира был намечен здесь потому, что мы много построили для развития ледовых видов спорта… Я думаю, переживать нам рано за то, что у нас состоится или не состоится чемпионат мира».
Фраза «посмотрим, как спорт и политика не связаны друг с другом» из уст первого официального лица страны, занимающего одновременно пост президента Национального олимпийского комитета, звучит, мягко говоря, необычно.
Но главное — в другом: официальный Минск на всякий случай готовит пиаровскую нейтрализацию последствий переноса чемпионата мира по хоккею. До населения в случае чего надо донести, что Беларусь — жертва закулисных игр, а ИИХФ, выражаясь языком Лукашенко, «наклонили» так, что сопротивляться нажиму западных столиц она уже не никак могла.
Почва начала готовиться не зря. Спустя два дня после высказываний белорусского руководителя тему поднял президент Латвийской федерации хоккея Киров Липман, которого с минскими коллегами связывают давние отношения (в частности, клуб «Металургс» из Лиепаи — сейчас единственный иностранный участник открытого чемпионата Беларуси).
И заговорил он о второй потенциальной неприятности для минских организаторов ЧМ — бойкоте турнира ведущими сборными: «Да, Фазель твердо стоит на своем. Но что может произойти дальше, не могу предположить. Возможно все. Что именно? Вспомните Олимпиаду 1980 года в Москве. Да, я про бойкот. Не исключено, что в знак протеста сборные США и Канады просто проигнорируют чемпионат в Беларуси и в Минск не полетят».
В белорусском экспертном сообществе появились предположения, что Минску на самом деле выгодна отмена мирового первенства, причем отмена именно по политическим причинам. Тогда можно будет разыграть обиду и скрыть то обстоятельство, что нормально подготовиться к турниру все равно было невозможно из-за неблагополучной ситуации в экономике. Она действительно сложная: иностранных инвестиций практически нет, а строители уезжают в Россию с ее намного более высокими зарплатами.
Кроме того, не факт, что белорусской сборной удастся завоевать медаль на домашнем чемпионате мира, а это — пиаровский провал. Дела настолько плохи, что пришлось оформить белорусское гражданство трем канадским игрокам: вратарю и двум нападающим.
С версией, что власти втайне сами хотят переноса первенства, не согласен хоккейный аналитик Сергей Олехнович.
«Думаю, что экономически Минск потянет чемпионат: отелей для команд уже хватает, да и построят еще один-два пятизвездочных. Хотя для болельщиков гостиниц действительно маловато, прежде всего бюджетных. И все же не надо забывать, что при разумном подходе чемпионат мира по хоккею приносит экономическую выгоду принимающей стране», — отмечает эксперт.
Что касается спортивного результата в 2014 году, то, по мнению Олехновича, белорусская сборная — «обычный середняк», которому «не грозит ни вылет из топ-дивизиона, ни медаль», хотя непопадание в восьмерку лучших среди 16 команд-участниц можно будет считать провалом.
До чемпионата мира остается еще более двух лет, поэтому, скорее всего, стороны продолжат занимать выжидательную позицию. В этом контексте симптоматична фраза Кирова Липмана: «Сам глава ИИХФ надеется, что до чемпионата ситуация разрешится». Уж не освобождение ли политзаключенных он имеет в виду?
В том, что статус-кво пока сохранится, убежден и Сергей Олехнович.
«Не уверен, что решение относительно минского чемпионата будет вынесено на ближайшем конгрессе ИИХФ в мае. Скорее всего, вопрос отложат еще на год, до мая 2013-го — сейчас он еще не настолько остр и актуален для мирового хоккейного сообщества», — считает эксперт.
Липман же, по мнению эксперта, «просто озвучил довольно распространенное в кулуарах мнение, что США и Канада могут бойкотировать чемпионат в Минске».
«К возможному бойкоту могут присоединиться и другие хоккейные державы — Чехия, Швеция, Германия… И вот тогда президенту ИИХФ придется сделать выбор», — подчеркивает аналитик.
Строго говоря, любую развязку событий каждый из оппонентов легко сможет обернуть в свою пользу. Доказательств и оправданий наберется достаточно, что не раз было доказано на примерах белорусских выборов и долгоиграющего спора вокруг санкций в отношении официального Минска.
Исход может быть любым, но при прогнозах следует учитывать два момента. Первый: 2014 год — это белорусское политическое межсезонье, и возможный отрицательный эффект от переноса/бойкота чемпионата мира к следующим президентским выборам будет стремиться к нулю. Второй: отношения с Россией. Если после вступления Владимира Путина в должность президента нынешнее потепление сменится очередным похолоданием, то хоккейная карта будет для Минска весьма важной при попытках восстановления диалога с Западом.
В одном прав Александр Лукашенко: это действительно будет тест для «всей Международной федерации хоккея».