Может ли белорусский спорт кормить себя сам? Или без миллионных государственных вливаний разогнать доставшуюся еще с советских времен спортивную машину невозможно? Установить истину было поручено комиссии Министерства спорта и туризма, которая на протяжении нескольких месяцев пыталась найти причины экономической неэффективности белорусского спорта. Выводы специалистов были представлены на рабочем совещании. Причем — с примерами.
Клубная карточка
В качестве первого наглядного пособия выступила хоккейная «Юность». По словам заместителя генерального директора клуба Игоря Молчанова, порог в 50 процентов собственных денег в бюджете экс–чемпион Беларуси обязательно преодолеет к 2015 году. Главным образом благодаря переезду в «Чижовка–Арену». Без преувеличения уникальный комплекс на берегу водохранилища, по оценкам строителей, откроет свои двери уже 9 сентября, но уже сейчас экскурсию по обретающим вид тренажерным залам, ресторанам, vip–ложам и торговому центру Игорь Молчанов ведет как настоящий хозяин. Показывает бизнес–план эксплуатации еще не сданного объекта. Рассказывает о продажах абонементов и мест на автостоянке, упоминает о переговорах с французской фирмой, намеревающейся организовать в арене спортивный супермаркет, анонсирует вероятное присоединение к клубу еще и строящейся неподалеку от арены гостиницы...
— Этот комплекс был возведен с учетом тех недочетов и проблем, которые были выявлены в ходе эксплуатации «Минск–Арены», а значит, в проект изначально были заложены все возможности для зарабатывания денег. «Чижовка–Арена» сможет представлять 65 различных видов услуг. Но, главное, мы будем здесь полноправными хозяевами, а значит, сможем наладить всю работу так, как будет удобно нам, а не руководству комплекса.
Сможет ли новая арена когда–нибудь «отбить» вложенные в ее возведение 189 миллионов долларов, вопрос. Но прокормить себя, а частично и хоккейную «Юность», хочется верить, сумеет. Правда, в разрезе всего белорусского спорта пример этот пока, скорее, исключение. И не столько потому, что комплексов, сравнимых по масштабам и возможностям с двумя столичными аренами, в стране попросту нет. Куда важнее то, что собственная база для белорусских игровиков — пока непозволительная роскошь. Да и появление таковой далеко не всегда влечет за собой решение всех финансовых вопросов. Об этом, например, год назад с цифрами в руках рассказывал Сергей Процко, занимавший в то время кресло генерального директора новополоцкого «Химика–СКА». До столичных реалий городу нефтехимиков пока далеко, а потому, даже сдав в аренду все имеющиеся в наличии свободные площади и отрядив клубный автобус на нужды экскурсионных компаний, клуб оказался не в состоянии даже частично решить свои финансовые проблемы. Не говоря уже о капитальном ремонте и содержании видавшего виды спорткомплекса. Молчанов, кстати, объясняя, на чем зарабатывает «Юность» сегодня, еще не имея в распоряжении суперарены (спонсоры не в счет), также вспомнил лишь кофе–автоматы в фойе, тренажерный зал да массовое катание.
— Зарабатывать клуб может, лишь имея на своем балансе базу, пусть даже уступающую «Чижовка–Арене». Остальные источники, приносящие реальный доход во всем мире — телевизионные права, трансферные сделки, билеты и средства от размещения рекламы, — в наших реалиях попросту несостоятельны. Этот рынок нам еще предстоит создавать — и достаточно долго.
А потому, искренне порадовавшись за столичных хоккеистов и констатировав скорое появление в стране еще одного, без преувеличения, мирового класса комплекса, мы возвращаемся к волнующему всех вопросу о спортивных заработках. Как? По словам помощника Президента по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Максима Рыженкова, подход к каждому клубу и виду спорта будет индивидуальный, и резать по живому за невыполнение показателей самоокупаемости никто не собирается.
— Да, у многих команд нет своей базы. Но ведь сегодня клубы могут заниматься практически любыми видами коммерческой деятельности. Многими — даже без образования коммерческой организации. Это большие возможности. Необязательно ведь оказывать профильные услуги. Есть, конечно, вопрос, почему ту помощь, которая оказывалась государством на протяжении последних лет, не использовали для создания своей базы. Но в любом случае, оценивая эффективность финансовой деятельности клубов, нужно принимать во внимание вид спорта, место нахождения и спортивные результаты. Если команда участвует в международных турнирах, претендует на выход в плей–офф, то для нее могут создаваться более тепличные условия. Если же прогресса нет, то и будущего у таких клубов нет. Хотя у местных органов власти остается возможность помогать командам, если они важны для того или иного города или района.
Копейка форму бережет
К уже построенным спортивным сооружениям (физкультурно–оздоровительным центрам, ледовым дворцам) — вопрос другой. Предоставление услуг и получение прибыли для них, казалось бы, сама суть. Но уловить ее могут далеко не все. Ссылаются на спрос. На низкую активность населения. На кучу других нюансов и проблем, то и дело спрашивая, как в нынешних экономических условиях спортивные объекты могут быть рентабельными. Ответить на этот вопрос может Александр Герасимович. Его подопечная организация — физкультурно–оздоровительный комплекс «Серебрянка» — наглядный пример того, как из советской эпохи убыточного по всем статьям «сарая» можно построить современный спорткомплекс, который вот уже 8 лет работает со стабильной прибылью. Мало того, в планах у ГП «Аква–Минск» (так теперь называется «Серебрянка») — расширение сети в другие районы столицы, сотрудничество с известными международными брэндами «Голден Джим» и «Кантри Чикен» и создание собственной теннисной академии. К слову, тренерскую проблему, на которую в разговорах о резерве сетуют многие федерации, в «Аква–Минске» тоже решили. Причем самым эффективным способом — деньгами. Формулу успеха Герасимович объясняет просто: «Мы готовы платить тренеру и тысячу, и две долларов, если он приносит нам четыре. Сегодня все наши группы востребованны, а это значит, например, что в сезон инструкторы по плаванию зарабатывают больше, чем я сам».
На взятый кредит руководство комплекса завершает строительство spa–центра. Под него, к слову, была отдана и часть висевших грузом на бюджете центра служебных помещений. Следующей жертвой в борьбе за эффективность и прибыль должен стать роллердром. Асфальтовая площадка, до появления «Минск–Арены» принимавшая ведущих белорусских конькобежцев, а сегодня являющаяся местом сбора окрестных роллеров, будет перестроена под теннисные корты. Решение «расстаться с прошлым», признает Герасимович, далось нелегко, но именно умение использовать порой непопулярные меры стало залогом нынешнего успеха «Аква–Минска». Стоит поучиться.
Стройку начинают с чертежа
Об эффективности говорил и начальник управления физической культуры Министерства спорта и туризма Павел Непряхин, подводя итоги четырехмесячной работы той самой комиссии, которой было поручено докопаться до корней финансовой несостоятельности спортивной отрасли. Выводы специалистов будут доложены Президенту. Пока же Павел Петрович поделился наблюдениями и обозначил возможные шаги по выходу из сложившейся ситуации. Первым в списке значится предложение о «строительстве физкультурно–спортивных сооружений с учетом демографической ситуации в населенном пункте, развития инфраструктуры в близлежащих населенных пунктах, районах и микрорайонах». В качестве примера вспомнили спорткомплекс в Белыничах, пропускную способность которого (75 тысяч человек) не может загрузить ни восьмитысячный городок, ни весь район. Аналогичная ситуация еще в целом ряде населенных пунктов, где мощности построенных дворцов и ФОКов не работают даже на 30 процентов возможностей. Остальные выводы комиссии касаются создания при Министерстве спорта совета руководителей, имеющих опыт эксплуатации ФОКов, предложения по строительству спортивных залов с размерами полезной игровой площадки не менее 40х20 метров (что позволит удовлетворять параметрам большинства игровых видов спорта) и, наконец, рекомендаций руководителям городских и районных исполкомов уделить внимание рекламе, предоставлению не только профильных, «физкультурных», услуг и наведению порядка в технической документации. Из–за ее отсутствия, по словам Непряхина, было потеряно около тысячи спортивных сооружений.
Почему все эти вопросы оказались без внимания раньше, при проектировании и строительстве, остается загадкой. Будем надеяться, что хотя бы теперь к возведению и эксплуатации спортивных объектов будут подходить более индивидуально. С вопросом о том, как это отразится на работе всей спортивной отрасли, мы обратились к помощнику Президента Максиму Рыженкову.
— Первый отчет по поводу эффективности использования объектов, который мне пришел из Министерства спорта, гласил, что никаких проблем нет, все работает на максимуме и резервов для совершенствования не найти. Нам хватило нескольких недель для того, чтобы доказать обратное. Но к вопросу эффективности нужно подходить основательно. С одной стороны, зарабатывание денег имеет большое значение. Но не хотелось бы при этом, чтобы погоня за рублем поставила под вопрос выращивание спортивного резерва и здоровье нации, оттолкнув массы людей, которые хотят сегодня заниматься физической культурой. Если мы говорим о том, что растим здоровую нацию, то мы должны вкладывать деньги в спорт. Было подсчитано, что один рубль, вложенный в спорт и оздоровление, дает три рубля экономии в других отраслях. Но распоряжаться этими средствами нужно по–хозяйски.
Советская Белоруссия №76 (24213). Среда, 24 апреля 2013 года.