«Бекбулатов... Хорошая передача на Антоненко. Два шведа перед Олегом. Тем не менее посмотрите, какую ювелирную технику демонстрирует Олег Антоненко, вызывая шквал аплодисментов на трибуне... Меньше двух с паловай минут до конца третьего!!! периода!!!! Шайба попадает в маску Томми Сало!!! и отскакивает в шведские ворота!!! 4:3! Четыре — три!!!!! Вот это момент! Вот это развязка! Легенда мирового хоккея Томми Сало, и, друзья, — вот это да! О!!! Это просто фантастика! Володя Копать бросает... Бросает из средней зоны, вы видите... Как тот бычок, пытается встретить шайбу головой Томми Сало... 4:3 — белорусы выходят вперед за две минуты 24 секунды до окончания третьего периода... Отчаянная попытка шведского игрока вот так в падении клюшкой выбить ползущую в ворота шайбу ни к чему не приводит... Две пятнадцать до окончания третьего периода... Четвертьфинал. Еще раз, друзья, — это не первенство бани, четвертьфинал XIX зимних Олимпийских игр...»
Знаменитый репортаж Владимира Новицкого о знаменитой победе сборной Беларуси над шведами в олимпийском Солт–Лейк–Сити всплыл в памяти во время недавнего похода в кино. Давали «Легенду № 17», и, сидя в зрительном зале, я не раз ловил себя на мысли, сколь на самом деле много легенд окружает белорусский, российский и мировой хоккей.
«Что ты там как глист извиваешься? Защищай ворота! Как детей своих защищай! Как Родину защищай!» — орет в фильме Олег Меньшиков на Даниила Козловского. По велению сценаристов так вроде бы кричал Анатолий Тарасов Валерию Харламову, но, согласитесь, у себя в Беларуси мы можем вспомнить и бывшего министра спорта с его нетленным «Вратарь должен ловить шайбу зубами!». Вот так все в нашей жизни переплетается, и сегодня уже никто не удивляется, что «Минск–Арена» в «Легенде № 17» блистательно сыграла роль легендарной монреальской арены «Форум». Той самой, которая сегодня осталась без хоккея и носит унизительное название «Пепси–форум». Той самой, на которой началась Суперсерия 1972 года, той самой, на которой Харламов забросил две шайбы и сборная СССР одержала победу над канадскими профессионалами со счетом 7:3. Жаль только, что фильм заканчивается на этом матче, и никто не говорит, что по итогам восьми игр победу в серии одержали–таки канадцы... Как, собственно, никто не говорит о том, что Суперсерия не только изменила хоккей, но и в некотором роде способствовала падению «железного занавеса». Зато никто не скрывает, что идея создания «Легенды № 17» родилась на михалковской студии «ТриТэ» после просмотра выпущенного в 2004 году фильма «Чудо», который рассказывает о сенсационной победе в 1980 году олимпийской хоккейной сборной США над знаменитой советской командой.
Если вы по–настоящему интересуетесь хоккеем, не поленитесь, посмотрите оба фильма. Тогда вы поймете, что сцена изнурительной тренировки советской сборной сразу после окончания матча со шведами на Олимпиаде в Саппоро (он, что важно, завершился вничью 3:3) как под копирку списана у американских сценаристов. Вот только если Тарасову такой поступок приписали, то Херб Брукс, прекрасно сыгранный в «Чуде» актером неимоверного количества боевиков Куртом Расселом, реально заставлял своих студентов поверить в то, что если они не хотят работать во время игры, им придется работать прямо сейчас. Дело было в Норвегии незадолго до тех самых игр в Лейк–Плэсиде, на которых родилось «чудо на льду». Так историки назвали победу студентов Брукса над командой, где играли и Харламов, и Петров, и Михайлов, и Третьяк. Впрочем, история будет неполной без напоминания, что в 1980–м на Олимпиаде команды играли отнюдь не по олимпийской системе, с выбыванием, а в групповом турнире. Тогда после выигрыша у сборной СССР американцам предстояла еще игра с финнами, и после второго периода они проигрывали 1:2. Сегодня я могу только догадываться, почему это не вошло в фильм, но тогда Херб Брукс зашел в раздевалку и сказал: «Если вы проиграете эту игру, то она будет преследовать вас до самой вашей гребаной могилы». Американцы выиграли — 4:2.
В феврале 1998 года свой первый матч против команды Херба Брукса провели белорусские хоккеисты. Американец тогда тренировал французскую команду, это обстоятельство могло бы и выпасть из памяти, но разве забудешь, что именно с ней наши парни провели свой первый матч на Олимпийских играх. 18 февраля 2002 года белорусы безнадежно сгорели в игре против руководимых Бруксом американцев — 1:8. А через два дня команду уже было не узнать, и благодаря невероятному броску Владимира Копатя родилось второе в истории «чудо на льду». Владимир Новицкий, который, судя по произнесенным в репортаже словам, и сам не сразу поверил в увиденное чудо, позже оставил потомкам еще одну цитату. «Ради таких моментов стоит жить!» — сказал он после финальной сирены, и жизнь действительно продолжилась...
Сегодня я еще и еще раз обращаюсь к цитатам из кинофильмов. «Чем больше ты вкалываешь, тем больше они от тебя требуют» — это из «Легенды», но разум отказывается понимать, что это про нас. А вот из «Чуда» («Нужно прекратить плакать и начинать потеть»), хочется верить, именно про нас и ни про кого больше. Андрей Скабелка, родившийся в пору расцвета Харламова, игравший против команд Брукса, сегодня повез на чемпионат мира нашу на редкость экспериментальную, едва ли не студенческую сборную. Подобно Тарасову, он говорит о важности «массового героизма». И, знаете ли, я соглашаюсь с ним. Это же на самом деле правда, что чудеса случаются только с теми, кто в них верит.
Советская Белоруссия №81 (24218). Пятница, 3 мая 2013 года.