Нынешний год уже можно считать самым сложным в новейшей истории белорусского спорта. Отрасль постигли две напасти — кампания сокращения госаппарата и урезание финансирования.
«Больше шальных денег в спорте не будет. Показал результат — получи бешеные деньги. Нет результата — нет денег», — заявилАлександр Лукашенко на недавнем совещании по проблемам Белорусского физкультурно-спортивного общества «Динамо».
Начальство требует невозможного
Между тем от спортсменов по-прежнему ждут невозможного. Тон и здесь задает официальный лидер — по совместительству президент Национального олимпийского комитета.
С 2003 года он требует на летних Олимпиадах 25 медалей — ни разу не получалось и двух десятков. В 2010-м озвучена новая вводная: пять наград на зимних Олимпийских играх — раньше больше двух-трех не завоевывали. Но именно цифрой 5 приходится оперировать нынешнему руководству отрасли при подготовке к Белой Олимпиаде-2014.
А куда деваться, если главный начальник пригрозил оргвыводами: «Тройку» (главу Минспорта, помощника президента по спорту, первого вице-президента НОК. — Д.В.) хочу предупредить об одном: с зимней Олимпиады вы уже будете на всю катушку отвечать. Вы в полном объеме отвечаете за Олимпиаду и все, что будет после нее».
Для официального Минска эти соревнования будут иметь серьезный политический подтекст, так как пройдут на территории заклятого друга — в Сочи. Где еще, как не здесь, явить себя маленькой, но очень гордой спортивной страной.
«Надо понимать, что к атлетам всегда завышенные требования, от них ждут многого. Всем хочется увидеть белорусский флаг во время церемонии награждения, услышать гимн», — заявил в интервью газете «Прессбол» министр спорта Александр Шамко.
Проблема, однако, в том, что любовь к флагу и кивающей на него власти заканчивается тогда, когда заканчиваются деньги. В спорте это выражено особенно четко. Потому что спорт — это не только большая политика, как любит говаривать Лукашенко, но и большая коммерция. Век спортсмена короток: чем быстрее и больше заработаешь, тем легче в старости.
Так происходит во всем мире, но у руководителей белорусского спорта это вызывает недоумение. Красноречивая цитата из сообщения пресс-службы президента: «Александр Лукашенко обратил внимание на то, что спустя определенное время после принятия основных решений по регулированию доходов и зарплаты спортсменов увеличилось количество недовольных. «Недовольных чем? Государство не дает денег. Мол, мы бы хотели, чтобы нам в месяц платили 10 тыс. долларов, а нам платят всего 2 тыс.», — констатировал глава государства».
Свой кошелек и чужой интерес
В нынешнем году чиновники стали регулярно заглядывать в кошелек спортсменов, особенно футболистов и хоккеистов, а заодно и их тренеров.
Например, в июле председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро поднял вопрос о зарплатах в футбольном клубе «Неман». Месячный заработок главного тренера Сергея Солодовникова составляет 24 млн. рублей. «Это зарплата трех моих заместителей. А по области средняя зарплата — 4,2 млн.», — подчеркнул Шапиро. Он попросил представить ему данные, в какую сумму обходится минута пребывания на поле одного из иностранных игроков, который не забил ни одного мяча, не отдал ни одной голевой передачи, но зарабатывает в месяц около 32 млн. рублей.
Если сравнивать зарплаты спортсменов и среднюю по стране, перекос получается огромный. Но это не сенсация — так везде. Ненормально, что бремя содержания спортсменов добровольно-принудительно несут на себе предприятия и прочие назначенные «спонсоры», а не настоящий, «равноудаленный» от власти частный капитал. Именно поэтому так раздражают обывателя размеры зарплат. И даже звучащий контраргумент «Спортсмены гробят свое здоровье» неубедителен: попробуйте сказать это солигорскому шахтеру или литейщику МТЗ.
Кстати, именно с футболом и хоккеем связано большинство сообщений о задержках с выдачей зарплаты. Финансовые проблемы не обошли стороной команды высших лиг. И это напрямую связано с экономикой предприятий-спонсоров.
Уже раздаются голоса обеспокоенных судьбой лидера нынешнего футбольного чемпионата «Шахтера»: после скандального выхода «Уралкалия» из Белорусской калийной компании трудные времена могут наступить для «Беларуськалия» — титульного спонсора клуба. К слову, в хоккейном «Шахтере» трудные времена начались еще в середине января, и тренерский штаб в связи с пятимесячной задержкой зарплаты подал в суд.
Плоды «оптимизации»
«У нас сегодня хватает спортивных объектов, хватает музеев, театров, музыкальных центров, дай бог, было бы кому петь и играть — всего в стране хватает», — так обосновал Лукашенко намерение «значительно урезать» инвестиционные программы на 2014 год. Но это, похоже, лишь ширма, плохо скрывающая дефицит средств.
Реконструкция стадиона «Динамо» в Минске превратилась в анекдот. Сначала отказались от услуг выигравшей тендер венгерской фирмы «Грабоплан», снесли верхние трибуны, а сейчас пытаются разобраться, кто и как будет реконструировать арену. Прошел почти год. Между тем минские футбольные клубы, выступающие в еврокубках, и национальная сборная вынуждены скитаться по провинции. Отношение к главной команде страны, и так не блещущей результатами, стало как минимум безразличным — она просто исчезла из поля зрения.
Один за другим спортсмены выносят сор из избы: денег нет, медицинского обеспечения нет, в общем, все не как у людей. «Оптимизированная» минспортовская «вертикаль» тоже стонет и ропщет.
«Реалии сегодня таковы, что вместо отделов физической культуры, спорта и туризма в районах и городах созданы отделы образования, спорта и туризма. На первый взгляд, простая смена вывески, но она неизбежно повлекла за собой также смену приоритетов, порядка подчиненности, отток профессиональных кадров. Минспорта фактически лишилось опорного звена, на которое замыкались центры физкультурно-оздоровительной работы, физкультурно-спортивные клубы, специализированные учебно-спортивные учреждения, училища олимпийского резерва и так далее. Со своей материально-технической базой, туристско-информационными центрами и гостиницами», — эта длинная цитата взята не из материала злорадствующего журналиста-критика, а из вполне официального пресс-релиза Минспорта.
Спасением для чиновников видится создание государственных объединений «Физическая культура, спорт и туризм». Дискуссий было много, их итогом стал «доклад главе государства, который и поручил создать уполномоченные государственные учреждения с наделением всеми функциями управления физической культурой, спортом и туризмом». Пилотный проект уже реализуется в Поставском районе — «пока успешно». Остановит ли это отток профессиональных кадров в масштабе всей страны — большой вопрос.
«Возвращать деньги должны чиновники»
Лукашенко не впервые заявляет о прекращении дармового финансирования спортивной отрасли, отметил в комментарии БелаПАН спортивный эксперт Александр Сивый.
«В какой-то степени это похоже на ритуал — как заявления о беспощадной борьбе с коррупцией. Новых идей нет. Деньги как уходили в песок, так и уходят. Как приворовывали, так и будут приворовывать», — считает собеседник.
По его мнению, был бы какой-то толк, если бы за провалы деньги возвращали чиновники, а не урезалось содержание спортсменов. К жалобам атлетов Сивый относится с пониманием: «Это новое, более образованное поколение, которое благодаря электронным СМИ умеет сравнивать условия работы здесь и за рубежом — и делает соответствующие выводы». Для руководителей отрасли у эксперта совет один: «Спортсменов надо тренировать, а не учить».
Кого объели шахматы?
Когда этот текст готовился к публикации, на редакционную почту пришло письмо от мастера спорта по шахматам Виталия Кочеткова: «С целью оптимизации и сокращения бюджетных расходов начинают «прикрывать» государственное финансирование шахматных отделений ДЮСШ. В частности, в Минской области закрыты отделения в г. Борисове и г. Дзержинске».