Гром грянул среди ясного неба! Привычно политкорректная Европа в лице маленькой, как правило, нейтральной, Швейцарии наглядно дала понять, что и ее терпению есть предел! «Нет строительству минаретов!» — решительно заявили 59 процентов жителей страны.
Одобрено единогласно!
Показательное единство мнений! Вопреки призывам правительства и парламента страны, из 26 швейцарских кантонов идею запрета поддержало 22. Лояльность продемонстрировали только три франкоязычных кантона — Женева, Во, Невшатель и город Базель.
В Швейцарии действует прямая демократия. Инициировать общенациональный референдум может любая политическая партия или даже группа граждан, собравшая необходимое количество подписей. Против исламизации выступила Швейцарская народная партия, известная своими ультраправыми убеждениями. В стране проживает около 400 тысяч мусульман. Это делает ислам второй по распространенности религией в Швейцарии после христианства. Действуют четыре мечети, имеющих минареты. Сторонники запрета считают, что минареты являются символом идеологии и правовой системы — шариата, несовместимой со швейцарской демократией.
Естественно, не стали отмалчиваться и их оппоненты. Мол, такая мера противоречит демократическим принципам и отдает душком дискриминации по расовому и национальному признаку. Защитники атрибутов исламской религии даже припугнули оттоком инвестиций из богатых арабских стран. Но плебисцит есть плебисцит! Да и что, собственно, произошло? Министр полиции и юстиции Швейцарии Эвелине Видмер-Шлумпф констатировала, что свобода вероисповедания остается одной из ключевых ценностей Швейцарии. Она убеждена, что диалог между религиозными и социальными группами, несмотря на итоги референдума, все же сохранится. «Сегодняшнее решение направлено только против строительства новых минаретов, это не неприятие мусульманского сообщества, религии и культуры», — утверждает она.
Призрак бродит по Европе… фундаментализма
Рано или поздно, но это должно было случиться. Медленно, но верно с притоком выходцев из мусульманских стран Европа начала терять свое лицо. Достаточно одной пешей прогулки по любому европейскому городу! Коренное население теряется в толпе смуглолицых иммигрантов. Пока европейцы рассуждают о веротерпимости, ломают копья в спорах о том, что больше соответствует принципам равенства полов — запрет либо легализация абортов, их пришлые сограждане, безоговорочно следуя законам своего вероисповедания, активно создают многодетные семьи. В итоге вытесняют гостеприимных хозяев страны на демографическую периферию. Смешанные браки не в счет. Известны случаи, когда супруги, принадлежащие к разным конфессиям, сознательно отказываются заводить потомство. По банальной причине. Они не могут договориться между собой, в какой традиции — христианской или мусульманской — воспитывать ребенка.
Можно пространно рассуждать о столкновении культур и цивилизаций, но европейцы всерьез напуганы прогрессирующим исламским фундаментализмом и экстремизмом. Любопытный факт. Представители мусульманских общин, осевшие в Европе, отчаянно требуют уважения к своей религии и национальной самобытности. Многие из них принципиально придерживаются того уклада жизни и стереотипов поведения, к коим привыкли на своей этнической родине. При этом зачастую принципиально пренебрегают традициями и даже законами приютившей их страны. Достаточно вспомнить истерию по поводу опубликования в датском журнале Jyllands-Posten карикатур, на которых пророк Мухаммед изображен в тюрбане в виде бомбы. Автору скандальных картинок даже грозили физической расправой. Ислам запрещает изображать пророка, но и свободу прессы в Европе никто не отменял. Сколько волнений вызвали беспорядки в пригородах Парижа, организованные мусульманской общиной Франции, по поводу запрета на ношение в школах одного из основных атрибутов верующих мусульманок — головного платка (хиджаба). Николя Саркози, бывший в то время министром внутренних дел, не без оснований заявил, что в светском государстве не может считаться приемлемым, когда в официальной обстановке кто-то подчеркивает свою религиозную принадлежность. Возразить, откровенно говоря, трудно. От себя хочется добавить: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят»! А уж о том, с каким бесчинством косовские албанцы оскверняли и уничтожали православные храмы в ходе Балканского конфликта, уж и говорить не приходится: 150 церквей и монастырей Сербской Православной Церкви в Косово и Македонии было разорено или повреждено. Только один погром 17 марта 2004 года положил конец существованию 35 культовых сооружений христиан…
Это еще цветочки
Вообще-то новаторами швейцарцев не назовешь. Более того, шаг, сделанный ими навстречу к сохранению своей национальной идентичности, вполне миролюбивый. Он отнюдь не свидетельствует о том, что швейцарское общество захлестнула религиозная нетерпимость. Куда решительнее поступили власти Австралии. Без излишней сентиментальности они попросту предложили мусульманам, желающим жить по законам шариата, покинуть страну. В сентябре 2009 года был опубликован соответствующий указ. Обоснование — в данной категории граждан правительство видит угрозу терактов. Премьер-министр Австралии Джон Говард во всеуслышание одобрил слежку за австралийскими мечетями со стороны служб безопасности.
Мусульманским иммигрантам напомнили, что Австралия — светское государство, в котором законы принимаются парламентом. «Если эти ценности не являются вашими, если вы хотите жить в стране, в которой правит закон шариата, или в теократическом государстве, то тогда Австралия не для вас. Я бы сказал клерикалам, которые учат, что в Австралии имеются две системы закона — австралийская и исламская, что это ложь. Если вы не можете согласиться с парламентским законом, независимыми судами, демократией и предпочитаете закон шариата и можете уехать в другую страну, вероятно, это лучший вариант», — дал ортодоксальным приверженцам ислама недвусмысленный совет министр финансов страны Питер Костелло. Заявление прозвучало не в частных кулуарных беседах. Речь ответственного чиновника транслировалась по государственному телевидению.
«Убираться» предложил радикальным мусульманам и министр обороны Австралии Брендан Нельсон. «Иммигранты, а не австралийцы, должны приспособиться. Принимайте или убирайтесь. Мне надоело, что наша страна должна постоянно волноваться по поводу того, не обижаем ли мы каких-то людей или их культуру. Мы говорим в основном по-английски, а не на испанском, ливанском, арабском, китайском, японском, русском или любом другом языке. Поэтому, если вы хотите стать частью нашего общества, учите наш язык! Большинство австралийцев верят в Бога. Это не какая-то христианская, правая, политическая доктрина, а факт, потому что христианские мужчины и женщины создали эту страну на христианских принципах, и это четко зафиксировано в документах. Безусловно, уместно выставлять это на стенах наших школ. Если Бог оскорбляет вас, то я предлагаю вам рассмотреть возможность переезда в другую часть света, потому что Бог — это часть нашей культуры», — подчеркнул он.
Заявления резкие, но беспочвенные ли? На фоне принципиальной позиции правительства Австралии, мнение швейцарцев, высказанное ими на референдуме, может показаться рождественской песней в альпийской тиши.
Джек, Томас, Дэниел? Или?..
Интересную статистику представило на суд широкой общественности министерство статистики Великобритании. Из метрических данных начинают исчезать традиционные мужские английские имена. Самым популярным среди «британцев» стало имя… Мухаммед. Так, в прошлом году в Лондоне на свет появилось 1828 Мухаммедов (в различных вариациях) и лишь 844 новорожденных стали Дэниелями. В графстве Уэст-Мидлендс на 768 Джеков пришлось 1399 младенцев все с тем же мусульманским культовым именем, на северо-западе страны соотношение равнялось 1337 против 1154, в Йоркшире и Хамбере — 1255 против 854. В других английских графствах и в Уэльсе имя Мухаммед было третьим по популярности (6591 новорожденный наряду с 8007 Джеками и 7413 Оливерами).
Все больше Мухаммедов рождается в Брюсселе, Амстердаме, Копенгагене, Осло. Всего же, по оценкам экспертов, в мире проживают 15 миллионов Мухаммедов, что делает это имя самым популярным на планете. Оказывается: «Люди выбирают именно это имя из любви к пророку Мухаммеду. Называя его именем детей, они верят, что оно принесет им счастье и достаток». Такое мнение высказал Муртаза Шибли, представитель Исламского совета Британии.
По данным статистики, мусульманское население страны растет в десять раз быстрее прочих групп: в прошлом году более 2,4 миллиона британцев назвали себя мусульманами (четырьмя годами ранее эта цифра была ниже более чем на полмиллиона). В то же время численность христиан в стране за последние четыре года уменьшилась более чем на 2 миллиона и сейчас составляет 42,6 миллиона человек.
Цифры красноречиво говорят сами за себя. Стоит задуматься.