ИРАК ПРОШЕЛ ТЕСТ НА ДЕМОКРАТИЮ?. 21.by

ИРАК ПРОШЕЛ ТЕСТ НА ДЕМОКРАТИЮ?

18.03.2010 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


К августу нынешнего года США планируют полностью вывести свой военный контингент из Ирака. С тем чтобы обосновать успешное завершение миссии, все последние годы американские информационные агентства целенаправленно создавали образ демократического Ирака. Апофеозом данной работы должны были стать нынешние выборы в парламент.
По формальным признакам избирательная кампания прошла в идеальных условиях. Участки для голосования общим числом 46 тысяч были открыты во всех 18 провинциях страны. Явка избирателей в среднем по стране составила 62%. Активность кандидатов и вовсе зашкаливала — на 325 мест в парламенте претендовали более 6 тыс. иракских политиков. За ходом голосования и подсчетом голосов в стране следили 1,5 тыс. иностранных наблюдателей, более 270 тыс. наблюдателей от иракских политических партий, а также 700 журналистов. Что совсем нехарактерно для Ближнего Востока — на депутатские мандаты претендовали 1800 женщин. Именно такие факты, по замыслу, должны свидетельствовать о преобразованиях поствоенного Ирака.
Главной интригой избирательной кампании, безусловно, оставалось то, как поведут себя сунниты, занимавшие во времена С. Хусейна привилегированное положение. Как уже замечено, четыре года назад сунниты бойкотировали плебисцит. Но время идет, и, похоже, сегодня они не прочь использовать все имеющиеся возможности, чтобы вернуться во власть. Тем более что как раз неучастие суннитов в прошлой кампании позволило курдам закрепиться в правительстве в коалиции с шиитами.
Надо заметить, что политическая реабилитация суннитов прогнозировалась. Хотя, по большому счету, это мало что меняет. Расклад сил в иракском парламенте не претерпит серьезных изменений. Все наиболее вероятные кандидаты на пост премьер-министра являются шиитами, которые составляют 60% населения страны. Следовательно, ключевые посты в кабинете министров также останутся за ними. В свою очередь, президентом страны остается лидер Патриотического союза Курдистана — Дж. Талабани. Разумеется, в новом парламенте сунниты получат некоторое количество мест, но этого будет определенно недостаточно для того, чтобы влиять на принимаемые Багдадом решения. В целом современная политическая платформа Ирака представлена четырьмя блоками. Это Коалиция в поддержку государства закона, ее лидер — нынешний премьер Н. аль-Малики. Далее следует так называемый Иракский блок, возглавляемый вице-президентом Т. аль-Хашеми. Затем — Иракский национальный альянс, возглавляемый радикально настроенным шиитом М. ас-Садром, и, наконец, альянс курдских партий. Сунниты присутствуют в двух наиболее влиятельных блоках. Однако речь идет об умеренных представителях конфессии, которые голосуют за светский Ирак и достаточно терпимо относятся к американскому военному присутствию. Иными словами, в парламенте нет тех, кто ведет партизанскую войну на улицах иракских городов.
По сути, страна, как и прежде, разделена на три враждебных лагеря. Это вынашивающие реваншистские планы сунниты, их главные соперники — шииты и, конечно, курды. Сами шииты расколоты на тех, кто выступает за сотрудничество с Вашингтоном, и радикалов, возглавляемых пресловутым имамом М. ас-Садром. Мало того, в любой момент могут обостриться отношения арабов с курдами. Последние пока находятся под покровительством американцев. Немалую роль играет то, что президент Ирака Джаляль Талабани — этнический курд. Однако американцы уходят, сомнительна и перспектива переизбрания Д. Талабани в качестве президента.
В этом плане примечательно заявление второго по популярности политика вице-президента аль-Хашими, сделанное им уже на следующий день после выборов. В частности, аль-Хашими потребовал передачи поста главы государства представителю суннитов. Вице-президент подчеркнул, что Ирак является «арабской страной, и ее президентом должен быть араб». Курдские партии однозначно восприняли этот выпад – как угрозу сложившемуся в правительстве балансу.
Содействовать разжиганию внутреннего конфликта будет и американский фактор. Ведь Штаты не покинут Ирак буквально. В ходе специального обращения президент США Б. Обама подтвердил, что Вашингтон продолжит оказывать содействие силам безопасности Ирака и проводить с иракскими партнерами совместные контртеррористические операции. Главная цель такого партнерства, конечно, не связана с укреплением демократических ценностей. Причина в том, что Вашингтон контролирует иракский нефтяной бизнес, а значит, заинтересован в сохранении своего доминирующего положения. Примечательно, что как раз накануне выборов Багдадом было достигнуто соглашение с МВФ о предоставлении Ираку самого большого за его историю кредита — почти 4 млрд долларов. При этом никто не задался вопросом: почему Ирак берет такие крупные займы, занимая третью позицию в мире по запасам нефти?
Таким образом, если Белый дом существенно подправил свой рейтинг покровителя демократических реформ, то выгода Ирака сомнительна. Население по-прежнему испытывает недостаток в самых элементарных потребностях, сохраняется враждебность как на этнической, так на конфессиональной почве. На фоне предвыборных баталий ключевые проблемы несколько затерялись, но они напомнят о себе, и довольно скоро.

Глеб ВОЛКОВ
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
К августу нынешнего года США планируют полностью вывести свой военный контингент из Ирака. С тем чтобы обосновать успешное завершение миссии, все последние годы американские информационные агентства целенаправленно создавали образ демократического Ирака. Апофеозом данной работы должны были стать нынешние выборы в парламент.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика