В советское время наше образование считалось одним из лучших в мире. Однако чем дальше, тем ниже в мировом рейтинге опускаются ведущие российские вузы. 6 декабря участники круглого стола в Общественной палате обсудили, кто виноват в кризисе отечественного образования, и что теперь делать с реформой высшей школы.
Как и многие наши проблемы, неудачи российского образования кроются во всеобщей пассивности. Вузовские программы оторваны от реальности и давно не соответствуют требованиям рынка. В то время как работодатели, которые уже сейчас знают, какие кадры им будут нужны через 5-10 лет, опасаются работать со студентами. Пока исключения составляют лишь IT-компании, отметил на круглом столе директор рекрутинговой компании HeadHunter Юрий Вировец.
«Yandex, IBS, ABBYY, «Лаборатория Касперского» имеют кафедры на Физтехе и привлекают студентов с ранних курсов. У нас есть своя кафедра. Мы работаем со студентами по теме искусственного интеллекта, они пишут диссертации прямо в компании и остаются у нас работать. Это очень важно. Это можно распространить на все вузы России», — отметил основатель и председатель совета директоров ABBYY Давид Ян.
Однако инициативы лидеров интернет-индустрии будет недостаточно, если вузы продолжат учить «для галочки», убивая желание учиться и у самих студентов.
«Важно говорить о престиже и мотивации студентов. Я хорошо помню свою учебу в МГУ. Учиться там было престижно, и мы старались самореализовываться, — заметил гендиректор компании «АйТи» Тагир Яппаров. — Сегодня у студентов отсутствует мотивация. У меня сын получал образование в двух вузах Москвы. В первом у него была очень небольшая нагрузка. Преподаватели прямо говорили: все равно ты работать по профессии не будешь, потому что такой профессии нет».
Бизнес уже готов предложить студентам стажировки и практику. Однако преподавательский состав тоже должен повышать свою квалификацию, чтобы ориентироваться в современной обстановке. Участники круглого стола отметили необходимость приглашать на спецкурсы и мастер-классы действующих сотрудников компаний. Видя перед собой пример успешных специалистов, студенты потянутся за ними скорее, чем за преподавателями, которые привыкли работать по стандартам 70-80-х годов.
Кроме того, нельзя забывать, что меняется и мировоззрение студентов. Постепенно в вузы приходят дети «поколения Z», выросшие на компьютерах и нуждающиеся в интернете для полноценной работы. Однако, как заметила член Общественной палаты, телеведущая Тина Канделаки, в некоторых вузах и библиотеках, где работают студенты, подчас нет даже Wi-Fi. Только с повсеместным распространением широкополосного интернета станет возможным полноценное дистанционное обучение. Для тех студентов, кто не смог посетить лекцию, ее могут записать на видео и выложить в сеть одногруппники.
Таким образом, чтобы провести реформу высшей школы, хотя бы один из участников должен проявить инициативу. Пока бизнес будет экономить, а вузы — отрекаться от нововведений, наши крупнейшие университеты так и будут плестись в конце второй сотни мирового рейтинга.