Переход на импортный бензин спасет государственную казну России
30.03.2011 12:35
—
Новости Мира
|
Существующая В России схема нефтепереработки изжила себя, и правительство РФ уже давно задумалось над стимулированием модернизации отрасли. Экономисты предлагают ликвидировать нефтепереработку в России.
Решение о снижении экспортных пошлин на нефть и выравнивании пошлин на светлые и темные нефтепродукты (режим "60/66") опять отложено, до июня 2011 года, заявил в пятницу замминистра финансов Сергей Шаталов.
Режим "60/66" был разработан Минэнерго РФ в конце прошлого года как мера, направленная против экспорта нефти, переработанной в некачественные нефтепродукты ради экономии на низкой экспортной пошлине. Режим "60/66" предполагает отказ от утвержденного ныне постепенного выравнивания экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты к 2014 году и предполагает единовременный переход на равные ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% экспортной пошлины на нефть. Одновременно примерно на 5-7% предполагается снизить ставку экспортной пошлины на нефть, в формуле расчета ставки процент от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения будет снижен с 65 до 60%. Предполагалось, что новый режим сделает более выгодным экспорт нефти и светлых нефтепродуктов. Целевой задачей режима "60/66" была ликвидация экспортно ориентированной нефтепереработки, доля которой составляет около 15%. Большинство нефтяных компаний, объем переработки которых меньше объема добычи, ничего не теряют от введения нового режима. В зоне риска оказались отдельные заводы первичной переработки. Еще одной причиной отложить введение нового режима является представление в правительство новой адаптивной системы налогообложения нефтедобычи, в том числе через введение налога на дополнительный доход (НДД), пишет "КоммерсантЪ". В нарушение положений о министерствах новую схему налогообложения отрасли разрабатывает Минэнерго, а не Минфин. И эксперты Минфина недовольны концепцией Минэнерго, так как в ней не проработаны вопросы об администрировании нового налога. Еще одной причиной стали высокие цены на нефть. Новый режим "60/66" разрабатывался в расчете на нефтяные цены в пределах $90-100 за баррель, при этих ценах новый режим должен закрывать экспортно ориентированную нефтепереработку почти на всех НПЗ. Однако при нынешних ценах на нефть режим "60/66" не достигнет целей, хоть его введение и улучшит ситуацию. Сейчас действительно экспортная пошлина на темные нефтепродукты составляет только 39% ставки на сырую нефть, а на светлые нефтепродукты – 72%. Получается, что в экспортной цене на нефть экспортная пошлина занимает почти 50%, а в экспортной цене мазута – 23%". Вероятнее всего, ключевые решения по налогообложению нефтяной отрасли будут приниматься правительством в мае. Переработка нефти в России экономически бессмысленна и приносит стране колоссальные убытки. Тонна сырой нефти стоит сегодня гораздо больше, чем все продукты перегонки, которые получают из нее российские химики и нефтяники. По экономической логике, нефтепереработку в России нужно немедленно прекратить, предприятия – обанкротить, а потребителей перевести исключительно на импортное топливо. К таким сенсационным выводам пришли специалисты близкой к правительству Экономической экспертной группы (ЭЭГ). По их мнению, правительственная политика налоговых льгот для нефтяников глубоко ошибочна, поскольку не стимулирует нефтяные компании к модернизации, а только субсидирует сохранение отсталых производств за счет бюджета и других налогоплательщиков, пишет Независимая газета. Суммарная экспортная цена нефтепродуктов, получаемых в России из тонны нефти (не говоря об их внутренней цене), устойчиво ниже, чем экспортная цена этой нефти. Если же учесть еще стоимость дополнительных расходов на переработку, то оказывается, что с экономической точки зрения переработка нефти в ее нынешнем состоянии приносит стране значительные убытки. Политика субсидирования фактически приводит к консервации глубокого технологического отставания нашей нефтепереработки, подчеркивают экономисты. Если бы правительство РФ не использовало налоговых субсидий, то отрасль стояла бы перед выбором: отказаться от нефтепереработки (сэкономив тем самым стране 3% ВВП) либо повысить ее производительность, что принесло бы экономике еще больший выигрыш. А действующее льготное налогообложение нефтепереработки, напротив, делает модернизацию отрасли необязательной. При этом экономический абсурд сохранения нефтепереработки в России не оспаривают ни независимые экономисты, ни чиновники в Минфине или в Минэнерго. Однако перспектива ликвидации этой убыточной отрасли все же вызывает возражения. "Сэкономить для бюджета 3% ВВП теоретически вполне реально, но на практике – неосуществимо", - говорит гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. "Существует такое понятие, как топливная безопасность страны, – напоминает он. - Отменять льготы нефтяникам нельзя. Толчком к модернизации такая мера не послужит. Здесь необходимо директивное решение государства – нужно предоставлять субсидии предприятиям с условием, что в определенные сроки будет достигнут предполагаемый уровень себестоимости и производительности труда. Это и послужит реальным толчком к модернизации отрасли". Эксперт Минфина РФ Александр Сакович также не согласен с выводами Гурвича: "Нельзя стимулировать модернизацию отрасли путем изъятия средств компаний". «В переработку нужно вкладывать и вкладывать средства, дав компаниям разумное время», - считает он и напоминает, что технологическое отставание отрасли началось еще в советское время, когда инвестиции в добычу превышали капвложения в переработку примерно в 20 раз. Представители Минэнерго не отрицают низкой эффективности нефтепереработки, продукция которой стоит дешевле исходного сырья. В связи с этим в ведомстве работают над планами модернизации нефтепереработки и пересмотром действующей схемы налогообложения и экспортных пошлин. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Существующая В России схема нефтепереработки изжила себя, и правительство РФ уже давно задумалось над стимулированием модернизации отрасли. Экономисты... |
|