ПУСТЬ ДРАКОН «АВОСЬ» ИЗГОНИТ. 21.by

ПУСТЬ ДРАКОН «АВОСЬ» ИЗГОНИТ

19.01.2012 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Помните уже ставшую знаменитой фразу из «Служебного романа»: «Если б не статистика, мы бы никогда не узнали, как хорошо мы живем»? Впрочем, нечего грешить на статистику: она точно такая, какие люди, ее составляющие… Кажется, эта фраза тоже тянет на крылатую, не так ли?
Но вернемся к статистике. Итак, выглядит она хорошей или плохой в зависимости от того, хорошие или плохие люди ее составляли. И с какими целями они это делали! Вот возьмем последний случай, что у всех на слуху, — каверзное потопление «Коста Конкордии». Почему каверзное? Во-первых, большинство из потерпевших катастрофу (звучит ужасно!), слава Богу, живы и отделались легким испугом. Что при количестве пассажиров в 4 290 душ — уже чудо, которое хорошие статисты должны записать в счастливые спасения. Произойди бедствие на пару кабельтовых дальше от берега, и при нынешней температуре моря другие (плохие) статистики недосчитались бы гораздо больше. Так что есть повод порадоваться и представить все как каверзу. Во-вторых, слово «каверзить» у Даля, раскрывшего его псковские корни и иронический смысл, значит, «вахлять, делать кой-как». И тут, думаю, великий собиратель русского языка как в воду глядел (в буквальном смысле): капитан «Коста Конкордии» явно исполнял свои обязанности с ненадлежащим тщанием — кой-как. И навахлял!
Те, кто разбирается в судоходстве, удивлены, что столь современный корабль мог затонуть в столь хорошо известных водах. Судно шло в ясную погоду, в штиль, по знакомому капитану курсу. Оно село на мель вблизи итальянского острова Джилья в Тирренском море, а эти места можно назвать туристическим Бродвеем, и «Коста Конкордия» дефилировала по нему 52 раза в год! Да это не корабль, а гигантское такси повышенной комфортабельности, и оно словно проехало под «красный свет» на глазах у полисмена! Почему же на сей раз лайнер внезапно отвалил от курса, свернул к побережью и, как сообщила компания-фрахтовщик, зацепил днищем подводную скалу? Впрочем, у самого капитана, уже задержанного полицией, Франко Скеттино, несколько другое объяснение: теплоход якобы получил пробоину дальше от берега, столкнувшись с рифами, которые не были обозначены на картах. Конечно, синьору Скеттино, если он просто отсутствовал на мостике или же, наоборот, спьяну сам размазал судно о внезапно появившийся берег, нечего больше делать, кроме как сваливать вину на мифический риф, «не обозначенный на карте», на который он нарвался несколько «ранее», после чего «героически» выбросился на берег. Ради спасения пассажиров, разумеется!
Только вот непонятно, почему же после мастерской посадки на мель это самое спасение никак не начиналось целых полтора часа?! А когда началось, то все произошло не по приказу скромняги капитана, не вышедшего к перепуганной публике, а лишь по инициативе самих спасаемых. Которым усилившийся крен судна — 70° — не оставил иной альтернативы, кроме как собственными силами, вплавь по холодной воде, добираться до берега. Благо, скалы маячили в ночи совсем близко. При этом команда ничуть не помогала — она двигалась впереди, но только в спасательных шлюпках, очевидно, «прокладывая маршрут» и действуя в соответствии с принципом «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Я вспомнил одну личную встречу с подобными круизными лайнерами (слава Богу, более счастливую) «в одной далекой стране». Тот лайнер был пошикарнее «Коста Конкордии», ибо был набит не выходцами из тихоокеанской Азии и европейскими пенсионерами, а полон кичливых американцев в настоящих пробковых шлемах (которые сейчас продаются только на вес золота!), т.е. миллионерами. На пирс причаливали красные спасательные боты, выполнявшие роль десантных челноков, высаживающих белоногих янки на красные ковровые дорожки, что вели в экзотическую страну. И, помню, я был приятно удивлен предупредительностью вышколенного судового персонала. Чувствовалось, юркие негры в белых рубашках, черных «бабочках» и со знакомым нью-йоркским акцентом, несмотря на жару, не просто успевают предупредить любое желание своих клиентов, но делают это с радостью. Туристический конвейер работал на полную мощь, прокручивая от судна к берегу целую тысячу шумных беззаботных господ. И я заметил: все выходившие туристы были почему-то в одинаковых белых кроссовках. Секрет этого раскрылся по возвращении с экскурсии: все американцы, вернувшись на борт, должны были сбросить кроссовки — натурально в мусорный ящик! — и перейти уже на свою обувку. Мало того, стюарт еще и предлагал — вежливо, но настойчиво, — тщательно умыть руки в тут же поджидавшем дезинфицирующем растворе. И все это у янки называется «protect and serve» — «оберегаем и служим».
Интересно, куда же девалась эта предупредительность, желание услужить, а главное стремление защитить клиента у команды «Коста Конкордии»? Или все дело в количестве денег, которые способны заплатить те или иные клиенты? Но разве совесть и служебный долг вообще продаются?!
При чем здесь статистика, спросите вы? А при том, что плохие статистики — в некоторых случаях — все-таки лучше бездеятельных статистов. А иногда хуже! Например, когда некоторые люди под такие вот события, как непонятная катастрофа «Конкордии», тут же начинают «подводить», точно риф, мистическую основу… черпая факты все из той же статистики! Они, например, начинают утверждать, что не зря, мол, в 2006 году, при спуске на воду «Коста Конкордии», о ее борт не разбилась традиционная бутылка шампанского. Мало того, они приплетают сюда и 2012 год — дескать, «Титаник» разбился почти ровно сто лет тому назад, — как будто катастрофы специально совершают к юбилеям?
А, по-моему, все проще и одновременно сложнее. Не в цифры надо играть, а избавляться от пресловутого «авось», которое, как видим, «живее всех живых» — и сто лет назад, и сегодня. И в теплом Средиземноморье, и в холодной Атлантике. А начнем избавляться — и статистика будет только хорошей. Например, такой: 23 января вступает на годичный дозор Черный дракон. Надеюсь, он не допустит «авось» — ему ведь сверху видно все! И в мире станет спокойней.

Вадим ЕЛФИМОВ
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Помните уже ставшую знаменитой фразу из «Служебного романа»: «Если б не статистика, мы бы никогда не узнали, как хорошо мы живем»? Впрочем, нечего грешить на...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика