Европейцы и американцы серьезно экономят на подарках.
В этом сезоне семейный бюджет новогодних праздников пришлось "перекроить" из-за финансовых проблем. Если раньше обычно дарили чаще, например, турпутевки, то теперь приходится ограничиваться незамысловатыми сувенирами. Рассказывает Ольга Черникова.
В праздничный период этой греческой семье совсем не до новогодней эйфории. Проблемы нарастают как снежный ком. Несколько дней назад хозяйка прежней квартиры повысила аренду - пришлось срочно искать новое жилье. Но и оно родителям 10-летнего Ангелоса и годовалых близняшек не по карману. Глава семейства - строитель, но вынужден работать в киоске. Супруга - косметолог. В кризис спрос на услуги резко упал. Из салона ее уволили. Выживают за счет благотворительных организаций - детское питание, коляски, игрушки. Теперь вот пообещали выплачивать 3 месяца аренду. (Вула Тома, безработная: "В доме холодно. Единственное, что мы можем сделать, одеться теплее. На электронагреватель нет денег. Да и электричество стоит очень дорого. Мы еще с бывшей хозяйкой не рассчитались. Так что, ни о каких подарках даже речи не идет. Хотя дети очень ждут. Особенно старший сын".) Приоритеты меняются, когда вам приходится ломать голову над тем, как заплатить за квартиру, разобраться с налогами и купить еду, говорят испанцы. По данным Ассоциации потребителей, в декабре некоторые продукты, например, рыба и баранина, подорожали на треть. Семьи пересмотрели праздничный бюджет - урезали расходы на подарки в среднем на 12%. В такой ситуации многие ритейлеры вынуждены поумерить аппетиты. Столь скромно итальянцы не отмечали праздники со времен Второй мировой. В Риме - одной из столиц моды - полупустые магазины. Даже скидки в 50% на брендовую одежду, обувь и аксессуары не "трогают" любителей шопинга. Притом, что входят в топ-3 самых желанных подарков. (Мартина Франко, владелица магазина одежды: "Нет доверия. Покупатели думают, что мы хотим заставить их потратить больше денег. Но у нас цены - самые разные. Показываешь им джинсы - и они выбирают максимально дешевые".) Американцы предпочитают подарки в виде наличных. Четверть жителей США вовсе решили обойтись безделушками - и родственники их понимают. У страны несколько дней на то, чтобы найти решение проблемы "фискального обрыва" и определиться с налоговой политикой. (Крис Кристофер, экономист: "Если "фискальный обрыв" случится, плохо будет не только американцам. В той или иной степени влиянию подвергнутся многие страны, в особенности те, которые активно торгуют с США".) По мнению экономистов, особенно не сладко придется рынку товаров роскоши. Впрочем, у каждого - свои масштабы "страданий", говорят эксперты проблемных стран еврозоны.