В России официально прекращено производство легендарных самолетов Ту-154.
Последнюю серийную машину завод Туполева в Самаре передал российскому Министерству обороны. Эксперты с ностальгией говорят, что закончилась целая эпоха в мировой гражданской авиации. Ту-154 в строю более сорока лет. За это время выполнено 12 миллионов рейсов и перевезен почти каждый четвертый житель планеты.
Рассказывает Андрей Николаенко. Серийное производство Ту-154 на Куйбышевском авиационном заводе (ныне завод "Авиакор") началось в 1970 году. Первый регулярный рейс самолета состоялся 41 год назад, 9 февраля 1972 года, по маршруту Москва - Минеральные Воды. Именно на 154-ом впервые в гражданской авиации была установлена автоматическая бортовая система управления. Ту-154 - пассажирский лайнер с дальностью полета 5 тысяч километров и вместимостью 131 пассажир, крейсерская скорость судна - 860 км/ч, максимальная высота полета - 12 тысяч метров. Всего самарским предприятием было выпущено около тысячи таких лайнеров. Ту-154 входили в парк авиакомпаний Чехословакии, Болгарии, Польши, Румынии, Сирии, Китая, Ирана, Никарагуа и других стран. (Андрей Гришин, главный конструктор самолета Ту-154) На платформе Ту-154 на самарском заводе были построены различные варианты самолета, включая лайнеры с полностью автоматическим заходом на посадку по программе "Буран". Отдельным проектом стал самолет с двигателями на криогенном топливе - единственный в мире. Пилоты дали лайнеру несколько забавных прозвищ: "тушка", "туполь", "горбатый". Именно эту крылатую машину снимали в знаменитом фильме "Экипаж". (Евгений Багмут, пилот самолета Ту-154) В отличие от схожего по характеристикам "Боинга-727" Ту-154 мог взлетать с более коротких взлетно-посадочных полос, а также из аэропортов, расположенных в высокогорной местности. Главной причиной постепенного вывода Ту-154 из эксплуатации с середины двухтысячных годов стал излишне высокий расход топлива и недостаточно комфортный по современным меркам салон машины. Есть в истории самолета и печальные моменты. За время эксплуатации в авариях и катастрофах потеряно 72 Ту-154 различных модификаций, погибли свыше 3 тысяч человек. Но несмотря на окончание серийного производства Ту-154, на заводе в Самаре будут продолжать выполнять регламентные работы, капитальные ремонты и различные операции по продлению ресурса лайнеров. Закончено производство, но не работа Ту-154. Самолеты летают по 10-15 лет.