На Майдане белорус может прикупить «визиток Яроша». 21.by

На Майдане белорус может прикупить «визиток Яроша»

14.05.2014 16:50 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Александр Лукашенко обещает душить белорусский Майдан в зародыше, новые же власти в Киеве боятся трогать Майдан даже сейчас, после свержения Януковича.




Водитель микроавтобуса Саша тихо ругается, объезжая до сих пор блокированный для транспорта Крещатик: ну когда уберут эти чертовы заграждения? И сам же отвечает: «Как минимум до выборов трогать не будут».





Президентом станет шоколадный король?

Президентские выборы, которые, как здесь убеждены, всячески пытается сорвать Путин, должны пройти 25 мая.

Украинская столица пестрит билбордами с отлакированными фотошопом портретами и прельщающими слоганами кандидатов в президенты и мэры (параллельно — выборы киевского градоначальника). Много агитпалаток, пожилые тетушки раздают агитационную же прессу, которую народ не особо берет.

Мне суют в руки печатную продукцию партии «Удар», лидер которой Виталий Кличко баллотируется в столичные мэры. Он отказался от борьбы за президентство в пользу шоколадного короля Петра Порошенко, который, согласно социологии, намного опережает прочих претендентов и может выиграть уже в первом туре.

Есть мнение, что лучше бы и уложиться в один тур: у Кремля-де тогда меньше возможностей раскачивать ситуацию.

Много палаток с агитацией за Юлию Тимошенко, но ее рейтинг невысок. Одни говорят, что политическая песенка бывшей газовой королевы спета, другие утверждают, что она делает ставку на будущие парламентские выборы.

Здесь надо иметь в виду, что на Украине теперь полномочия президента сильно урезаны и победивший, предположим, Порошенко не будет иметь и сотой доли той власти, которую имеет в Беларуси Лукашенко.


Почем у вас золотые батоны? Дайте два!

Туристы фланируют по Киеву по-прежнему безмятежно, меняют валюту по выгодному курсу, но здешний простой люд хмуроват, ворчит на рост цен. Доллар стоит уже под 12 гривен, при том что прошлой осенью было лишь 8 с хвостиком.

«Моя зарплата фактически сократилась в два раза!» — возмущалась попутчица в автобусе из аэропорта в Киев. При этом, впрочем, похвалилась, что прилетела с египетского курорта. А вообще у нее отец в Крыму, сама она по корням русская и вся эта «бандеровщина» ей не по нутру.

Лукашенко же в одном из интервью возмущался Майданом как конкретно бытовым явлением: «Что это такое, красивейший город, а устроили там «нужник» какой-то в центре…».

На самом деле здесь сегодня, при том что навалом лежат шины и дрова, ночуют люди, вполне чисто. «Революционную» территорию аккуратно подметают, бытовой мусор за собой убирают, чтобы не ударить лицом в грязь перед многочисленными туристами. Но сам по себе этот заповедник отбушевавшей революции в центре Киева представляет собой весьма специфическое зрелище.

Местная журналистка говорит мне: серьезные люди отсюда давно разошлись, занимаются делами, а тусуются в основном те, кому делать нечего и кто вдруг почувствовал здесь себя востребованным персонажем.




На каждом шагу — самодельные ящики самых всевозможных моделей для пожертвований, условно говоря, на нужды революции. Много лотков с революционными же сувенирами. Хватает и трэша — от «золотых батонов» до (помните этот шедевр российской пропаганды?) «визиток Яроша».

Последние идут по десять гривен за штуку из-под полы: мол, «Правый сектор» такие стебные сувениры запрещает. Хотя по большому счету, как сказала мне знающая собеседница, «Правый сектор» — это химера, порожденная российской пропагандой.

Часто встречаются люди с голубями в руках: назойливо предлагают за деньги сфотографироваться с птицей мира на фоне закопченного Дома профсоюзов. Вообще фотографирование в антураже, где гибли люди, выглядит довольно пошло, но охотников запечатлеться возле сакральных мест Майдана хватает.




Тот Майдан, что физически остается в центре Киева (его «филиал» с колоритными чучелами в противогазах встретился и перед Михайловским собором), стал декоративным, сувенирным, бомжеватым. Но, объясняет мне преподаватель вуза Влада, главное — это Майдан в переносном смысле слова.

В переносном смысле, говорит она, граждански активные люди с Майдана не ушли. И они не дадут спуску новой власти.


Новая элита еще не вызрела

Характерно, что отношение к первым лицам временного правительства у многих моих собеседников — скептично-ироничное. Мол, лидеры политической оппозиции и во время событий минувшей зимы были нерешительными, виляли, это народ их подталкивал.

Одна собеседница из числа продвинутой публики заметила: «В правительство пошли люди из гражданского сектора с синдромом ложной компетенции».

По ее мнению, прихода качественно новой власти можно ожидать разве что через каденцию, году в 2017-2018-м. Пока же новая, молодая политическая элита еще не вызрела, а старая, сформированная еще во времена Леонида Кучмы, уже не способна прыгнуть выше пояса.

Те СМИ, которые поддерживали Майдан, сейчас, хотя время и чрезвычайное, отнюдь не выводят из-под критики временное руководство страны.




Харизматичный Мустафа Найем, украинский журналист с афганскими корнями, один из вдохновителей проекта «Громадське ТБ» — интернет-телевидения, которое заработало огромную популярность на освещении живьем событий Майдана, говорит мне: «Новая власть была бы рада, если бы мы отключились на пару месяцев».

Подначиваю коллегу: «Мустафа, так это правда, что вы, собственно, и спровоцировали Майдан?».

И тот, видимо, в сотый раз, но тем не менее охотно рассказывает историю, как 21 ноября, после отказа Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС, бросил через фейсбук клич выйти на площадь, если призыв наберет тысячу лайков. Набралось, к слову, только семьсот, но процесс пошел.

Понятно, фейсбук сам по себе не делает революций. Нужен горючий материал, которого на Украине накопилось аж с избытком.


Держись, Украина!

Прилетев в Киев вечером, я вышел на одиночную позднюю прогулку с некоторым внутренним напряжением. Черт его знает, на какие приключения можно нарваться в стране, которая, как кажется, если начитаться алармистских публикаций, погрузилась в анархию.

Но город в преддверии полночи был безмятежен, хотя и немноголюден. Освещение и асфальт местами похуже, чем в Минске, но никакие банды не шастают, рестораны и увеселительные заведения функционируют исправно. Наверное, больше, чем обычно, милицейских патрулей (причем с автоматами Калашникова), постовых возле административных зданий. Назавтра я увидел, что некоторые учреждения охраняют активисты самообороны Майдана в камуфляже и разнообразной цивильной обуви.




Впрочем, по безмятежности и балагурству было видно, что коварной вражеской атаки они пока не ждут.

Сидя в кафе с вайфаем, попивая американо под нежным майским солнышком, трудно поверить, что ты в столице де-факто воюющей страны. Только вот новости через вай-фай — дикие: под Краматорском попали в засаду украинские десантники, их мочили из гранатомета и добивали снайперы, семеро убитых, еще больше раненых…




Представьте: это как если бы вы сидели в минском кафе и читали, что — тьфу-тьфу — под Могилевом витебские десантники с кровью отбиваются от террористов, которые хотят оттяпать восток Беларуси. Бред? Но ведь три месяца назад бредом казалось, что Россия может присоединить Крым.




Война идет рядом с Беларусью. Пока украинскую драму оседлали в пиаровском плане белорусские власти: вот, если не хотите бардака и крови, молитесь на нашу «последнюю диктатуру», где хоть не стреляют!

Украинский пример может повернуться для белорусов совершенно другим боком, если соседняя страна, стиснув зубы, выстоит против тех, кто рвет ее на куски; если поднимет добитую до ручки экономику, укротит чудовищную коррупцию, наладит цивилизованную демократичную жизнь. Но это дело не одного дня и не одного года.

Держись, Украина!


Фото автора.



Александр КЛАСКОВСКИЙ
 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Представьте: вы сидите в минском кафе и читаете, что под Могилевом витебские десантники ведут кровавый бой с сепаратистами…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика