У кого «лечатся» виолончель и лира
28.08.2014 17:54
—
Новости Мира
|
Есть люди, которые не рвутся в политику и не занимают руководящие посты, а тихо делают свое очень нужное дело. Но потом оказывается, что, благодаря почти незаметному их участию, другие люди добиваются небывалых высот. Например, в искусстве. Таков Эдуард Иванович Соколов, музыкальный мастер, человек, благодаря труду которого звучат инструменты Уральской Государственной консерватории. Те самые, которые силой музыки поднимают в небеса своих слушателей. Его авторские музыкальные инструменты и восстановленные им скрипки, гитары, виолончели и альты хранятся в десятках частных коллекций. В его руках за годы работы в консерватории побывали многие академические струнные инструменты, которые звучат сейчас на концертах. А друзья и коллеги говорят: он знает о своем ремесле все! Первые гитары и «двенадцатиструнка»-медалистка Почти всю свою жизнь Эдуард Иванович работает музыкальным мастером: возрождает к жизни произведения мастеров прежних веков, создает новые музыкальные инструменты, в том числе такие, изображения и описания которых остались разве что в древних рукописях. — Давно это было, — говорит Эдуард Иванович. — Музыкальные инструменты еще с институтских времен были моим хобби. Я выписывал кучу специальной литературы, штудировал ее. Тогда не было интернета, приходилось через библиотеку выписывать книги из Ленинграда. Потом он пришел работать на Свердловское предприятие по изготовлению музыкальных инструментов «Урал». Фирма выпускала в основном пианино, но был и цех, который занимался изготовлением гитар. В нем-то и работал Эдуард Иванович. — Я туда пришёл очень серьезно теоретически подкованным, — говорит он. — Делал 6-струнные гитары, а в 1988 году я сделал 12-струнную гитару, которая на ВДНХ получила серебряную медаль. Медаль, конечно, осталась на фирме, а мне тогда выдали премию. Уже через полгода меня перевели музыкальным мастером на экспериментальный участок. Мастер проработал на этом предприятии три года, получил высшую производственную категорию. Потом около 20 лет он работал мастером по ремонту музыкальных инструментов в Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского. А последние 6 лет он трудится в Уральской консерватории. Но это только «послужной список». Мастер сотрудничает и с частными коллекционерами, и со Свердловским областным Краеведческим музеем, восстанавливая старинные инструменты по просьбе музейных хранителей. Счет восстановленным инструментам, которым Эдуард Иванович дал новую жизнь, пошел на тысячи. Эдуард Иванович — один из немногих мастеров России, который прошел эрмитажную стажировку. Это оказалось возможным благодаря тому, что Эрмитаж взял шефство над Уральским краеведческим музеем. По программе «Эрмитаж — Большой Урал» же 15 лет реставраторы высшей категории из Государственного Эрмитажа приезжают в Екатеринбург, проводят семинары и практические занятия по реставрации, в том числе по музыкальным инструментам: особенностям лакировки, специальным клеям, инкрустации. Рассказывают о хранении старинных музыкальных инструментов и о других тонкостях профессионального мастерства, которым и научиться-то больше негде. Так Эдуард Иванович постепенно подтягивает свой уровень до эрмитажного. — Сейчас музыкальных мастеров нигде не готовят, — сетует мастер. — И передать-то знания некому. За все годы было у меня 14 учеников, в профессии остались трое: один остался в Екатеринбурге, другой работает в Сургуте, а третий в Якутске, в Арктическом институте культуры и искусства. Хранитель и демиург Эдуард Иванович работает не только с академическими музыкальными инструментами. Вот уже 20 лет он воссоздает по старым чертежам традиционные инструменты народов Урала. Конечно, любимые струнные. Он сделал целое исследование, по крохам собрал сведения о них. И, по мере сил, восстанавливает это чудо, почти похороненное веками и вытесненное европейской музыкальной традицией. Вот, что рассказал корреспонденту «Мира 24» об этом увлечении Эдуарда Ивановича директор екатеринбургского Культурного центра «Солдаты России», концертирующий гусляр Евгений Бунтов, который, как мульти-инструменталист и народный музыкант-импровизатор, не понаслышке знаком с его творчеством. — Двадцать лет назад мы затеяли общий проект, выставку «Музыкальные древности России». Эдуард Иванович восстанавливал и изготавливал традиционные народные инструменты, я много лет коллекционировал такие инструменты и играл на них. Мы объединили свои усилия и подготовили передвижную совместную выставку старинных, полузабытых музыкальных инструментов. Сейчас в ней более 100 экспонатов. Они все рабочие, и когда мы выставляемся, то я показываю, как они звучат. Со многими я концертирую, выступаю как мульти-инструменталист, записываю диски. За годы нашу выставку видели самые разные высокие гости: и президент Ельцин, и губернаторы. Была у нас и комиссия при президенте из Москвы: кто к нам ни приезжает, эту выставку им обязательно показывают, она восхищает и удивляет. Правда, за все годы выставка так и осталась нашим частным, личным делом. Для нее нет ни площадей, чтобы можно было показывать ее всем желающим, ни государственной поддержки на ее содержание. Среди музыкальных инструментов, сделанных Эдуардом Ивановичем, есть казачья колесная лира, с которой я до сих пор выступаю. Все специалисты в один голос утверждают, что это лучший инструмент такого рода в России! Это говорит о величине мастера и о том, на какой уровень можно было бы вывести народные инструменты, если бы ими занимались такие настоящие мастера, как Эдуард Иванович, а не кустари. К сожалению, традиционные музыкальные инструменты в основном довольно плохого качества, Никто не делал их на профессиональном уровне, только народные кустари. Поэтому так важно открыть и создать их заново, заставить зазвучать, разбудить глубинную народную память. Наказуемая любовь Впрочем, своего увлечения народными инструментами Эдуард Иванович предпочитает не афишировать. Он работает с академическими инструментами высокой четвертой и пятой профессиональной категории и немного стесняется своей любви к народным инструментам. — Для музыкального мастера такая любовь прямо-таки наказуема, — сказал он корреспонденту «Мира 24». — Это для серьезного мастера не слишком подходящее занятие. Мне неприятно, когда меня журналисты изображают каким-то Данилой-мастером, кустарем. Хотя во многих частных коллекциях его инструменты есть, и академические и народные. У Эдуарда Ивановича обширная география заказчиков, ему везут для восстановления инструменты из Алматы, Якутска, ХМАО, Кургана, Перми, Москвы. Его гусли, сделанные по новгородской модели, сейчас принадлежат композитору и певице Любови Басурмановой, с другими выступала композитор и исполнитель Елена Фролова. Еще одни, сделанные по образцам народных инструментов 12-13 веков, — у исполнителя народных песен Михаила Ивановича Вилисова, у Владимира Ивановича Поветкина — директора центра «Музыкальные древности России» из Великого Новгорода. Многие инструменты у Евгения Бунтова, многие служат уральскому казачеству. Среди сделанных и восстановленных им старинных инструментов самые разные гусли, казачья колесная лира, скомороший гудок, тамбур, балалайки и многое другое. Есть у Эдуарда Ивановича и самые настоящие запатентованные изобретения. Правда, и в этом он ничего необычного не видит. Вот что он рассказал об этом: — Просто один музыкант когда-то давно поставил передо мной такую задачу: вот на скрипке мы можем интонировать музыку, а на гитаре то, что понимают профессионалы под музыкальной интонацией сделать невозможно. Как этого добиться? Я придумал диагонально-интонирующие лады. Сделали патентную проверку, и оказалось, что никто до меня до этого не додумался. — Он фанатик своего дела. Он не должен и не может заниматься ничем другим, — говорит Евгений Бунтов, который многие годы концертирует с народными инструментами, сделанными Эдуардом Соколовым. — Таких мастеров в России единицы, он посвятил себя всего этому служению. Правда, трудно ему приходится. Государство не интересуется даже такими уникальными мастерами, поэтому мастерской собственной нет, инструментарий и станки он создаёт себе сам, а материалы достать — целая проблема. Множество проектов не получается воплотить из-за этого. Эдуард Иванович вынужден подрабатывать ремонтом - вместо того, чтобы делать новые удивительные инструменты, достойные самых лучших концертных залов мира, с удивительным звучанием и собственной душой. — Урал — периферия музыкального рынка, — сетует Эдуард Иванович. — Материалов у нас хороших нет. Музыкальных центров, где готовят музыкальных мастеров — тоже. Хороший лак и клей трудно добыть, палисандр, чёрное дерево, хорошая ель — все это у нас не растёт. А ведь гитара, как известно, это инструмент, в котором встретились древесные породы пяти континентов. Вот попробуй, реализуй свою мечту, сделай хорошую гитару или скрипку. Если браться за профессиональный инструмент, то надо делать его из профессиональных материалов, соблюдая весь производственный цикл. А я вот выписал из Испании дорогущие материалы: палисандр и другие ценные породы. Посмотрел, а на каждой досочке по трещине. Откуда взялись? Там говорят, что при транспортировке. Может быть, и так, а может быть, пользуясь тем, что мы очень далеко, испанцы сами прислали нам бой, брак. Я многое знаю и умею, получил прекрасную эрмитажную стажировку. Но я прекрасно понимаю, где мы, а где лучшие европейские мастера. Можно было бы гораздо больше сделать своих авторских инструментов, не заниматься так много ремонтом чужих, но зато, наверное, моя работа спасла наших музыкантов в консерватории. И действительно, спасла! Как бы ни грустил Эдуард Иванович об упущенных возможностях, а те, кто его знает говорят о нем: «Он знает о дереве все, любит свое дело и ни на что его не променяет»! Татьяна Рублева Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Мир 24» узнал у музыкального мастера из Екатеринбурга Эдуарда Соколова о тайной жизни концертных инструментов в его руках Mir24.tv
|
|