Банковский рынок Крыма вступил в новую полосу невезения. Изначально лишенный серьезных и стабильных игроков в лице крупных российских финансовых учреждений, отказавшихся работать здесь из-за боязни международных санкций, полуостров смог заинтересовать лишь три десятка структур со «дна» российского банковского рейтинга. Однако, как выяснилось, даже для мелких финучреждений Крым стал не настолько комфортным, насколько они себе представляли. В результате финансовый рынок региона потерял уже второго участника за неделю.
15 октября прекратил свою работу в Крыму томский «Промрегионбанк», вышедший на полуостров лишь два месяца назад – 14 августа. Это первый прецедент добровольного ухода российского банка из Крыма. Причем нет гарантий, что он станет последним.
Политика плюс экономика
По сообщению пресс-службы «Промрегионбанка», его кредитно-кассовый офис (ККО) «Симферопольский» с сегодняшнего дня прекращает работу. «Промрегионбанк» заверяет своих клиентов в Симферополе в том, что все обязательства по договорам, которые банк успел заключить за время работы на территории Крыма, будут исполнены своевременно и в полном объеме», – отмечается в сообщении.
Впрочем, за два месяца работы в Крыму банк, входящий в четвертую сотню российских финучреждений, еще не успел обрасти серьезными обязательствами. Депозитное направление работы было свернуто, едва начавшись. Кредитных же программ на территории полуострова «Промрегионбанк» не реализовывал.
Для крымских работников банка его решение свернуть бизнес стало неприятным сюрпризом. Тем более, не далее как в августе руководство учреждения расценивало крымский рынок как перспективный и отмечало, что связывает с ним «большие надежды». «Промрегионбанк» даже успел вступить в Торгово-промышленную палату Крыма, что подтверждало его намерения закрепиться в регионе всерьез и надолго. Что же заставило руководство банка внезапно изменить свои планы?
Как оказалось, причины все те же – политические риски, которые ранее удержали от работы в Крыму крупные российские банки. Хотя до недавнего времени считалось, что мелким российским финансовым структурам возможные санкции Запада не страшны. «Закрытие офиса в Симферополе – это вынужденный шаг, связанный с обострением внешнеполитической обстановки и усилением системных рисков для банка и его партнеров как на территории Крыма, так и в остальных российских регионах присутствия. Желая сохранить стабильность в работе и доверие клиентов, руководство «Промрегионбанка» приняло решение о закрытии ККО «Симферопольский», – поясняется в официальном сообщении банка.
Для европейских или американских банков Крым – оккупированная территория. В такой ситуации велики риски их отказа проводить операции тех российских игроков, которые на ней работают. Собственно, в этом и заключалось одно из основных опасений крупных российских банков, не пожелавших выйти в Крым Как отмечает российское издание «КоммерсантЪ», опасения владельцев «Промрегионбанка» могут быть связаны с возможной негативной реакцией западных банков-контрагентов, в которых российский банк имеет корреспондентские счета. В частности, речь идет о немецком Commerzbank. «Для европейских или американских банков Крым – оккупированная территория. В такой ситуации велики риски их отказа проводить операции тех российских игроков, которые на ней работают. Собственно, в этом и заключалось одно из основных опасений крупных российских банков, не пожелавших выйти в Крым. Из них там работает лишь банк «Россия», который и так находится под жесткими западными санкциями. До сих пор считалось, что для небольших банков эти риски несущественны. Но, как показала практика, не для всех», – поясняет издание.
Однако политические риски оказались усугублены экономическими: выяснилось, что бизнесовая привлекательность Крыма гораздо ниже, чем ожидалось. «Крым на поверку оказался не так привлекателен, как казалось: цены на аренду, как в Москве, а вот населения намного меньше: 2 млн человек на весь полуостров», – сообщил «Коммерсанту» неназванный источник в банке.
Другой собеседник также выделил экономическую составляющую: «На практике и расходы, и период окупаемости офиса в Крыму оказались гораздо больше, чем предполагалось. Возложить дополнительную финансовую нагрузку на остальные регионы присутствия банка мы пока не можем. Именно поэтому пришлось пересмотреть первоначальные планы и закрыть офис в Симферополе».
Индульгенций не будет
9 октября, закрылся еще один работавший в Крыму российский субъект – «Донинвестбанк». Правда, в тот раз прекращение работы на полуострове стало вынужденным – из-за отзыва банковской лицензии Центральным банком.
По сообщению Центробанка, «Донинвест», входящий лишь в шестую сотню российских банков, лишился лицензии в связи с «высокорискованной кредитной политикой руководства». Банк инвестировал привлеченные средства в низкокачественные активы, в связи с чем был неспособен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Немногим ранее «Донинвест» столкнулся с проблемой отсутствия наличных ликвидных средств, из-за чего приостановил возврат частных депозитов.
С учетом этого решение регулятора видятся оправданным, но многие эксперты расценили его как своеобразный знак. Ведь до этого приход в Крым отдельных слабых банков рассматривался их руководством как своего рода индульгенция. Считалось, что Центробанк, заинтересованный в становлении финансовой системы в Крыму, будет закрывать глаза на несоответствие нормативам, лишь бы российские банки работали на полуострове. Однако регулятор наглядно продемонстрировал ошибочность таких чаяний. Чем сразу снизил интерес к региону со стороны неустойчивых и сомнительных финучреждений. А, положа руку на сердце, стоит признать, что именно они и явились пионерами в освоении нового рынка.
Таким образом, на сегодня Крым становится все менее привлекательным как для крупных, так и для мелких финансовых структур. Первых беспокоят продолжающиеся экономические санкции против России, до окончания которых они вряд ли захотят рисковать. Последние же сталкиваются с завышенными затратами и заниженной отдачей, к тому же, работа на рисковой территории вовсе не гарантирует им лояльного отношения со стороны регулирующего органа, пишет «Радио Свобода».