Михаил Пиотровский: судить об успехе музея по числу посетителей - порочная схема. 21.by

Михаил Пиотровский: судить об успехе музея по числу посетителей - порочная схема

08.12.2014 21:14 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Москва, 8 декабря. Российский музей номер один Эрмитаж в Петербурге считается одним из величайших собраний мирового искусства не только специалистами, но и простыми посетителями. Это подтверждается любопытным рейтингом, который опубликовали создатели Instagram. Оказывается, Эрмитаж занимает пятое место по количеству отметок пользователей социальной фотосети, уступая лишь парижскому Лувру, американским Музею современного искусства, Метрополитен-музею и Музею искусств Лос-Анджелеса. Впрочем, скоро эта ситуация может измениться и Эрмитаж поднимется выше, ведь повод для этого очень веский. Накануне легендарный музей отметил свое 250-летие. В преддверии громкой даты корреспонденты «МИР 24» встретились с еще одним юбиляром - директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, которому 9 декабря исполняется 70, и выяснили, что для него не существует никаких дат, кроме юбилея музея, а также узнали, как именно Эрмитаж будет жить в праздничное время.

- Одни сплошные юбилеи - юбилей начала Первой мировой войны, ваш персональный юбилей, 250-летие Эрмитажа.

Михаил Пиотровский: Я никаких других круглых дат, кроме 250-летия Эрмитажа, не знаю. Это для нас важнейшая дата. Думаю, для российской культуры это тоже важная дата, которой, по существу, завершается Год Культуры. Мы завершаем некий такой этап проекта «Большой Эрмитаж» - это проект нашего развития, который основан на доступности максимальной коллекции. Завершили реставрацию восточного крыла главного штаба. Теперь урбанистический центр города Эрмитаж обнимает, Дворцовая площадь становится городским форумом, куда выходят и выставочные залы нового Эрмитажа, и первый этаж главного штаба. В самом главном штабе открывается в декабре выставка искусства 19 и 20 веков, там громадная часть выставки. В основных зданиях Эрмитажа тоже открывается большая постоянная экспозиция, реставрированная большая церковь, второй рыцарский зал, малый тронный зал, зал Екатерины. Мы открываем наши хранилища, запасники, реставрационные мастерские. Это готовилось в течение нескольких лет.

- Вы как-то заявили, что место современного музея между храмом и «Диснейлендом». Как вам удается совмещать развлекательную и просветительскую деятельность в Эрмитаже?

Михаил Пиотровский: Нельзя заставлять людей кланяться, ползать по музею, но также надо ставить их на место, когда они начинают открывать, например, двери ногами. На самом деле музей - это наука и глубина. Всегда должно быть очень глубоко, интересно, но не развлекательно - интереснейшие проблемы, интереснейшие решения. И это торжественно, поскольку это все глубина человеческих знаний, культурных традиций. И нормальный посетитель музея все это совмещает.

- Насколько Эрмитажу необходимо привлечение еще большего числа посетителей? Ведь и сейчас наплыв такой, что в музей невозможно попасть.

Михаил Пиотровский: Нам, безусловно, не надо привлекать больше посетителей. Это вообще порочная схема - судить об успехе музея по количеству людей, которые его посещают. Музей должен получать своих посетителей. Наш посетитель - это дети и студенты, пенсионеры, которые всю жизнь ходили в музей и платили деньги. Вот для них сейчас трудно прийти в музей, и мы создаем для них условия, чтобы они приходили и не платили денег. А остальные должны платить и понимать, что все не просто. Потому что у нас такая психология - если ты не платишь, то несерьезно относишься. Здесь важен вопрос, сколько народу может вместить музей, чтобы он выполнял свою миссию. Потому что приезжает много туристов. Но они приезжают толпой - прошли и ушли. Нужно посчитать, сколько мы можем вместить посетителей в музей так, чтобы всем в нем было комфортно. Три миллиона, которые приходят в основной комплекс музея - это предел. Дальше совсем никак. Вместе с Восточным крылом будет пять миллионов.

- Много раз в рамках реконструкции перекрашивали Зимний дворец, были разговоры о том, чтобы сохранить историческое сочетание. Почему этого не произошло?

Михаил Пиотровский: Некоторые вопросы принято выносить на общественное обсуждение. Однажды мы спровоцировали такую дискуссию: что тот цвет, который сейчас существует, совсем не исторический. В такой цвет покрасили только после войны. Главный архитектор разумно рассчитал, что это и есть цвет Растрелли. Предыдущие окраски были самыми различными. Историческая окраска - охристо-желтоватая. Надо сказать, что она очень красивая, но так покрашены многие европейские дворцы. Перед революцией и в революцию была совершенно страшная окраска - темно-красная, колонн белых не было. Цвет, который в какой-то мере предвещал то, что произойдет в России, был очень мрачный. Вот это мы стали обсуждать с общественностью. По традиции кто-то начал говорить: не дадим перекрасить Эрмитаж. Действительно, мы опрашивали людей. Извините, но мнение тех, кто раз в год попадает на Дворцовую площадь, не так важно. А для тех, кто постоянно ходит, исторический цвет оказался непривычным и неуютным. И мы решили, что перекрашивать не будем, но поменяем тон. Это беда для 21-го века, потому что псевдосовременные химические краски не воспринимают полутонов. На самом деле исторический тон Петербурга - пастельный. Всегда много красили, но красили не ярко, а нежно. И вот сейчас для Зимнего дворца мы выбираем более нежные тона все того же зеленого цвета. Так и будем дальше делать.

Михаил Пиотровский родился 9 декабря 1944 года. После окончания школы в 1961 году он поступил на отделение арабской филологии Восточного факультета Ленинградского университета, которое окончил с отличием. С 1992 года возглавляет Государственный Эрмитаж. За то время, что Пиотровский руководит Эрмитажем, в музее произошли важные изменения: построена первая очередь нового фондохранилища, открыты филиал музея в Казани, выставочные центры в Лас-Вегасе, Амстердаме, а также «Эрмитажные комнаты» в Лондоне. Музей провел десятки крупнейших выставок с участием отечественных и зарубежных партнеров.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью «МИР 24» рассказал, как музей отметил свое 250-летие и чем дальше планирует удивлять и радовать своих посетителей....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика