Инцидент с Су-24 с точки зрения международного права. 21.by

Инцидент с Су-24 с точки зрения международного права

25.11.2015 06:02 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, который был сбит турецким истребителем на границе с Сирией, резко осложнил отношения между двумя странами.


У посольства Турции в Москве прошли одиночные пикеты. 24 ноября 2015 года. Фото: Reuters

Владимир Путин пригрозил Турции серьезными последствиями для отношений двух стран и назвал действия Турции ударом в спину.

Турецкий премьер Ахмет Давутоглу заявил, что Анкара неоднократно предупреждала Москву о недопустимости подобных нарушений, добавив, что будет и впредь делать все, что потребуется для безопасности своих границ.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что турецкие истребители действовали в полном соответствии с правилами применения сил и средств.

Это первый вооруженный инцидент с участием России и страны-члена НАТО за всю постсоветскую историю.

По просьбе Турции во вторник страны-члены НАТО провели «чрезвычайную» встречу: основной темой обсуждения стал инцидент с российским самолетом.

В свою очередь, российский Генштаб заявил, что отныне российские ударные самолеты будут сопровождаться в сирийском небе истребителями, а у берегов сирийской Латакии будет размещен крейсер «Москва», оснащенный системой ПВО «Форт», аналогичной С-300.

«Предупреждаем, что все цели, представляющие для нас потенциальную опасность, будут уничтожаться», — сказал начальник Главного оперативного управления Генштаба Сергея Рудской.

Тем не менее, по словам экспертов, это обострение вряд ли перерастет в полномасштабный конфликт с НАТО, поскольку в этом не заинтересована ни одна из сторон, причастных к инциденту.


Траектория полета Су-24, 24 ноября 2015 года. Скриншот видео

Была ли агрессия против НАТО?

Турция является членом Североатлантического альянса с 1952 года.

Статья 5 Североатлантического договора гласит, что вооруженное нападение на одну или нескольких из стран-участниц НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них всех.

При этом в Статье 6 особо отмечено, что регионом, который следует защищать всем союзникам, является территория Турции.

Кроме того, в договоре отдельно оговаривается нападение на летательные аппараты какой-либо из договаривающихся сторон как повод для приведения в действие механизма коллективной безопасности.

В случае, если российский самолет действительно оказался над территорией Турции, можно ли считать это нарушение границ агрессией против страны-члена НАТО?

Само определение агрессии было сформулировано резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года.

«Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства», — говорится в документе.

Это общий, фундаментальный документ, и там не оговаривается, можно ли считать применением вооруженной силы против территориальной целостности нарушение границ военным самолетом.

Как заявил в интервью Би-би-си эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, в такой ситуации можно руководствоваться действиями и заявлениями Анкары в 2012 году, после того как над Сирией был сбит истребитель ВВС Турции.

Президент Турции Абдулла Гюль тогда заявил, что турецкий истребитель, сбитый сирийскими силами ПВО, действительно мог находиться в воздушном пространстве Сирии, поскольку кратковременное пересечение воздушных границ летящими на высокой скорости военными самолетами не является чем-то необычным.

«Это обычная практика для боевых самолетов — иногда пересекать и покидать границы, если учесть их скорость над морем», — заявил Гюль государственному агентству «Анатолия».

При этом российский эксперт исключил возможность обострения отношений России и НАТО, поскольку никаких военных действий Россия, по его мнению, предпринимать не собирается.

Политолог МГИМО Виктор Мизин рассказал Би-би-си, что «никто не хочет намеренного осложнения, особенно сейчас, когда такая ситуация на Ближнем Востоке и конкретно в Сирии».


Генштаб Турции опубликовал изображение с траекторией полета российского бомбардировщика Су-24 и истребителей F-16. Красной линией обозначена траектория Су-24, серыми – F-16, а бирюзовой – граница Сирии и Турции

Был ли перехват Су-24 законным?

Российская сторона настаивает на том, что Су-24 был сбит над территорией Сирии. По словам Василия Кашина, если это действительно так, то действия турецких военных вполне подпадают под определение агрессии, данное ООН.

ООН в третьей статье своей резолюции 3314 называет агрессией, в частности, «нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства».

Впрочем, минобороны России назвало инцидент лишь «недружественным актом» со стороны Турции.

Турецкая сторона утверждает, что самолет находился в воздушном пространстве Турции на протяжении пяти минут и за это время его экипаж получил 10 предупреждений, однако никак на них не отреагировал.

Российские эксперты отмечают, что, судя по предоставленной турецким генштабом карте, российский самолет мог пробыть в воздушном пространстве крайне непродолжительное время, и перехватчик не успел бы выполнить все полагающиеся процедуры. Представитель российского генштаба Сергей Рудской также заявил, что никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с российским экипажем не было (он также подчеркнул, что самолет был сбит над Сирией).

Процедура перехвата военного воздушного судна-нарушителя государственных границ в международных договорах четко не прописана.

Этот вопрос довольно подробно рассматривает Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации, но в отношении гражданских воздушных судов. Там содержится порядок действий и даже система сигналов, которые должен подавать перехватчик перехватываемому воздушному судну и ответных действий со стороны перехватываемого.

Положения о военных самолетах там не содержатся, но в разделе «Правила полетов» говорится: «Совет Международной организации гражданской авиации при утверждении визуальных сигналов, содержащихся в добавлении […], обратился к Договаривающимся государствам с настоятельной просьбой о том, чтобы их государственные [военные] воздушные суда строго придерживались этих визуальных сигналов».

Бывший пилот бомбардировщика Су-24 на условиях анонимности рассказал Би-би-си, что в случае перехвата истребитель сначала устанавливает связь на аварийных частотах. Затем, если не удается связаться по радио, он пытается наладить визуальный контакт, совершив процедуры, «предписанные международным законодательством».

«В любом случае, перехват и атака воздушного судна — это очень серьезный шаг, которому предшествует ряд процедур», — сказал он, добавив, что на это потребуется довольно много времени.

Россия и США подписали меморандум о предотвращении возможных инцидентов между военными самолетами в сирийском небе. Ранее Турция аналогичный документ подписывать отказалась.

Между тем, представитель российского минобороны Игорь Конашенков после получения американского меморандума сказал, что американцы обязались довести согласованные правила до всех своих партнеров, действующих на территории Сирии.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Это первый вооруженный инцидент с участием России и страны-члена НАТО за всю постсоветскую историю.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика