Аргентинская жандармерия вместе с ФСБ и МВД России в декабре 2017 года пресекла поставку в Москву 389 килограммов кокаина. Контрабандисты, связанные с российским посольством в Буэнос-Айресе, планировали переправить наркотик в Москву в дипломатическом багаже. Спецслужбы втайне заменили кокаин на муку и задержали наркоторговцев с поличным. В России эта история вызвала скандал, а для Аргентины стала одной из более чем 30 тысяч антинаркотических операций, прошедших за последние два года — с тех пор, как власти объявили войну с наркотрафиком.
Аргентина — одна из шести стран, откуда наркотики чаще всего приходят в Европу
Аргентина почти не производит кокаин, но через ее территорию идет наркотрафик из Боливии, Перу и Колумбии. Контрабандисты не только переправляют наркотики в Европу через Аргентину, но и продают их в самой стране. По данным аргентинского правительства, количество жителей, которые употребляют марихуану, выросло с 590 тысяч в 2010 году до полутора миллионов в 2017-м; число употребляющих кокаин за те же годы увеличилось со 150 до 300 тысяч человек. Аргентинское правительство особенно встревожено тем, что быстрее всего доля наркопотребителей растет среди подростков от 12 до 17 лет.
Борьба с наркоторговлей была важным пунктом предвыборной программы бывшего мэра Буэнос-Айреса Маурсио Макри на президентских выборах в ноябре 2015 года. Он победил; через месяц после вступления в должность Макри объявил наркотрафик угрозой национальной безопасности Аргентины и ввел в стране режим чрезвычайного положения сроком на год.
Президент Аргентины разрешил военным сбивать самолеты, которые перевозят наркотики
Один из самых распространенных способов контрабанды наркотиков в Южной Америке — легкомоторные самолеты. В них можно загрузить до полутонны кокаина, а для взлета им достаточно короткой 300-метровой взлетно-посадочной полосы. В Аргентину по воздуху попадает 80% запрещенных наркотических веществ; по некоторым данным, в стране существует полторы тысячи нелегальных взлетно-посадочных полос, которыми пользуются контрабандисты.
Начав антинаркотическую кампанию, Макри подключил к ней армию. Он усилил систему радиолокационной защиты Аргентины — с 2016 года радары были переведены с шестичасового на 24-часовой режим работы — и разрешил военнослужащим сбивать самолеты при подозрении, что они могут перевозить кокаин. Это вызвало критику аргентинских правозащитников и политиков; в частности, бывший министр обороны страны Аугустин Россиназвал такую меру «смертным приговором без суда». Аналогичные законы действуют во многих странах Южной Америки.
Кроме воздушных путей, власти Аргентины усилили охрану портов. В конце 2016 года три тысячи полицейских получили доступ к частным терминалам в порту города Розарио, расположенного на впадающей в Атлантический океан реке Парана. Через Розарио идет контрабанда нелегальной марихуаны из соседнего Парагвая; город известен своими многочисленными бандами. Из-за их разборок в Розарио происходит в три-пять раз больше убийств, чем в среднем по стране. Его называют «аргентинской Тихуаной» — по имени мексиканского города, расположенного вблизи границы с США и известного своим наркокартелем.
В рамках борьбы с коррупцией были уволены тысячи полицейских
«Нигде в Аргентине ни один наркоторговец не может действовать без поддержки полиции», — говорил The Financial Times специалист по безопасности, бывший заместитель министра безопасности провинции Буэнос-Айрес Марсело Саин. Губернатор этой провинции Мария Видальуволила почти восемь из 55 тысяч полицейских региона за причастность к коррупционным актам. После этого Видаль получала множество угроз и вынуждена была в целях безопасности переселиться на военную базу.
Антинаркотическая кампания разрушила карьеры и более крупных госслужащих. Громкий скандал вызвал арест федерального судьи Рауля Рейносо, который 11 лет проработал в городе Сан-Рамон-де-ла-Нуэва-Оран; он находится на границе с Боливией и считается одним пунктов переправки наркотиков в Аргентину. Когда-то Рейносо удостоился похвалы бывшего президента Кристины Фернандес де Киршнер, но с 2015 года ему предъявили ряд коррупционных обвинений — начиная с того, что он за взятки назначал наркоторговцам более мягкое наказание и заканчивая тем, что он приказывал подчиненным вывозить в Боливию конфискованные судом наркотики. Следствие полагает, что Рейносо причастен к контрабанде в общей сложности двух тонн кокаина.
389 килограммов кокаина из российского посольства — не самая крупная партия, обнаруженная в Аргентине
За последние два года аргентинские спецслужбы не раз конфисковывали партии кокаина весом больше тонны, а в июне 2017 года был обнаружен рекордный двухтонный груз. Наркотик был спрятан в стальных барабанах, которые планировалось доставить в Испанию и Канаду. Полиция полагает, что к контрабанде этой партии был причастен крупнейший мексиканский наркокартель Синалоа.
Всего же, по данным министерства безопасности Аргентины, в 2016—2017 году в стране прошли более 30 тысяч антинаркотичеких операций, под арест попала 31 тысяча человек, были конфискованы 254 тонны марихуаны и 17 тонн кокаина. В Европе и США такое количество наркотиков можно продать за 700 миллионов долларов.
В России эта история вызвала скандал, а для Аргентины стала одной из более чем 30 тысяч антинаркотических операций, прошедших за последние два года - с тех пор, как...