Китай признал убыточной скоростную железную дорогу через Россию и Беларусь в Европу
20.06.2018 13:21
—
Новости Мира
|
Партнер РЖД — китайская CREEC — посчитала проект «Евразия» неокупаемым без льготного финансирования. Перспективы проекта зависят от участия суверенных фондов стран-участниц и геополитики, уверены эксперты. Убыток в кредитПроект высокоскоростной магистрали «Евразия» (Пекин-Москва-Берлин) не окупится для инвесторов при рыночной кредитной ставке (выше 5,75%, такой процент взят за основу для расчета финансовой модели) и доли привлеченного финансирования на уровне 60%, следует из презентации китайской инженерной корпорации China Railway Eryuan Engineering Group (CREEC). О содержании документа РБК рассказал источник в правительстве, его подлинность подтвердил источник близкий к РЖД. По словам одного из источников, документ был представлен еще в сентябре, но на данный момент это последняя актуальная финансовая оценка от китайской компании. Презентация, содержащая описание финансовой модели реализации проекта, есть в распоряжении РБК. В пресс-службе РЖД сказали РБК, что данная презентация «рассматривалась в рамках предварительного обсуждения проекта на российско-китайской рабочей группе по сотрудничеству в области ВСМ, и представленные в ней данные не являются финальными». РБК направил запросы в CREEC и Минтранс России. Поддержка государстваПоручение проработать возможное участие России в проекте «Евразия» в августе 2017 года давал занимавший тогда пост первого вице-премьера Игорь Шувалов. После этого РЖД подготовило предварительное технико-экономическое обоснование ВСМ «Евразия». Курирует эту работу Минтранс. Китайская компания в презентации отмечает, что для реализации проекта важен консенсус между странами, по чьим территориям пройдет маршрут. «Необходимо оказание сильной, в том числе политической поддержки со стороны правительства каждой из стран», — говорится в документе. В РЖД согласны: «реализация проекта „Евразия“ и его рентабельность для участников напрямую зависят от мер государственной поддержки со стороны правительств стран-участниц проекта». China Railway Eryuan Engineering Group признает, что в вопросе строительства транспортного коридора «еще остаются политические и технические аспекты, требующие глубокого изучения в ближайшее время».
Окупаемость под вопросомОбщие затраты на «Евразию» CREEC оценивает в 9,8 трлн рос. рублей, поэтому «каждой из стран необходима поддержка правительства и принятия комплексных мер». Китайские финансисты отмечают что помимо вложений инвесторов, проект требует большого финансирования государств. «Исходя из предпосылки слабой рентабельности, способность возврата суммы и выплаты процентов тоже слаба», — говорится в презентации. Согласно разработанной CREEC финансовой модели, если строительство будет вестись при соотношении 40 на 60 — 40% собственный капитал проектной компании и 60% привлеченное финансирование — внутренняя норма доходности проекта будет отрицательной с учетом стоимости заемных средств. Это означает, что инвестиции в проект не окупятся при кредитной ставке на уровне 5,75% годовых, на базе которой делает свой расчет китайская компания. Без учета стоимости заемных средств внутренняя норма доходности положительная — и составляет 2,88%. При таком показателе срок полной окупаемости проекта до вычета налогов составляет 27,51 лет, включая период строительства. Китайская компания также провела финансовую оценку ВСМ Москва-Казань как части проекта «Евразия». Финансовая оценка исходит из параметров: 40/60 (капитал/привлеченное финансирование), ставка финансирования — 5,75%. До выплаты стоимости привлеченных денег, внутренняя норма доходности до вычета налогов составляет 4,81%, а срок полной окупаемости 22,54 лет, включая период строительства. После выплаты стоимости привлеченных займов, внутренняя прибыльность по проекту (без учета налога на прибыль) составляет 3,2%, а период окупаемости 31,06 лет, включая период строительства. Представитель РЖД настаивает, что первый этап ВСМ «Евразия» — пилотный российский участок ВСМ Москва-Казань — окупится за 22 года, даже без привлечения капитального гранта со стороны государства. Управляющий партнер группы Veta Илья Жарский отмечает, что «во всем мире ВСМ находятся на грани окупаемости, но цель таких проектов — не прибыль, а интеграция регионов в единое логистическое и экономическое пространство». Для окупаемости нужно либо снижать ставку, либо уменьшать объем заемных средств, либо повышать стоимость билетов для будущих пассажиров и стоимость перевозки грузов, перечисляет он. «По пути выпуска облигаций в данном случае вряд ли получится пойти. Но транспорт — одна из идеальных ниш, в которых развиваются различные модели государственно-частного партнерства», — заключил Жарский. Руководитель исследовательской группы InfraONE Александра Галактионова напоминает, что проект ВСМ «Евразия» будет реализован частями, в приоритете участки на густонаселенной территории. По мнению Галактионовой, обеспечить рентабельность финансовой модели «Евразии» могли бы льготные кредиты от фонда Шелкового пути. «А российские участки могли бы претендовать на выделение средств из Фонда Развития и ЕАБР. Если подходить глобально, то весь этот огромный проект не рыночный, окупятся участки с хорошим трафиком», — замечает она. В исследовании CREEC отмечается, что один из самых высоких пассажиро- и грузопотоков будет на участке Москва-Казань. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Партнер РЖД - китайская CREEC - посчитала проект "Евразия" неокупаемым без льготного финансирования. Перспективы проекта зависят от участия суверенных фондов...
|
|