Судно, с которого конфисковали сдетонировавшую в Бейруте селитру, принадлежало россиянину. 21.by

Судно, с которого конфисковали сдетонировавшую в Бейруте селитру, принадлежало россиянину

05.08.2020 21:52 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Президент Ливана Мишель Аун в среду заявил, что взрыв в порту Бейрута связан именно с 2,75 тыс. тонн аммиачной селитры, использующейся для удобрения. Это описание совпадает с информацией о грузе, который попал в Ливан на борту судна, принадлежавшего россиянину.


Фото: Reuters

Речь идет о селитре, которая хранилась на складе в ожидании утилизации с 2014 года. Ливанский канал LBCI сообщил, что именно об этом грузе как источнике взрыва говорили на заседании ливанского Высшего совета по обороне.

Об истории груза и российском владельце корабля его бывший капитан Борис Прокошев рассказал в интервью изданию «Сибирь. Реалии».

По его словам, судно с селитрой принадлежало россиянину Игорю Гречушкину и было арестовано в порту Бейрута в 2014 году из-за неуплаты портового сбора.

Ливанские власти, рассказал Прокошев, долго не выпускали моряков, а Гречушкин не платил им зарплаты.

Оставшиеся на судне четверо членов команды, капитан Прокошев — гражданин России — и три украинца, продали топливо и наняли адвоката, который добился для них разрешения вернуться домой. Груз был выгружен на склад «под ответственность министерства транспорта» Ливана, а корабль впоследствии затонул, рассказал капитан.

Слова капитана судна частично подтверждают сообщения в прессе от 2014 года.

О том, что судно под названием Rhosus и 2750 тоннами селитры на борту было задержано в порту Бейрута, в 2015 году сообщал сайт shiparrested.com. В материале говорилось, что судно, шедшее под молдавским флагом, направлялось из грузинского Батуми в Мозамбик, но в сентябре 2013 года сделало незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту.

После того как ливанские власти проинспектировали судно, они запретили ему выходить из порта. Большую часть экипажа, за исключением четырех моряков, отпустили, а с владельцами судна связаться не получалось. В июле 2014 года украинский портал odessitua.com публиковал письмо оставшихся на Rhosus моряков, которые просили «вытащить [их] из плена».

В нем, в частности, говорится, что фактическим владельцем судна является гражданин России Игорь Гречушкин из Хабаровска, ныне проживающий на Кипре. Первым на это обратило внимание издание «Медиазона».

«Хозяин Гречушкин Игорь фактически бросил судно и оставшийся экипаж. Денег на содержание экипажа не дает совсем, полностью лишил судно какой-либо связи… Говорит, что обанкротился», — писал Прокошев.

Моряки находились на судне около года и вернулись на родину в сентябре 2014 года.

По данным сервиса MarineTraffic, в последний раз местонахождение судна Rhosus было зафиксировано в ноябре 2014 года — оно находилось недалеко от места, где в понедельник произошел взрыв.

По информации ливанского канала LBCI, на заседании Высшего совета по обороне было заявлено, что судно Rhosus направлялось в Африку, но зашло в порт Бейрута, поскольку во время плавания получило повреждения.

Также было сказано, что 2750 тонн аммиачной селитры с судна конфисковали и поместили на склад на 12-м причале порта, где груз ожидал утилизации, однако «не так давно инспекция обнаружила, что в южной стене есть щель, через которую в него можно беспрепятственно попасть».

По данным канала, взрыв произошел во время сварочных работ с целью заделывания этой щели.

Что известно о россиянине Гречушкине?

Игорь Гречушкин родился в 1977 году на Дальнем Востоке, в рабочем поселке Ванино, обслуживающем одноименный порт.

Из ныне удаленной страницы Гречушкина на LinkedIn следовало, что он учился в Дальневосточной академии госслужбы (ныне — Дальневосточный институт управления) в Хабаровске. Во второй половине 1990-х годов он устроился в местное представительство кипрской компании «Дартмонт Шиппинг Лимитед». Она принадлежала ванинскому бизнесмену Виктору Данилову.

В первой половине 2000-х годов Гречушкин мог быть осужден за кражу, говорят источники Би-би-си с доступом к базам кредитных учреждений. В Ванино у Гречушкина остались родственники — компания его отца периодически выполняет кадастровые работы для местной администрации

Би-би-си не удалось дозвониться до Гречушкина. Он также не ответил на сообщения в мессенджерах.

Почему селитра осталась в порту?

Аммиачная селитра применяется как удобрение, однако при смешении с алюминиевой пудрой и нефтепродуктами, такими как мазут, она становится взрывчатым веществом.

В качестве взрывчатого вещества она используется военными, а порой и террористами. В 1995 году в теракте в американском Оклахома-Сити в результате взрыва двух тонн селитры погибли 168 человек.

Хранение большой партии этого вещества в густонаселенном районе создавало угрозу, и власти это осознавали.

Катарское издание Al Jazeera сообщает, что таможенная служба Ливана еще в 2014 году предлагала вывезти груз в более безопасное место.

Всего с 2014 по 2017 год таможенники пять раз просили передать партию селитры армии, продать частной компании или экспортировать за рубеж, заявил глава таможенной службы в интервью каналу LBCI в среду.

Письма были направлены судьям, чьи имена не называются.

Таможенники утверждают, что не получили ответа на свои запросы.

Как часто взрывается селитра?

По последним данным, в результате взрыва в порту Бейрута погибли по меньшей мере 135 человек, более 5 тысяч человек пострадали. Взрывной волной разрушено огромное количество зданий, инфраструктура порта практически полностью уничтожена.

Профессор химии Университетского колледжа Лондона Андреа Селла рассказал Би-би-си, что хранение аммиачной селитры создает риски.

Большие объемы вещества могут впитывать влагу, менять свою структуру и затвердевать. При взаимодействии с пламенем такая форма крайне взрывоопасна.

Джо Гилбертсон, глава сектора удобрений британской Конфедерации сельскохозяйственных отраслей, рассказал Би-би-си, что инциденты с аммиачной селитрой происходят редко. Но когда они происходят, они могут оказаться разрушительными.

Как пример он привел взрыв на химическом заводе в немецком Оппау в 1921 году и взрыв в американском Тексас-Сити 1947 года. В обеих трагедиях погибли больше 500 человек. А в 2015 году в результате взрыва в порту китайского Тяньцзина погибли 173 человека.

В брошенном в Бейруте корабле была течь, и он затонул после отъезда команды, рассказал бывший капитан Прокошев.

«Когда мы уже убыли, его [груз] выгрузили на склад, под ответственность министерства транспорта. Я об этом узнал от ребят-моряков, которые заходили в Бейрут. А пароход в итоге утонул, года два-три назад. У него была небольшая дырка, надо было периодически откачивать воду. А если экипажа нет, некому это делать», — сказал Прокошев в интервью изданию «Сибирь. Реалии».

Гилбертсон предполагает, что информация о пробоине на корабле может означать, что в селитру могла попасть морская вода.

Загрязнение морской водой делает селитру потенциально взрывоопасным веществом, сказал эксперт. По его словам, в Британии это привело бы к немедленной отправке груза в безопасное хранилище подальше от скопления людей.

Он также предположил, что стены портового склада, где хранился груз, могли быть оцинкованы — обычная практика в портах для защиты от коррозии.

Это означает, что рядом могли находиться два потенциально взрывоопасных элемента — загрязненная селитра и цинк. Сварочные работы в этих условиях — верный путь к катастрофе.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Аммиачная селитра применяется как удобрение, однако при смешении с алюминиевой пудрой и нефтепродуктами, такими как мазут, она становится взрывчатым веществом. В...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика