«Рада» и радость – слова однокоренные». Интервью с Игорем Суворкиным, руководителем музыкального театра «Рада»
30.04.2013
—
Разное
|
«Рада» и радость – слова однокоренные»
Игорь Суворкин, руководитель музыкального театра «Рада», лауреат Международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада» – Игорь, сегодня «Рада» – не только творческий коллектив, который приятно видеть на сцене, но и пример для многих коллег. Пример того, как можно сделать искусство, образно говоря, успешным предприятием. Поделись опытом: как сочетать творчество и бизнес? – На самом деле это непросто. И, думаю, далеко не всегда в принципе возможно. В этом плане легче солистам, небольшим коллективам, где меньше вложений и затрат. Что же касается нас, то хороший старт нам дала поддержка руководства ОАО «Скидельский сахарный комбинат». Сейчас же мы – государственный музыкальный театр при Гродненском горисполкоме. А если говорить о личном опыте, то да – он был и помог. Еще в студенческие годы мы создали музыкальную группу, с которой отправились в «романтическое путешествие» по Европе. Бельгия, Голландия, Франция, Испания, Португалия, Германия… Шесть лет просто «пахали» в этих странах, на многих площадках, сценах, в клубах. Играли все, что нравилось слушателям, от фолька до рока. Именно тогда и выработалось чутье. Пришло понимание, что публике нужны не просто песни, но и зрелище, шоу. Чтобы увлечь человека, нужно «притянуть» не только его ухо, но и глаз. Проще говоря, к музыке нужно «прикрепить» яркую картинку. Публика цепляется вначале именно за зрелище. А потом уже понимает, что это можно еще и слушать. Так родилась идея музыкального театра. – И, создавая собственный коллектив, за основу взяли одну из самых популярных – цыганскую тему? – Публике нужен исторический посыл. Он может выражаться в образах, сюжетах, костюмах. Такой подход мы использовали в цыганской теме. Позже – в программе «Казаки». Кстати, наши «казаки» – собирательный образ. Много казачьих песен мы нашли в песенной анталогии белорусского Полесья. Сейчас погрузились в белорусский фольклор, в поисках материала для новой программы. При этом остается в силе наш принцип: концерт должен быть целостной картинкой, поднимающей культурный пласт народа в определенную эпоху. Культурным событием его делают не только талант исполнителей, сценографа, хореографа, но и обязательно режиссура. Именно поэтому мы сейчас хотим поставить мюзикл. Классическим образцом может служить знаменитая «Свадьба в Малиновке» – настоящий народный фильм, где, кстати, пел молодой Николай Сличенко. Для нас этот гениальный артист – легенда, знакомая и любимая с детства. Я просто засматривался этим популярнейшим в те годы фильмом. И позже, в 2004-м, для меня стало огромным событием получить из его рук высокую награду – диплом лауреата Международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада». – Все, о чем ты говоришь, – «чистое» искусство. Как на деле оно стало довольно успешным бизнесом? – На деле это вещи неразрывные в нашей культурной среде. Да, грамотный менеджмент, маркетинг необходимы. И они есть. Будучи в первую очередь творческим человеком, мне пришлось научиться вести подсчеты, переговоры, заниматься продвижением нашего нематериального продукта. Советовался и до сих пор прислушиваюсь к мнению успешных руководителей – экономистов, юристов, менеджеров. Со временем понял: успех там, где руководитель вникает во все детали. А создав что-то стоящее, продолжает держать планку, укреплять и развивать дело. Step by step – шаг за шагом, ежедневная работа, удачи и разочарования. Но потом наступают яркие дни. Но главное для нас все же – творчество. Создавая «Раду», я не думал о бизнесе, просто занимался любимым делом, воплощал свои идеи. Меня интересовал и до сих пор интересует каждый творческий нюанс. В творчестве нет мелочей, поверьте. К примеру, сейчас я соблюдаю пост. Это вопрос духовный, и все же не только. Наш балетмейстер Оксана Кимкетова регулярно напоминает: нужно держать форму. И так расставляю приоритеты не только я, но и все члены нашего сплоченного коллектива. Так вот, возвращаясь к началу, когда мы показали нашу первую программу и нас стали приглашать не только на камерные площадки, но и в клубы, на презентации, открытие новых объектов, юбилеи, вопрос делового администрирования встал естественным путем. Тогда и сочетались, как ты сказала, искусство и элементы бизнеса. – Благодаря этому вы на многое для себя зарабатываете сами. И все же… – И все же полноценно работать и развиваться нам помогает поддержка со стороны местной власти. Без этого художественному коллективу жить было бы трудно. У нас в штате – 32 человека. Я бы сказал, что небольшая группа из семи-восьми человек могла бы работать автономно. Но большому коллективу это было бы сложно. Потому для нас очень важны поддержка и понимание руководства области и города. C 2008 года мы работаем как музыкальный театр при горисполкоме. Очень полезной была встреча с губернатором Семеном Борисовичем Шапиро, на которую он пригласил руководителей учреждений культуры. Благодаря поддержке властей мы имеем репетиционную базу – помещение в центре города, нам помогают с приобретением аппаратуры, купили сценические костюмы для одной из программ. Сейчас нашей главной проблемой остается транспорт. Вернее, его отсутствие. Мы – очень мобильный, выездной коллектив, постоянно на колесах. И чаще всего – на собственных машинах. Техника уже просто не выдерживает нашего ритма. Недавно, к примеру, переезжая с одного концерта на другой, наскочили на ухаб. Колесо просто рассыпалось, и, пока решали проблему, едва не сорвалось выступление. К счастью, в тот раз все обошлось благополучно. – Помнится, вначале вы были арт-студией и на афишах значилось «Gine Roma»… – В самом начале мы просто исполняли дуэтом с сестрой Татьяной цыганские песни и романсы. Однажды на концерте организатор спросил: «А сможете дать целую программу?». Вызов был принят. Спустя два месяца мы дали получасовой концерт на презентации новой фирмы. И это были не просто песни – музыкально-танцевальное шоу. Те, кого я пригласил в ту программу, и составили костяк будущей «Рады». Именно так – «Рада» мы назывались с самого начала, сознательно отказавшись от цыганского имени. «Gine Roma» – это было название концертной программы. – Почему «Рада»? – Это имя и не только. Для нас «Рада» и радость – слова однокоренные. Мы хотим дарить людям радость. – Игорь, ты сразу открыл в себе свой талант и сделал выбор или пришел к нему окружным путем? – В моей семье все – родители, дедушки, бабушки – играли и пели. Мама с отцом были к тому же настоящими романтиками. Работая на ударных стройках (так они тогда назывались), объездили весь Советский Союз. И все время трудились в три смены. Поэтому мы с сестрой Таней часто гостили у бабушек-дедушек. Именно с этими поездками «на деревню» связаны самые яркие мои детские воспоминания. Бабушка Зина, которая жила в России, например, не только пела, но замечательно играла на балалайке. Это была такая радость для нас! Но когда пришло время определяться с профессией, у меня вышла осечка. Моя тетя буквально за руку привела меня в музпедучилище. Мне все там понравилось, кроме того, что в группе были почти одни девочки (улыбается). Да еще мальчишки во дворе «поддали жару» – не мужское, мол, это дело…И я из «музпеда» сбежал, вместе с одноклассниками поступил в училище химиков. Через год, уже после его окончания, та же тетушка пригласила меня на концерт. От впечатлений я не спал три ночи. И решился – поступил в колледж искусств. А через год – в Минский университет культуры, где и получил диплом. – Значит, у тебя в жизни сложилась ситуация, о которой можно только мечтать: ты занимаешься творчеством, которое стало твоей работой. – И коллектив такое отношение к делу разделяет. Да, идеи рождаются у меня, но обсуждаем, воплощаем их мы все вместе. И главный мой творческий партнер – балетмейстер Оксана Кимкетова. Профессионал высочайшего класса. Сценическая «картинка» в наших шоу – ее заслуга. – Игорь, а кроме творчества, жизнь есть? – А как же! У меня есть одно из любимых мест на Земле – та самая дедовская усадьба. Место красивейшее, уникальное. В небольшой деревушке, на берегу озера. Понемногу я там делаю все своими руками. Обустраиваю домик, баньку, сейчас хочу сделать удобный выход к озеру. А еще у меня есть там мастерская. В свободные минуты я что-нибудь обязательно вырезаю из дерева. Вещицы нравятся не только мне. Друзья уже делают заказы на подарки. – Успех требует труда, но и дает свои бонусы, не так ли? – Наш райдер сегодня скромен, мы не выставляем звездных требований. С одинаковой отдачей работаем и на представительных концертах, и в сельских домах культуры. А бонусы? Пожалуй, бонусом можно считать довольно частые приглашения в Минск, Москву, которые приносят свои результаты. К примеру, в прошлом году выступили на Дне единения народов Беларуси и России и получили немало заманчивых предложений. Самое яркое, пожалуй, – в легендарный московский ресторан «Яръ». Великолепнейший зал, солидная публика, сцена, на которой выступали известные артисты. Нас замечательно приняли. Впечатления были захватывающие. Не меньше порадовало выступление в концертном зале «Барвиха», неподалеку от резиденции Президента России, где бывали многие легенды мирового искусства. Не могу сказать, что это сверхприбыльные проекты, но их значение для «Рады» трудно переоценить. Это не только престиж, но еще и мощный творческий стимул. Лилия НОВИЦКАЯ Прикрепленные файлы: Slichenko.jpg rada1.jpg rada2.jpg Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Рада» и радость – слова однокоренные»Игорь Суворкин, руководитель музыкального театра «Рада», лауреат Международного конкурса исполнителей...
|
|