Таможенный комитет об уменьшении транзита, последствиях автобума, калининградских перевозчиках и пешеходных границах
09.02.2015 09:36
—
Новости Общества
| belarus-mtz.by
Источник материала: belarus-mtz.by Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сергей Полудень дал интервью Одними из главных задач, стоящих перед таможенной службой Беларуси, являются обеспечение, в пределах своей компетенции, экономической безопасности страны и защита ее экономических интересов. Учитывая, что наша республика входит в Таможенный союз и Евразийский экономический союз, таможенники стараются не только для нее, но и для государств, входящих в вышеупомянутые организации. О текущей деятельности данной службы на днях рассказали представители Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Транзит стал скромнее Когда в экономике все замечательно, таможенники работают очень активно: товары и грузы перемещаются через границы в огромных количествах. Учитывая тот факт, что в европейском регионе нынче неспокойно и неоднозначно, транзитные потоки через Беларусь стали скромнее, нежели раньше. Это отмечают и представители Государственного таможенного комитета. Общий транзит железнодорожным транспортом через Беларусь в 2014-м составил 96 процентов к позапрошлому году, автомобильным транспортом — 97 процентов, — говорит заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сергей ПОЛУДЕНЬ. — Речь идет как о транзите внутри Таможенного союза, так и о транзитных экспортных потоках через Беларусь в третьи страны. Отмечено также уменьшение транзитных потоков в Россию. По автомобильному транспорту оно составило около 4 процентов. Это произошло в том числе и из-за введения санкционных мер, что автоматически сказалось на товаропотоке в соседнюю страну. Представитель ГТК напоминает, что таможенные органы Беларуси по договоренности с российскими коллегами проводят значительную работу по контролю за санкционными товарами, входящими через белорусский участок границы и предполагаемыми к ввозу в Россию. — Эта работа не останавливается, — отмечает Сергей Полудень. — Мы имеем соответствующие договоренности с нашими российскими коллегами. Кстати, с начала введения соседним государством санкций и по настоящее время таможенные органы Беларуси не допустили ко въезду на территорию Таможенного союза и возвратили на территорию сопредельных государств около одной тысячи транспортных средств. При этом немало выявляется правонарушений, в том числе в потоке, идущем в Российскую Федерацию. Напомним, что в августе 2014 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым введены годовые ограничения на ввоз в страну сельхозпродукции государств, которые поддержали антироссийские санкции. В указе отмечается, что эти меры приняты в целях защиты национальных интересов Российской Федерации. В перечень зарубежной сельхозпродукции, в отношении которой вводится полный запрет на поставки, включили сельхозпродукцию из Австралии, Канады, ЕС, США, Норвегии. Поступления в бюджет остались на прежнем уровне Если транзитные потоки через Беларусь в последнее время стали скромнее, то сумма таможенных платежей, поступивших в бюджет Беларуси в 2014-м, сопоставима с уровнем предыдущего года. Правда, здесь стоит сделать оговорку: белорусский рубль 2013 и 2014 годов — это, как говорится, две разные вещи. — В прошлом году в бюджет поступило более 45,7 триллиона рублей таможенных платежей, — говорит Сергей Полудень. — Аналогичная сумма была и по предыдущему году, за исключением вывозных пошлин, связанных с калийными удобрениями, которые не взимались определенный период. Соответственно, общая сумма таможенных платежей сопоставима. По данным ГТК, в 2014 году пресечено более 27,5 тысячи нарушений таможенного законодательства. Для сравнения: данный показатель в 2013-м — 19,2 тысячи правонарушений. Последствия «автомобильного бума» Если раньше белорусы активно ввозили автомобили для личного пользования из Западной Европы, то в последнее время главным источником поступления транспортных средств стала Россия. Особенно во второй половине 2014 года, когда курс российского рубля резко упал. — В декабре минувшего года белорусы в статусе физических лиц ввезли из России 48 тысяч легковых автомобилей, что больше, чем за предыдущие 11 месяцев, — говорит Сергей Полудень. — Последний месяц 2014-го был наиболее «плодотворным», но тенденция роста замечена ранее. Так, в ноябре ввезено где-то 14 тысяч автомобилей. Мы понимаем, что это обусловлено девальвационными процессами, которые происходили с российским рублем и, соответственно, подтолкнули наших граждан в первую очередь обратить свой взор на российский рынок. Соответственно, меньшее количество автомобилей было ввезено из третьих стран — почти 40 тысяч за весь год. При этом в 2013-м из третьих стран физлица ввезли в Беларусь около 70 тысяч автотранспортных средств. То есть в прошлом году произошла переориентация: около 33 тысяч автомобилей, которые раньше приходились на импорт из третьих стран, теперь перераспределились на Россию. Обратная сторона скандала В последние недели большой резонанс в Беларуси и России вызвала история с задержанием нашей таможней ряда грузовых автомобилей, выполнявших перевозки из Калининградской области через Беларусь в сторону Москвы. Специалисты пояснили позицию ГТК по данному вопросу. — Действительно, таможенные органы выявили ряд фактов перемещения с территории Калининградской области теле- и бытовой аппаратуры, которая, по мнению таможенных органов, подлежала декларированию в таможорганах Беларуси по иной процедуре, — говорит начальник управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Павел ЛОБАЧЕВ. — Дана соответствующая правовая квалификация. Материалы направлены в суды. Я не знаю, откуда у СМИ информация о том, что фуры, перевозившие эту технику, якобы конфискованы. Между тем таможенные органы в сутки проводят достаточно много мероприятий, в том числе проверочных. Насколько мне известно, все транспортные средства, в том числе, скорее всего, те, которые имели в виду журналисты, проследовали по пути своего следования. Что касается самого товара, то представитель ГТК напоминает, что таможенные органы не занимаются ни конфискацией (такие решения могут принимать только суды), ни реализацией конфиската. Пешком за границу? Позже! Пешеходное движение на границе Беларуси со странами ЕС будет возобновлено после приведения инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска в соответствие с необходимыми требованиями. Но о конкретных сроках говорить пока рано. — Если говорить о всей таможенной инфраструктуре, которая сегодня должна обеспечивать именно пешеходное движение, то полностью ее перенастроить, полностью внести изменения в проектно-сметную документацию в текущий момент времени просто нереально, — поясняет Сергей Полудень. — Естественно, идет обсуждение со всеми госорганами, которые задействованы в обеспечении контроля на границе, в том числе пограничной службой, а также органами сопредельных государств. Тема — готовность соседей обеспечить пешеходное движение, не создающее помех для других категорий лиц и транспортных средств, пересекающих границу. Как только будет достигнуто взаимопонимание, соответствующие изменения в инфраструктуру будут вноситься. На данный момент, в том числе с учетом мнения сопредельных государств, пунктов пропуска для реализации проекта пешеходного движения нет. Стоит напомнить, что пешеходное движение в автодорожных пунктах пропуска на границе Беларуси с Латвией, Литвой и Польшей было временно прекращено 1 октября 2014 года. В Госпогранкомитете нашей страны это решение объясняли отсутствием в белорусских пунктах пропуска необходимой инфраструктуры для пешеходного движения — отдельных пешеходных коридоров, терминалов таможенного и пограничного оформления. Поскольку пункты пропуска в свое время проектировались исключительно как автодорожные, обеспечивать необходимый уровень безопасности пешеходов не представляется возможным. Это создает сложные условия дорожной обстановки на границе, утверждали в погранведомстве. Указывалось также, что данные обстоятельства становились множественными поводами для обоснованных обращений и жалоб граждан, в том числе иностранных, а также критических публикаций в СМИ. Карьера служебных собак длится 5—7 лет Отделы кинологической службы таможенного комитета рассредоточены по всей внешней границе Беларуси. Результаты ее работы существенные. Пока главное направление деятельности данной службы — обнаружение наркотических веществ. Но в перспективе специалисты планируют научить собак обнаруживать взрывчатые вещества и наличную валюту. Между тем защитники животных бьют тревогу. Мол, собаки, обученные находить наркотики, сами становятся наркоманами и впоследствии умирают от «ломки». Так ли в действительности обстоит дело? — Служебные собаки, обученные находить наркотики, от ломки не умирают, — уверяет Павел Лобачев. — А профессиональный век служебной собаки недолог — 5—7 лет. Есть возрастные причины утраты ею поисковых способностей. Служебные собаки много работают. А ломки нет. Не знаю, откуда берутся эти слухи. По словам специалиста, принцип тренировки служебных собак основан на игровой методике. Распознавать запахи наркотиков, оружия питомцы учатся на игрушках, которые действительно могут иметь запах наркотиков и оружия. В настоящее время в системе таможенных органов отделы кинологической службы образованы в Брестской, Витебской, Гродненской региональной, Гомель- Только факты * В 2014 году завершилась реконструкция автодорожных пунктов пропуска «Григоровщина» на границе с Латвией, «Привалка» на границе с Литвой. Продолжалось строительство автодорожных пунктов пропуска «Песчатка» на границе с Польшей, «Верхний Теребежов» на границе с Украиной. Осуществлялась реконструкция пунктов пропуска «Урбаны» на границе с Латвией. Александр НЕСТЕРОВ. Фото автора. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сергей Полудень ответил на все волнующие вопросы.
|
|