Расширяется география поставок продовольствия
Захар БУРАК
В последние годы наблюдается динамичный рост экспорта продукции предприятий белорусскога агропромышленного комплекса. Такую тенденцию отмечают ряд аналитиков. И приводят в подтверждение того конкретные цифры: только за минувший год организациями системы Минсельхозпрода Беларуси было реализовано за пределы республики товаров более чем на $585 млн., что в почти 1,6 раза превышает уровень 2003 г. А по сравнению с 2002 годом объемы экспортных поставок белорусской сельскохозяйственной продукции возросли в 2,4 раза.
Предприятия агропромышленного комплекса Беларуси работают с зарубежными парнерами из 32 стран. Однако главным импортером белорусского продовольствия несомненно является Россия, куда только в прошлом году было поставлено продукции почти на $0,5 млрд. (87,8% общего объема экспорта сельхозпродукции). Для сравнения: по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, в Польшу было поставлено продукции на $29 млн., в Германию — на $17,4, в Литву — на $5,1 млн., в Украину и во Францию — на $4,1 млн., в Латвию — на $1,4 млн. Как видим, цифры более чем убедительные. В этом году белорусские сельхозпроизводители нисколько не сдают завоеванных ранее позиций и продолжают закрепляться на российском рынке. Что, кстати, довольно сложно. Ни для кого не секрет, что российский рынок очень привлекателен для производителей многих стран в силу своей просто огромной емкости. Ввоз туда продовольственных товаров на протяжении ряда лет останется актуальным. Аграрный сектор Росии хоть и перестал быть убыточным, но темпы его развития, по оценке специалистов, снизились до 1%—1,5% в год. Очевидно, что на данном этапе (да и на ближайшую перспективу) удовлетворить внутреннюю потребность в продовольствии за счет исключительно отечественных сельхозпроизводителей будет не под силу. Не использовать такую благоприятную экономическую конъюктуру было бы, мягко говоря, непростительно. Поэтому белорусские сельхозпроизводители наращивают экспорт в Россию — за 8 месяцев 2005 г. объем поставок составил $420,7 млн. Это на треть больше, чем за такой же период прошлого года. «Основная причина столь успешного продвижения на российский рынок — ценовой фактор, — считает директор департамента внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василий Прудников. — Только за счет повышения цен (по сравнению с предыдущим годом по отдельным позициям они возросли на 10%—12%) белорусские товаропроизводители дополнительно получили около $70 млн.». Всего на протяжении 2005 года в Россию планируется поставить основных видов продукции на $583 млн. и увеличить таким образом объем «продовольственного» экспорта на 30%. «География нашего сотрудничества стабильно расширяется, — отмечает Василий Прудников, — поставки продовольствия осуществляются практически во все российские регионы. Постоянно отслеживается экономическая конъюнктура, в соответствии с чем и строим стратегию сотрудничества». Наиболее перспективными потребителями белорусской продукции остаются Москва и Санкт-Петербург (на которые суммарно приходится около 70% общего объема поставок), а также Московская, Ленинградская, Смоленская, Брянская и Калужская области. По словам Василия Прудникова, в России создана собственная товаропроводящая сеть, в которую сегодня входят 2 торговых дома (открытых в Москве), 6 торговых точек, 2 представительства, 25 дистрибьюторских структур, 3 агентских соглашения и 3 дилерских договора в разных регионах. В стадии завершения создание торгового дома «Белагропродукт» в Санкт-Петербурге. Эта работа будет продолжатся и в дальнейшем. Беларусы целенаправлено идут по пути тесного вхождения в торговую сеть. И всячески стремятся повысить конкурентоспособность продукции. В мясо-молочную промышленность на протяжении 2003—2004 гг. было инвестировано 200 миллиардов белорусских рублей, на эти средства было проведено техническое переоснащение ряда предприятий отрасли. «Удельный вес белорусских предприятий в общем объеме поставок сельхозпродукции на российский рынок пока невелик, но он имеет хорошие перспективы для увеличения, — отмечает Василий Прудников. — Мы делаем оправданную ставку на качество. Не секрет, что производители других стран при выпуске своей продукции широко используют разного рода стабилизаторы, консерванты и т.д. Белорусские же предприятия в этом плане выигрывают по качественным характеристикам, поскольку жестко придерживаются требований ГОСТа. Это, кстати, должным образом оценили и российские потребители, которые все чаще отдают предпочтение нашей продукции...».
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последние годы наблюдается динамичный рост экспорта продукции предприятий белорусскога агропромышленного комплекса |
|