Серые парусаСерые паруса Вспоминается, как, давая интервью, подающий большие надежды Сергей Десюкевич просил не писать о том, что гоняется на тяжеловатой и протекающей лодке. В его аргументах, мол, матчасть потихоньку обновляется, недавно купили паруса, теперь заказали мачту, перо, рею, читалось полное понимание непростой финансовой ситуации. Вместе с тем, в парусном спорте почти половина успеха зависит от качества яхты, которое даже у лидеров белорусской сборной оставляет желать лучшего… Тот же Десюкевич, особенно в слабый ветер, к примеру, на соревнованиях в Турции, оказывался в заведомо проигрышном положении. И потому на его «серебре» Всемирной универсиады явно просматривался золотой отлив. Но одно дело — студенческий форум, и совсем другое — кубковые или мировые регаты, где конкуренция в несколько раз выше. Здесь даже почти все аутсайдеры выступают на современных судах с хрустящими парусами. А на «Жигулях», как известно, «Мерседес» не обгонишь. В распоряжении же наших земляков куда больше совсем тихоходных «Запорожцев». Возьмем ту же «Семидесятку». Как рассказал гостренер Геннадий Запольский, в последний раз новая лодка приобреталась перед Олимпиадой в Сиднее. Благодаря тому, что эти суда довольно долговечны, четыре года она была конкурентоспособной. Все остальные корпуса — в лучшем случае 7-10-летней давности. Естественно, они давно потеряли жесткость конструкции и геометрическую форму, что отрицательно сказывается на скорости, а значит, и на результатах. В «Лазере» претенденты на высокие места полностью обновляют материальную часть не реже, чем через два года, а паруса — по нескольку раз за сезон. Это связано еще и с тем, что в отличие от другой одиночки, недавно выведенной из олимпийской программы «Европы», спортсмены данного класса заявляют не два разных паруса на регату, а один, под которым гоняются в любую погоду. Поэтому те быстрее истрепываются, теряют форму и прочность. В республике сегодня с десяток таких яхт. Самую новую лодку, прошлогоднего выпуска, парни по-джентльменски уступили лидеру сборной Татьяне Дроздовской, и та не заставила их пожалеть о широком жесте, выиграв Кубок Европы и остановившись в двух шагах от пьедестала на чемпионате континента. Предыдущий же «Лазер» куплен пять лет назад и уже морально устарел. Что уж говорить об остальных, не выдерживающих никакой критики, пусть к ним и приобретались мачты, паруса, а к некоторым также плавники или гик. Приблизительно такая, если не хуже, ситуация в «Финне». А в парусной доске, где есть довольно перспективные спортсмены, и вовсе плачевная. У многих команд до сих пор нет ни одной олимпийской доски. Дело в том, что постройка их откровенно затянулась. В результате ими за лето обзавелись лишь первые номера мирового рейтинга. Когда дойдет очередь до белорусов — неизвестно. А ведь новые доски сильно отличаются от «Мистрали». Довольно жалкое зрелище представляет собой и флот в самом «жизнерадостном» классе «Оптимист», с которого все начинается. В республике, что вполне понятно, он самый массовый. Но сколь же непрезентабельно выглядят многие наши пожелтевшие от старости лодочки с такими же давно отжившими свой век серыми парусами. Как правило, новичкам, прежде чем почувствовать себя романтиками, приходится немало потрудиться на берегу над приведением в порядок доставшегося судна. А тем, кто не имел возможности проникнуться любовью к парусу, это занятие представляется скучным и неинтересным. И они, так и не узнав всей притягательности паруса над водой, больше не появляются в яхт-клубе. Не отказавшиеся же от желания стать парусниками, тренируясь на убогой матчасти, привыкают к маленькой скорости и при переходе потом на нормальную нередко довольно долго перестраиваются. Становление их зарубежных сверстников происходит намного быстрее. Там детский спорт держится на родителях, которые способны раскошелиться на новую яхту для чада. Нашим мамам и папам это, как правило, не по карману. Впрочем, и спортшколам — тоже. Руководитель республиканского парусного центра Олег Сполан признался: «Фактически, мы пользуемся инвентарем, доставшимся в наследство от профсоюзной СДЮШОР. Что-то, конечно, подкупаем, но очень мало. В том числе и благодаря помощи Минспорта нынче, к примеру, приобрели катер для тренера с фирменным мотором, для ведущего экипажа в «470» — Одинцова с Пользиным — мачту, для «Оптимиста» — комплект такелажа и парус… Если учесть, что в центре 162 воспитанника, станет понятно, какой это мизер. А ведь мачты ломаются, паруса изнашиваются, и лодки теряют свои ходовые качества…» Похожая ситуация и в столичной СДЮШОР, многие воспитанники которой входят в разные составы национальной сборной. Но, по признанию директора Евгения Киберева, «вооружить» их так, как хотелось бы, не удается. Правда, благодаря удачному выступлению Десюкевича в Измире нынче удалось пробить средства на лодку «470». Уже объявлен тендер на ее приобретение. Кроме того, весной школа пополнила флот новеньким «Лучом», несколькими комплектами парусов и мачт, обзавелась грузовым автомобилем для перевозки судов и катером для тренеров. Слывя в профессиональном кругу самой, пожалуй, благополучной в материальном плане, группы начальной подготовки она обеспечивает «Оптимистами» процентов на 60, имеет нехватку и других яхт, как олимпийских, так и национальных классов. В самом, наверное, плачевном состоянии в стране находятся «Лучи», «Лучи-Мини» и «Кадеты», на которые яхтсмены пересаживаются в переходном возрасте. Дело в том, что Таллиннская спортсудоверфь упомянутые одиночки уже больше десяти лет не выпускает. А взявшиеся не так давно за их изготовление россияне выставили на свою дефицитную продукцию цену, соизмеримую со стоимостью пусть и не оснащенного «Лазера». Двойка тоже достаточно дорогая. Вот и задумываются директора спортшкол, чему отдать предпочтение — им или олимпийским лодкам. Тем более, что и с последними ситуация не лучше. Как признался Олег Сполан, выросшим из детских штанишек спортсменам порой нечего предоставить, поскольку все яхты олимпийских классов заняты. Из-за этого процесс становления перспективной молодежи затягивается, а он и без того длинный. Немалых средств требует и экипировка. И в центре, и в столичной СДЮШОР почти все парусники, вышедшие на более-менее профессиональный уровень, обеспечены хорошими гидросапожками «Камаро» и костюмами «Калипсо», некоторые имеют и драйсьюты. А вот для детей из групп начальной подготовки они не предусмотрены, поэтому их тренировки в холодное время одновременно являются закаливающими процедурами. По утверждению моих собеседников, данное обстоятельство не сильно сказывается на оттоке детей. Куда чаще причиной отказа от дальнейших занятий служит удаленность яхт-клубов и отсутствие в них надлежащих условий для тренировок. И раньше родители неохотно отпускали своих девятилетних сыновей и дочерей в секции, расположенные за городом, куда нужно добираться электричкой и затем пешком через лесок. Теперь — и подавно. Чтобы максимально приблизить парусный спорт к месту жительства, в Москве приняли решение построить на имеющихся в столице водоемах, включая пруды, 11 маленьких яхт-клубов из легких конструкций. У нас в республике тоже поняли, что нужно что-то делать, иначе проблему набора не снять. И пошли пока по другому пути. Как рассказал Геннадий Запольский, общество «Динамо» согласилось открыть отделения парусного спорта на своих гребных базах, расположенных в черте Минска. Несмотря на то, что они сами нуждаются в благоустройстве, для паруса это станет хоть каким-то подспорьем. Увы, и оба загородных яхт-клуба не назовешь современными. Республиканский располагается на базе бывшей гребной урожаевской базы, представлявшей собой деревянный сарай, который позже облицевали кирпичом. «Поскольку он и изначально был для яхтсменов тесноват, — рассказывает Олег Сполан, — руководители клуба впоследствии, желая как-то расшириться, но не имея достаточных средств, вынуждены были претворять свои идеи в жизнь хозспособом. Так со временем появились мастерские из списанных панелей, щитовой павильон, где сделали раздевалки. Позже их тоже обложили кирпичом. Я бы снес эти убогие здания и построил дешевые из легких конструкций, но кто разрешит это сделать? Вот и приходится эксплуатировать малопригодные постройки, постоянно латать дыры, подкрашивать, реставрировать, чтобы имели хоть какой-то вид. Это при том, что на текущий ремонт выделяются крохи, в прошлом году — в три раза меньше от запрашиваемой суммы…» По сути, тем же способом благоустраивается и яхт-клуб столичной СДЮШОР, хотя, как подчеркнул Евгений Киберев, некоторые средства на специальные работы (замену окон, полов, кровли на эллинге и т.д.) по мере возможности выделяет городское управление спорта. Хорошо помню, в каком состоянии шесть лет назад досталась спортшколе бывшая прокатно-лодочная станция «Отдых»: заброшенное здание на берегу, из-за своей формы именуемое «крабом», да несколько невзрачных бытовок. Теперь не узнать не только те помещения, но и прилегающую к ним территорию. Приводят в порядок и озеленяют ее новые хозяева главным образом благодаря шефской помощи комитета погранвойск, командующий которыми Александр Павловский возглавляет Белорусский парусный союз. И хотя сделано уже немало, мечта Евгения Николаевича о восстановительном центре с баней пока остается неосуществленной — все упирается в отсутствие средств на проведение канализации и бурение скважины. Поэтому обходятся пластиковыми душевыми кабинами и такими же туалетами. Кстати, школа и сама старается зарабатывать деньги, сдавая в аренду яхты, катера, помещение для проведения различных совещаний, места в бухте, а также оказывая услуги по хранению спортивного инвентаря. Как и другие виды спорта, парусный требует круглогодичной подготовки. Специалисты утверждают, что уже после месячного перерыва теряются навыки управления яхтой, чувства ветра и скорости, которые долго восстанавливаются. А наша сборная всю прошлую зиму занималась исключительно общефизической подготовкой и только в марте выехала на сборы в Сочи. Работай она в подготовительный период, как все конкуренты, на теплых акваториях, наверняка не ограничилась бы успехами Дроздовской и Десюкевича. Нынче ситуация складывается получше. Расширенный состав нацкоманды буквально на днях отбыл на Черное море, где в конце сбора примет участие и в первой контрольной регате. Следующий выезд в тот же Сочи запланирован на конец января. А уже в мае яхтсменам предстоит серьезный экзамен на Всемирных парусных играх в Австрии, на которых в каждом классе страну могут представлять не больше двух экипажей. О зимних тренировках на воде резерва речь, естественно, не ведется. Хорошо еще, общими усилиями центра и СДЮШОР удается вывозить перспективную молодежь на крупные соревнования, в том числе и зарубежные. Вот только без должной подготовки и матчасти белорусам сложно бороться на них за высокие места. И все же парус, некогда приносивший Беларуси медали с мировых регат, постепенно выбирается из кризиса. И что немаловажно, расширяет свою географию. Совсем недавно открылось его отделение в Могилеве. Есть надежда, что таковые появятся и в Брестской, Витебской областях. После недавнего совещания Александра Лукашенко с председателями федераций и союзов Александр Павловский провел рабочее заседание, на котором принято решение обратиться к руководителям облисполкомов и спортуправлений с просьбой активизировать развитие парусного спорта в регионах. Первыми на нее откликнулись гомельчане, запросившие полную информацию, что нужно приобрести для местной спортшколы «Омега» и какую провести реконструкцию базы. А если увеличится число занимающихся в областях и им создадут надлежащие условия, то, думаю, состоится и возвращение белорусов на самые престижные пьедесталы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вспоминается, как, давая интервью, подающий большие надежды Сергей Десюкевич просил не писать о том, что гоняется на тяжеловатой и протекающей лодке.
|
|