ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ
ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ
Решение о создании Парка высоких технологий в нашей стране, безусловно, событие символическое, значимое, отражающее наш научный и общеэкономический уровень. Одним словом, говорящее очень о многом. При всей важности, положительности такого решения есть смысл не ударяться в эйфорию, а сохранить трезвость и посмотреть, что надо сделать, чтобы идея была реализована в наилучшем виде. Причем не только "по мелочам", т.е. в деталях, а и по-крупному, системно, по жизни в целом. Высказать свою точку зрения на этот счет решил наш соотечественник Виктор ШКЕЛЬ, работающий ныне в Германии. Для кого-то его рассуждения и оценки будут, наверное, неприемлемы ("что он там знает о нас, сидя за рубежом"; "пусть немцев учит!"). Большинство же, скорее всего, согласятся с тем, что со стороны может быть виднее. На наш, редакционный взгляд, вопросы, поднимаемые автором статьи, можно отнести к основополагающим в сфере привлечения инвестиций. И узнать, какими нас видят "оттуда", всегда полезно. Недавно я был в Минске. На международном конгрессе "Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телематические приложения". Впечатление от выступлений докладчиков осталось двойственным. Была, несомненно, и гордость за Беларусь, но было и некоторое разочарование. Безусловно, республике есть чем гордиться в области IТ. Об этом свидетельствовало большинство представленных для дискуссии докладов, прозвучавших в зале президиума Национальной академии наук 10 и 11 ноября в рамках Недели высоких технологий. Но порой в них звучала и чрезмерная похвальба, наблюдалось некоторое головокружение: дескать, мы лучше всех в СНГ, а то и в Европе, в мире. Подчас эти сравнения были голословными и недостоверными, а если докладчики и приводили цифры, то наши отечественные достижения в области IТ выглядели надуманно лучше аналогичных западных образцов либо зарубежных IТ-услуг. Мне лично больше импонировали докладчики, которые трезво подходили к существующим проблемам и помимо критики прежде всего самих же себя предлагали конкретные пути их решения. С этих же позиций возьму на себя смелость продолжить разговор и предложить свои рекомендации по решению ряда проблем, которые, если не поторопиться с их решением, существенно осложнят становление белорусского технопарка. Мы говорим на разных языках Работая в Германии, я столкнулся с такой проблемой, как полное отсутствие информации экономического характера о Республике Беларусь на иностранном языке. Чтобы решить этот вопрос и предоставить первичные документы одному потенциальному западному инвестору для начального ознакомления с экономическим законодательством и ситуацией в нашей стране и их последующего анализа мне пришлось не единожды обращаться в белорусское посольство в Берлине, на сайте которого нет ровно никакой экономической информации, даже на русском. В конце концов советник по экономике порекомендовал мне самостоятельно обращаться к сайтам белорусских СЭЗ либо персонально к руководителям их администраций, которые, по его словам, иногда предоставляют посольству необходимую информацию по запросу. Оказалось, что на практике государство не поддерживает в информационном плане даже собственное посольство (полагаю, что на сайтах всех других белорусских посольств та же картина). Может, кто-то думает, что мир разговаривает на русском? Уверяю, это не так. Неужели нельзя поручить какой-нибудь организации, например Торгово-промышленной палате РБ, перевести на английский язык ряд основополагающих документов, имеющих законную юридическую силу (legal), и разослать эти переводы во все посольства Беларуси в мире либо разместить эти документы на их сайтах? Это не потребует от государства "колоссальных" материальных затрат, а вот польза будет большая. Информации на иностранных языках на белорусских сайтах очень мало. Но даже там, где она встречается, под переводными документами стоит сноска, что перевод неофициальный (unofficial translation). Ну как тут объяснить иностранцу, который изъявляет желание проинвестировать тот или иной проект и вложить собственные средства, почему официальные, государственные организации таким образом маркируют свои переводы? Инвестору от подобного предупреждения не легче. Он хочет иметь простые, четкие и ясные правила игры, которым можно доверять в юридическом плане. Он также хочет знать, как открыть в Беларуси совместное предприятие либо представительство иностранной компании, как зарегистрировать такие предприятия, а также иметь информацию по СЭЗам, о ПВТ, о том, как вести бизнес в РБ, открыть счет в белорусском банке, какие существуют налоговые сборы и их объем, есть ли преференции и т.д. Вопрос, где именно размещать такую информацию, на сайтах ли МИДа, посольств, НЦПИ или Торговой палаты, уже не суть важен. Главное, чтобы она была и обладала статусом legal (official translation). Диалог с сайтом нужен как воздух Хотелось бы также иметь оперативный электронный адрес, по которому можно было обратиться в любое время с любым вопросом о ПВТ и получить исчерпывающий, а главное компетентный ответ, в том числе и на иностранном языке, хотя бы английском. К сожалению, сайт www.park.by пока мертв. Он не обновляется, нет динамики, и эту ситуацию надо менять как можно скорее. Понятно, что сейчас идет становление структуры администрации ПВТ, разработка устава, других документов и т.п. Есть много проблем организационного плана. И все же с сайтом белорусского технопарка никак нельзя затягивать. Я считаю, что это первостепенная задача. Что касается его исполнения и наполнения, то они также должны быть качественно безупречными. Ведь это лицо организации технопарка, только в электронном виде. И это "лицо" должно быть понятным и "читаемым" как с технической, так и с информационной точки зрения, а кроме того, эстетичным. Если "лицо" отталкивающее, имеет неприглядный вид, а уж тем более если с ним не о чем "разговаривать", то, безусловно, ни о каком сотрудничестве, даже носящем краткосрочный и тестовый характер, не может быть и речи. Конечно, на постоянное обновление сайта, его модификацию и улучшение необходимо тратить человеческие и финансовые ресурсы. В штате технопарка должен быть Personal Autority, тот выделенный и не отвлекающийся больше ни на что другое сотрудник, работающий только на постоянной основе (а не временщик), тот, кто непосредственно и оперативно отвечает на поступающие на box: info@park.by в режиме on-line все запросы, либо также оперативно переадресует их другим менеджерам технопарка с целью получения быстрого и исчерпывающего ответа. Этот человек должен обладать высоким уровнем компетенции и интеллекта, но при этом четко понимать одну простую истину, что глупо за каждым запросом видеть потенциального инвестора. Еще глупее игнорировать "пустяковые" или каверзные, на его взгляд, запросы иностранцев или отечественных физических и юридических лиц. После нескольких непрофессиональных "ляпов" такого сотрудника интерес к белорусскому технопарку затухнет очень быстро, и возобновить его со временем уже будет весьма и весьма непросто. Стоит добавить, что сайт должен иметь английскую страницу, это обязательное требование для любого сайта. Еще лучше, если бы был доступен и немецкий вариант. Практика показывает, что для успеха общего дела необходимо ответить на запрос посетителя сайта в течение дня, в худшем случае на следующий день, т.е. в течение 48 часов при деловом, серьезном запросе. И речь здесь не идет о тех вариантах ответа, когда требуется длительная проработка и взвешенная детальная подготовка к нему, а о быстром ответе типа: "Спасибо за запрос. Он в работе. Ответ будет готов через:". Либо: "Спасибо за запрос. Но у нас нет ресурсов или опыта на выполнение данного проекта:. ". Честность всегда лучше, чем даже завуалированная ложь, а молчание - не есть серебро. Поэтому выскажу второе пожелание. Совершенно очевидно, что белорусский ПВТ должен иметь сайт на нескольких иностранных языках, где будут размещены все переводы основополагающих документов, в том числе и главного законодательного акта по ПВТ - Декрета Президента от 22.09.2005 г. N12. Бизнес не терпит неожиданностей Если Декрет N 12 о ПВТ подписан сроком на 15 лет, то должны быть выдержаны все гарантии государства, что он действительно будет неизменным в основополагающих своих принципах все это время. Главное, чтобы не получилось так, что по истечении меньшего срока, но уже достаточного для раскрутки резидента Парка, государство вдруг изменит правила игры в свою пользу (что уже было не раз в нашей стране, и задним числом), после чего начнется изъятие освоенных площадей, инфраструктуры, изменение налоговой политики и т.д. Иностранцы беспокоятся прежде всего о сохранности своих инвестиций, а уж потом о предполагаемой прибыли. Ведь ни для кого не секрет, что по привлекательности инвестиционного климата из года в год Беларусь занимает места где-то после 100 из 166 стран, которые подпадают под рейтинг ведущих аналитических компаний мира. Зарубежных заказчиков интересует в первую очередь прозрачность, неизменность, предсказуемость и стабильность законодательства страны предполагаемых инвестиций. Риски просчитываются в первую очередь. Поэтому, хоть и в крайнем случае, не хотелось бы отсылать иностранцев к потенциальной возможности обращения в ВХС РБ, объясняя им, что они могут при возникновении спорных вопросов обратиться с апелляцией к данному арбитражному суду. Инвестор ждет от нашего государства именно гарантий, что все, что он здесь на свой страх и риск создаст как частная структура, останется у него в пользовании с правом продажи, отчуждения и т.д. Недавно был анонсирован и архитектурный проект ПВТ стоимостью 930,2 млн. USD. Возникает вопрос: есть ли такие средства у Беларуси? Думаю, что пока нет, и без частных инвестиций вряд ли будут. Поэтому отказ от борьбы за инвестиции равносилен тому, что мы своей недальновидной политикой сразу похороним хорошее дело на корню. В этом плане стоит изучить опыт Китая, который на душу населения по инновационным вложениям в High-Tech и по отдаче от этих вложений опережает Россию, нашего ближайшего конкурента по ИТ, в 48 раз! Что уж тут говорить о Беларуси. Кроме того, в Декрете N 12 четко не прописан механизм, когда резидент захочет сам по своей воле выйти из ПВТ. Все в мире меняется. Например, собственник желает продать свой бизнес или перепрофилировать его под другие задачи. Бывают и случаи банкротства. Может быть, и такой вариант событий, когда, например, резидент остается резидентом ПВТ, но уже под другой вывеской (брэндом). А ему за это грозят экономическими санкциями. Более того, пугают штрафами и пеней в случае, если зарубежный инвестор захочет даже по своей воле сменить род деятельности и уйти из ПВТ. При этом игнорируется очевидная истина, что если инвестора привлекают как минимум на 15 лет, то, по меньшей мере, наивно ожидать, что у него ничего при этом не изменится. Ну а где гарантии самого государства, что Декрет N 12 будет неизменным именно 15 лет, что его не "улучшат" задним числом, когда станет работать просто невыгодно, а инвестором, иностранным или отечественным (неважно каким именно), уже создана инфраструктура, им обучен персонал и т.д.? В Декрете нет закрепляющей, основополагающей записи, что он не будет отменен ни под каким предлогом. Государство должно сделать и себя ответственным (не говоря уже об арбитраже и поиске справедливости в суде) гарантом сохранности частной собственности, чтобы тем самым резко снизить риски от непродуманных капитальных вложений для потенциальных инвесторов. Возможно, и штрафные санкции к иностранцам применять не надо. Ведь их опыт управления многого стоит. Белорусские специалисты в ПВТ получат неоценимый опыт эффективного управления иностранным подразделением компании с мировым именем. Я знаю лишь один пример, когда Дмитрий Конаш, наш соотечественник из Беларуси, своим умом и профессионализмом, т.е. самостоятельно, без поддержки страны добился весьма значительного положения в компании "Интел", став руководителем ее московского представительства по СНГ. Если придут ведущие мировые компании в ПВТ, то таких управленцев топ-уровня в нашей стране станет значительно больше. А чтобы пришли Samsung, Sony, Philips, Toshiba, LG, T-Systems, Oracle, MS, та же Intel и другие, нужны неоспоримые гарантии со стороны государства. Все аргументы о четком предоставлении государственных гарантий здесь приводятся на том, не раз подтвержденном практикой, основании, что, если у тебя либо у твоей страны возникает искреннее желание интегрироваться в мировое экономическое пространство, а тем более привлечь иностранные инвестиции, то нужно уважать, понимать, а главное выполнять, писаные и неписаные правила экономического поведения, принятые во всем мире. Поэтому хочу высказать еще несколько замечаний по поводу распределения предполагаемой прибыли будущих резидентов ПВТ. Известно, что в развитых и передовых странах собственник распоряжается своей прибылью независимо от воли на то государства. Если предприятие честно заплатило все налоги, то какие могут быть дальнейшие вопросы: полностью ему использовать прибыль или нет; как использовать; куда направлять средства - на обновление ли основных фондов и развитие или на благотворительность; вывозить ли заграницу и т.д. В том то все и дело, что именно нашему государству крайне необходимо перенимать лучший и передовой зарубежный опыт и предоставлять такие виды банковских и иных услуг, а также экономические преференции собственнику, чтобы у него самого не возникало даже мысли переводить капитал в другую страну. Беларуси нужны в первую очередь четко продуманные механизмы и экономические рычаги влияния. Влияния, а не давления. А запретами, лимитами и необоснованными ограничениями и тем более чрезмерным регламентированием частной производственной деятельности можно только навредить полезному делу. Надо определиться: либо ты ограничиваешься только своей страной и поступаешь в ней как считаешь нужным, ни к кому не прислушиваясь, либо изучаешь чужой опыт, анализируешь его, берешь все передовое и лучшее, что есть в мире, планомерно улучшаешь свою законодательную базу и, в конечном счете, свой имидж с тем, чтобы инвесторы по своей воле, без всякого принуждения захотели продолжать сотрудничество с тобой. И надо помнить, что капитал перетекает именно туда, где созданы более благоприятные, лучшие на сегодня условия, где есть неоспоримые гарантии государства. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Решение о создании Парка высоких технологий в нашей стране, безусловно, событие символическое, значимое, отражающее наш научный и общеэкономический ур |
|