Защищать работников,а не рабочие места -
Защищать работников,а не рабочие места -
рекомендует Всемирный банк Усилить конкуренцию на товарных рынках и сократить административные барьеры, свести до минимума вмешательство государства в регулирование оплаты труда и трудовых отношений, сосредоточить внимание на соблюдении ключевых стандартов в области труда, а также повысить эффективность системы социальной защиты - такие рекомендации Всемирного банка (ВБ) правительствам Беларуси, России, Украины и Казахстана содержатся в недавно опубликованном докладе "Расширение возможностей для трудоустройства в странах Восточной Европы и бывшего СССР". Упомянутая четверка, которая отнесена ВБ к категории "стран СНГ со средними доходами", обладает высоким экономическим потенциалом, дают свою оценку эксперты этой международной организации. Однако перед этими странами стоят очень серьезные задачи, отмечается в исследовании. "Административные барьеры встречаются повсеместно, а управление зачастую является плохим. Коррупция широко распространена. Конкуренция ограничена. Неэффективные и обременительные положения и многочисленные разрешения, а также недостаточное развитие финансовых рынков затрудняют рост бизнеса", - констатируют эксперты ВБ. Усложненное налоговое администрирование, таможенное и торговое регулирование являются, по их мнению, "ключевыми препятствиями для работы и роста предприятий в этих государствах". Проблемы с привлечением инвестиций являются следствием сложных и зачастую непонятных положений законодательства, их произвольной интерпретации, бюрократического притеснения (например, частые, продолжительные и опустошительные налоговые проверки), избирательного правоприменения и связанной с этим неопределенности, вымогательства, отмечают авторы доклада. Поэтому повышение качества законодательства, сокращение бюрократических препон и ограничение бюрократического произвола создадут более благоприятный инвестиционный климат и будут содействовать развитию частного сектора и росту численности рабочих мест в этих государствах, убеждены авторы исследования. Эксперты также предлагают "уменьшить роль государства в установлении заработной платы", заменив это прямым переговорным процессом между представителями нанимателей и работников. Сегодня государственное регулирование в этой сфере в Беларуси, России, Украине и Казахстане слишком велико, частный сектор в оплате труда фактически вынужден подстраиваться под государственный, отмечается в докладе. Выход из положения, по мнению ВБ, - развивать независимые профсоюзы и ассоциации нанимателей, представляющие весь спектр предприятий (включая малые и вновь созданные частные), во что, впрочем, верится с трудом. Несмотря на то что трудовые кодексы в упомянутой четверке стран были пересмотрены, сохраняется чрезмерное регулирование трудовых отношений, а законодательство о занятости остается относительно жестким (за исключением Казахстана), но зачастую не применяется, продолжают свой анализ эксперты ВБ. Это делает систему негибкой, оставляет мало пространства для коллективного переговорного процесса и стимулирует неформальную занятость. В данном случае более эффективными мерами стали бы отказ от регулирования трудовых отношений и концентрация усилий по обеспечению ряда основных стандартов защиты работников, соблюдение которых можно обеспечить на практике. Вообще система социальной защиты в Беларуси, России, Украине и Казахстане развита очень слабо. "Пособия по безработице здесь столь низки, что лишь немногие безработные заинтересованы в регистрации, что отчасти и объясняет низкий уровень зарегистрированной безработицы в этих странах", - говорится в докладе. В Беларуси он, к слову, за 10 месяцев 2005 г. составил 1,6% от экономически активного населения. За низким уровнем открытой безработицы и высоким уровнем занятости скрываются многочисленные проблемы: замедленная реструктуризация предприятий при сохранении избыточной численности, преобладание низкопроизводительных работ в неформальном секторе, позволяющих заработать лишь прожиточный минимум, говорится в исследовании. Значительная часть рабочей силы в Беларуси и других странах СНГ со средними доходами занята на нереформированных и, вероятно, нежизнеспособных предприятиях с низкой производительностью труда, предполагают эксперты. В рыночных условиях невозможно сохранить уровни занятости, которые наблюдались в период централизованной плановой экономики, когда занятость была не только правом, но и обязанностью для людей трудоспособного возраста. Однако фактическое состояние рынков труда в этих странах вялое, делают вывод эксперты. Слабая система социальной защиты в этих странах уже привела к широкому использованию занятости в неформальном секторе, включая работу в натуральном сельском хозяйстве, констатируют они. Чтобы облегчить перераспределение рабочей силы, нужно перейти от принципа защиты рабочих мест к защите работников, а также увеличить финансовую помощь тем, кто попадает под сокращение. Надо сказать, что подобные рекомендации в адрес белорусского правительства в той или иной трактовке звучат давно (например, о невмешательстве в регулирование оплаты труда), в т.ч. от самого Всемирного банка. Однако процесс идет, похоже, в прямо противоположном направлении: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
рекомендует Всемирный банк...
|
|